Статья: Знакомство с творчеством детских писателей.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Салахидинова Ёркиной Инамидиновна 11 группа
Статья: ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Мировая классическая литература богата прекрасными изданиями для детей. В этих книгах доступных детскому восприятию много чудесных сказок, стихотворений, шуток, загадок, притчей и прибауток весёлых историй. Дети познают окружающий мир через приключение сказочных героев, забавные случаи в жизни мальчиков и девочек, знакомятся с животным миром.
Зверюшки: медвежата, зайчики, лисята, волки и козлята и другие воспринимаются маленькими детьми в хорошем, добром мире, где всегда добро побеждает зло.
Природа радует красотой цветов, деревьев, богатством красок полевых цветов, пением птиц.
Для детей создавал сказки А.С.Пушкин. Л.Н.Толстой основал школу для детей крестьян, умел с ними разговаривать, читая им множество сказок и историй. Дети хорошо слушали его рассказы ‘’Воробей и ласточка’’, ‘’Акула’’, “Филипок’’, ’’Лев и собачка’’, ’’Котёнок’’, ’’Волк’’, ’’Упрямая лощадь’’, ‘’Пожарные собаки’’.
Детская литература России наполнена сказками А.С.Пушкина ‘’Сказка о царе Салтане’’, ‘’Сказка о рыбаке и рыбки’’, ’’Сказка о попе и его работнике Балде’’, стихами ‘’Зимнее утро’’, ‘’Няне’’, ‘’У лукоморья дуб зелёный’’ и другими:
Есть стихи для детей у Н.А.Некрасова ‘’Школьник’’, ‘’Дедушка мазай и зайцы’’ и др.
Интересна сказка П.П.Ершова ‘’Конёк Горбунок’’, стихи А.А.Блока ‘’Зайчик’’, ‘’Ворона’’, ‘’Колыбельная песня’’, ‘’Учитель’’, стихи С.А.Есенина ‘’Берёза’’, ‘’С добрым утром’’, ‘’Пороша’’, ‘’Бабушкины сказки’’, ‘’Черёмуха’’.
Небольшие художественные рассказы с разнообразной тематикой посвятил детям выдающийся педагог К.Д.Ушинский о природе: ’’Четыре желания’’, ‘’Четыре времени года’’, ‘’Проказы старухи зимы’’. О труде человека: ’’Как рубашка в поле выросла’’, ’’Как строят дома’’, о животных: ‘’Бишка’’, ‘’Лошадка’’, ’’Коровка’’, ‘’Овца’’, ‘’Голуби’’, ‘’Бодливая корова’’ о детях; ‘’Дети в роще’’, ‘’Трусливый Ваня’’, ’’Утренние лучи’’, ‘’Четыре желания’’, о растениях ‘’История одной яблоньки.
Его рассказы развивают у детей наблюдательность, воспитывают добрый взгляд на мир природы.
С целью развития речи у маленьких детей и обучения родному языку необходимо широко использовать детскую литературу. Желательно уже в дошкольном возрасте знакомить детей с народным творчеством: сказками, баснями, колыбельными песнями, небылицами, загадками. Через книжки ребёнок открывает мир вокруг себя, вырабатывает отношениек природе, животному и растительному миру. Одним из самых любимых детских писателей стал К.И.Чуковский. Его стихи наполнены самыми яркими необычными образами и словосочетаниями. Достаточно вспомнить ‘’Мойдодыра’’, где всех нерях, грязнуль воспитывает ‘’Умывальников начальник и мочалок Командир’’, или ‘’Муху-цокотуху’’ - позолоченое брюхо’’. Благодаря чётким рифмам стихи легко читаются и запоминаются. Чуйковский. К.И. записывал свои наблюдения за детьми, что и как говорят. Он вёл записи составил книгу ‘’От двух до пяти’’, в которой проявил себя и как детский писатель, и как замечательный педагог и учёный.
Всем детям нравятся стихи К. И. Чуйковского : ’’Крокодил’’, ‘’Айболит’’, ‘’Тараканище’’, охотно слушают и очень любят разглядывать картинки в книжках про ‘’Краденые солнце’’, ‘’Федорино горе’’, ‘’Путаницу’’.
