Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."
учебно-методическое пособие

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".

В рамках Секции №1 "Проектирование основных компонентов образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС" было предствлено сообщение Зазерской Е.В., педагога-психолога ГБДОУ №19 Курортного р-на СПб "Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Н. К. Крупская

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Зазерская Е.В., педагог-психолог ГБДОУ №19 Курортного  района СПб.

Перечень игр, представленных в материале:

1. АУ!

2. Раздувайся пузырь!

3. Ласковое имя

4. Кто к нам в гости пришёл?

5. Назови себя

6. Позови ласково

7. Назови ласково

8. Волшебный стул

9. Волшебная палочка

10. Магазин вежливых слов

11. Вот какая бабушка

12. Добрые слова

13. Вот какой папа

14. Опиши друга

15. Вот какая мама

16. Что изменилось?

17. Подарок на всех

18. Давайте поздороваемся

19. Клеевой ручеёк

20. Волшебные водоросли

21. Вежливые слова

22. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.

23. Игры ситуации

24. Коврик примирения

25. Если «Да»-похлопай, если «Нет»-потопай

26. Ладонь в ладонь

27. Интервью.

Список источников

Пояснительная записка.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Н. К. Крупская

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

Коммуникативные игры для детей 3-7 лет.

Ау! 
(авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Возраст: 3-4 года
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Ласковое имя
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Возраст: 3-4 года.

Описание игры Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танечка, Юлечка, Петенька и т.д.) Педагог обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Кто к нам в гости пришел?
Цель: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: 3-4 года
Описание игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

Назови себя
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: 3-4 года
Описание игры:: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Позови ласково
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Возраст: 3-5 лет
Описание игры: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

«Назови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Возраст: 3-5 лет

Описание игры: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Возраст: 3-5 лет. 

Описание игры: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка»

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.  

Возраст: 3-5 лет.

Описание игры: Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Магазин вежливых слов»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение общаться. 

Возраст: 3-5 лет.

Описание игры: Педагог: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.  Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

«Вот какая бабушка»

Цель: Воспитывать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Возраст: 3-5 лет.

Описание игры: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.  

  «Добрые слова»

Цель: Развивать умение употреблять в речи добрые слова.   

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся.  Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Вот какой папа».

Цель: Воспитывать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Возраст: 4-5 лет.  

Описание игры: Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.    

 «Опиши друга».

Цель: Развивать внимательность.

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры: Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.  

 «Вот какая мама».

Цель: Воспитывать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры:  Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: Развивать внимательность и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Возраст:4-5 лет.

Описание игры:  Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.  

«Подарок на всех»

Цель: Развивать чувство коллектива, умение дружить ,    делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».  

«Давайте поздороваемся».

Цель: Создавать в группе психологически непринужденную обстановку. Возраст:4-5 лет.

Описание игры: Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

Клеевой ручеёк

Цель: создать условия для развития у детей умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Возраст: 4-7 лет.

Описание игры. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Волшебные водоросли

Цель: создать условия для снятия телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Возраст: 4-7 лет.

Описание игры. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель: создать условия для развития уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Возраст:4-7 лет.

Описание игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: создать условия для развития у детей умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Возраст:4-7 лет.

Описание игры. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игры-ситуации

Цель: создать условия для развития у детей умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Возраст: 4-7 лет

Описание игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Коврик примирения

Цель: создать условия для развития у детей коммуникативных навыков и умения разрешать конфликты.

Возраст: 4-7 лет.

Описание игры. Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: создать условия для развития у детей коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 4-7 лет.

Описание игры. 

Количество играющих: 2 или более человек.

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Ладонь в ладонь

Цель: создать условия для развития у детей коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Описание игры. 3-7 лет

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Интервью

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-7 лет

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

Список источников:

  1. Л.А.Дубинина Сборник игр и упражнений «Коммуникативная компетентность дошкольников
  2. https://nsportal.ru/
  3. Сайт asds10.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное...

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.

Одна из форм оуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,- интегрированная совместная деятельночть с дет...

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.

Одна из форм оуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,- интегрированная совместная деятельночть с дет...

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...