Использование интерактивной песочницы в деятельности педагога - психолога при работе с дошкольниками.
консультация (подготовительная группа)
К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.
Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9.inter_.pesok_.gotovo.docx | 135.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование песочницы в деятельности
педагога - психолога при работе с дошкольниками.
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Распознавание и передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств - важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психологическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети - а затем и взрослые.
Негативные способы поведения детей переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает "зону защиты" для ребенка. "Я в домике",- часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра - самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.
Песочная игротерапия- прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное отношение к людям и всему животному.
Курс занятий для детей младшего возраста
«Интерактивная песочница в обучении и развитии детей»
Дата | Задачи |
Октябрь | |
«Волшебный песок» Введение. «Правила Песочной страны» «Разговор с песком: | Знакомство с правилами поведения в песочнице. Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах основные понятия, приемы, способы рисования». Знакомство с песком, с его свойствами. Познакомить с приемами создания фона: из кулачка, щепоткой. |
В гостях у песочной феи. «Мы волшебники». | Развитие творческого потенциала детей. Учить ребенка медленно, а затем быстро сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. |
«Следы на песке» | Взрослый с малышом кулачками шагает по песку, оставляя следы. Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. |
Ноябрь | |
«Волшебный лес» | «Звуки леса». Релаксационное упражнение с использованием музыкального сопровождения |
«Песочный ветер» | Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. |
«Выбери и поставь» | Ведущий просит ребенка выбрать фигурки животных и поселить их в домики. |
«Угадай что спрятано в песке» | Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию. Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Можно рассказать сказку. |
Декабрь | |
«У бабушки в деревне» | Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. |
«Птичий двор» | Взрослый пускает в песок резиновые игрушки. Кто как говорит? Кто где живет? |
«Во саду ли в огороде». | По взмаху волшебной палочки песочница превращается во фруктовый сад, — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу. |
«Постройка домика для куклы». | Взрослый подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок! Вот песок какой! Сыплю я песочек, Сыплю золотой! Сделаем из песка горку». |
Январь | |
«Песочная сказка» «Праздничные украшения» | Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения).Дети украшают фигуры различными мелкими предметами. |
«Секретное задание для крота». | Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком, обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки). |
Февраль | |
«Песочная сказка» «Солнечные лучики» | Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку». |
«Заборчики» | Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик. |
«Норка для мышки» | Ребенок вместе с педагогом-психологом копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку. |
«Цветные заборчики» | На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. |
Март | |
«Опыты и эксперименты с песком» «Игры с решетом» | Взрослый показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза») |
«Свойства мокрого песка» | Взрослый показывает детям, как сделать мокрый песок, используя воду. Педагог- показывает как можно играть с мокрым песком (лепим колобок, пирожки, куличики). |
«Удивительный узор» | Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку«Кто, куда, зачем и что случилось?». |
Апрель | |
«Забавный песок» «Забавные ладошки» | Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д. |
«Прыгают зайцы» | Кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. |
«Ползут змейки» | Ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). |
«Необыкновенные следы» | «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). |
«Кроказябла» — | Дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). |
Май | |
«Моя сказка» «Песочный театр» | Демонстрация воспитанникам сюжета сказки с использованием дидактического материала. Проигрывание совместно с детьми сказки или сюжетной ситуации. |
«Необыкновенные следы» | Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. |
«Кто к нам приходил?» | Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Использование интерактивной песочницы iSandBOX в работе с детьми старшей группы "Песочная терапия"
Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом,английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры ...
Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками.
Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этом потребность и права других членов общества....
Статья:,,Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками"
Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатыватьсобственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этомпотребность и права других членов общества.Известно, что...
Опыт использования интерактивной песочницы в психолого-педагогической работе с дошкольниками
Современный мир характеризуется, в том числе, активной разработкой и внедрением информационных технологий в разные сферы жизни человека. Особенно неоднозначно развитие современных технологий сказывает...
«Использование интерактивной песочницы в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания....
Мастер- класс для воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе ДОУ"
Познакомить педагогов с возможностями интерактивной песочницы. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях....
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»
laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...