C детства в сознание многих из нас вошли стихи А. Л. Барто. Для нас они являются часто самым первым обращением к огромному миру художественной литературы.
Главное для Агнии Барто всегда оставалось познание мира ребёнка, особенности его воображения и мышления. Она внимательно изучала , что делают малыши , как и о чём говорят. Позже писала стихи для самых маленьких так , как их представляла. Стихи издавались отдельными книжками для малышей и для детей постарше возрастом. ‘’Кого считать счастливым?'' ‘’Что с ним такое?’’ первыми были ‘‘Девочка рёвушка’’ и ‘’Девочка чумазая’’, позже ‘’Мишка-воришка’’, посвящённые маленьким детям примерно четырёх-восьми лет. Нравились стихи детям потому, что в них узнавали самих себя и свои проделки. Для младших школьников А. Барто выпустила сборник ‘’Братишки’’, и ‘’Мальчик наоборот ‘’. Долгую жизнь своим стихам она определяла словами; Стихи, написанные для детей, должны быть неистощимо молоды’’.
Очень хорошо знал психологию детей и писал для них замечательные произведение Самуил Яковлевич Маршак.
Первыми книжками для детей С.Я. Маршака стали ‘’ Дом, который построил Джек’’, ‘’ Детки в клетке’’, ‘’ Сказка о глупом мышонке’’. Причём он создавал книжки-картинки, которые можно было не только читать , но и рассматривать рисунки - иллюстрации . Книжки эти были красочно оформлены. Так были сделаны книги ’’Цирк’’, ‘’Мистер Твистер’’, ‘’Багаж’’, ‘’Мороженое’’, ‘’Детки в клетке’’. Помимо этого С.Я.Маршак создал первый в нашей стране журнал для детей ‘’Воробей’’ для детского чтения.
Поэт всегда стремился сделать понятными для самых маленьких зрителей свои пьесы-сказки ‘’Двенадцать месяцев’’, ‘’Горя бояться - счастья не видать’’, ‘’Умные вещи’’, ‘’Кошкин дом’’.
В этих сказках-пьесах есть и хорошие и плохие герои, и С.Я.Маршак даёт им чёткие характеристики помогающие детям понимать где добрые, хорошие поступки, а где злые, плохие.
Знакомство с С.Я.Маршаком привело в ряды детских писателей С.В.Михалкова, которому нравилось писать стихи и сказки для детей.
Вскоре многие стихи С.В.Михалкова стали включать в школьные учебники и хрестоматии и в журнал ‘’Пионер’’. Дети наизусть заучивали его стихи ‘’ А что у вас ? ‘’ ‘’ Песенка друзей ‘’, а дядя Стёпа-милиционер стал любимым литературным героем .
С.В.Михалков как бы непосредственно разговаривал с детьми , но никогда не подделывался под детскую речь и заигрывал с детьми .
Самой любимой книжкой малышей стала ‘’ Три поросёнка, нравились детям его пьесы ‘’ Зайка-Зазнайка ‘’ и ‘’ Новые приключения Кота в сапогах ‘’ , с интересом воспринимают cтихи ‘’ Мы с приятелем ‘’ , ‘’ Упрямый Фома ‘’ , ‘’Весёлый турист ‘’.’’Мой друг ‘’ , ‘’ Десятилетний человек ‘’ , ‘’ Про мимозу ‘’ .
Многие писатели ведут разговор с маленьким читателем естественно и доверительно настольно, что дети верят безусловно всему, о чём они слышат.
Через книги дети знакомятся с удивительным многоголосым и красочным миром природы. Героями детских книг становятся Жаворонки и Летучие мыши, Коты и Медведи, Волки и Киты . Целую серию таких книг создал В.В.Бианки: ’’Путешествие красноголового воробья’’, ‘’Чей нос лучше?’’, ‘’Кто чем поёт?’’, ’’Лесные домишки’’, ’’Лесная газета’’. В.В.Бианки показывает в книгах.
Как меняется природа в разные времена года и то, что в ней происходит весной, летом, осенью и зимой.
Детские писатели стараются подружить детей с миром природы, учат любить и охранять природу, наблюдать за жизнью растений, насекомых, зверей и птиц через свои книжки. Е. Чарушин в рассказах ‘’Что за зверь?’’, ‘’Как мальчик Женя научился говорить ,букву ‘’Р’’. ‘’Никита-охотник’’, ‘’Воробей’’, ‘’Лиса’’, ’’Волчишко’’, ‘’Кто как живёт’’, ‘’Про зайчат’’, ‘’Дятел’’. М.Пришвин ‘’Листопад’’, ‘’Последние грибы’’, ‘’Птицы и листья’’, ‘’Цветущие травы’’, ‘’Лисичкин хлеб’’.
И.Соколов Микитов ‘’Осень в лесу’’, ‘’Зима вьюжная’’, ‘’Беляк’’. Н.Сладков ‘’Приёмыши’’, ‘’Грачи прилетели’’, ‘’Поле вокруг зелёное’’. З.Александрова ‘’Ёлочка'', ''Птичья ёлка’’, ‘’Зимняя песенка’’, ‘’Дождик’’, ‘’Снежок’’. Л.Воронкова ‘’Солнечный денёк’’, ‘’Хитрый снеговик’’, ‘’Лебеди и гуси’’, ‘’В небе тучки построили’’. Г.Снегирев ‘’Морская свинка’’, ‘’Скворец’’, ‘’Как птицы и звери к зиме готовятся’’. Б. Заходер ‘’Отшельник и Роза’’, ‘’Русачок’’, ‘’Почему петух кричит трижды в ночь’’, ‘’Как волк песни пел’’.
Детские писатели используют художественные средства, доступные для восприятия ребёнком. Живой язык, простые слова, которые дети способны понять и запомнить. Тексты очень близки к устному народному творчеству, писатели ведут с детьми то серьёзный, то шутливый, то иносказательный разговор.
Авторы уважают ребенка и говорят с ним на равных, не используя трудных непонятных слов. Это очень ценно, об этом ещё говорил Макаренко А.С. подчёркивая , что от того ,какое воспитание получит ребёнок в дошкольном возрасте, во многом зависит его будущее. Азбука нравственности, первые уроки порядочности маленькими детьми усвоены не формально. Честность, доброта, справедливость, чувство товарищества станут будущей нравственной позицией ребёнка. Воспитание этих качеств с использованием творчества детских писателей - важнейшая задача дошкольных работников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с творчеством детских писателей Прикамья
занятие по социальному развитию...
«Знакомство с творчеством детского писателя Н.Н.Носова»
Цель проекта: Познакомить детей с творчеством писателя Н.Н.Носова. развивать интерес к художественной литературе. Побуждать детей понимать нравственный смысл произведений автора. Организовать выставку...
Презентация организации образовательной деятельности по теме "Знакомство детей с творчеством детского писателя А.Барто"
Материал предназначен педагогам дошкольной образовательной организации. В нем описано с помощью каких видов деятельности дети знакомятся с творчеством детского писателя....
Совместная деятельность с родителями и детьми «Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Заходера»
Познакомить детей с творчеством писателя, главными героями рассказов и сказок.Давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать свое мнение.Учить чувствовать юмор стихотворения...
«Знакомство с творчеством детских писателей как средство формирования читательского интереса и развития творческих способностей у дошкольников»
Цель: формирование у детей читательского интереса, развитие творческих способностей, в процессе ознакомления с творчеством детских писателей и приобщению к театру....
Проект по знакомству с творчеством детских писателей в средней группе «Писатели - детям»
По данному проекту воспитанники более глубже изучат творчество руских писателей таких, как А.Л. Барто, В.Г.Сутеев, С.Я.Маршак, Э.Н. Успенский, С.В.Михалков, К.И.Чуковский, В.Д.Берестов, В.Ю.Драгунский...
Конспект НОД "Знакомство с творчеством детского писателя Виталия Бианки" для детей старшего дошкольного возраста
Знакомство детей с миром природы через творчество писателя - природоведа Виталия Бианки....