Конспект НОД "Знакомство с творчеством детского писателя Виталия Бианки" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по художественной литературе

Крикунова Ольга Николаевна

Знакомство детей с миром природы через творчество писателя - природоведа Виталия Бианки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bianki_v.v.docx60.88 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица  Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,

E-mail: ugleva.ol@yandex.ru

Знакомство с творчеством детского писателя Виталия Бианки

конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676645650_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-vitaliya-bianki-3.jpg

Воспитатель: Крикунова О.Н.

с. Беллык 2024

Цель: Знакомство детей с миром природы через творчество писателя – природоведа Виталия Бианки.

Задачи: 

  • Пробуждать любознательность, активный интерес к миру природы через произведения Виталия Бианки;
  • Развивать монологическую речь детей, зрительную память, внимание, логическое мышление;
  • Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, уметь быть внимательными, наблюдательными.

Материал: Произведения писателя Виталия Бианки, портрет писателя В. Бианки, аудиозапись «Звуки природы»

Ход НОД

1. Организационный момент

Звучит аудиозапись «Звуки природы»

Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете, когда слушаете эти «Звуки природы»? (ответы детей)

Воспитатель: Любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Они умеют читать сокровенные тайны и разгадывать секреты природы. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

2. Основная часть

Воспитатель: Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Сегодня мы и познакомимся с творчеством этого замечательно писателя, посмотрим его книжки, поиграем в игры.

Показ портрета В.В.Бианки

Воспитатель: В. В. Бианки родился в г. Санкт – Петербурге. С самого детства его интересовало все то, что «дышит, цветет и растет». Его отец был ученым – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающий птиц), а мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.

Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Именно там он впервые отправился в лесное путешествие. С тех пор лес для В. Бианки стал волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Читая их, мы как будто живем вместе с птицами и животными, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.

Книги писателя Виталия Бианки

Воспитатель: Его рассказы «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Первая охота», «Кто чем поет?», «Чьи эти ноги?».  Но главной книгой для писателя стала его «Лесная газета». Эта книга была настоящей энциклопедией русской природы. Вот именно в этой книге были написаны жалобы жителей леса на нерадивых посетителей.

Воспитатель: Я вам сейчас зачитаю эти жалобы, а вы постарайтесь узнать, кто же жалуется.

Игра «Узнайте их!»

  • Жалуемся! А что же нам делать? Когтей у нас нет, клыков – нет, вот всяк обидеть норовит. Кто ягод рябины захочет – срывает вместе с ветками с дерева кисти. Жёлуди нужны – сшибают с дуба камнями, палками, только треск идёт! Растопка для костра нужна – кору кольцом с берёзы или ели стешут. Да ещё топор в живой ствол по обух воткнут. Мы болеем, мы чахнем, а им и горя мало: в лесу, говорят вас много. – Кто жалуется? (Деревья)
  • Жалуемся! Оскорбили словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварям? Почему на руках бородавки? Разве мы виноваты? А раз так – бей нас! – Кто жалуется? (Жабы)
  • Что хотите делайте с нами: режьте, жарьте, варите, даже маринуйте! Только не портите нашу лесную подстилку! – Кто жалуется? (Грибы)

Воспитатель: ребята, Виталий Бианки очень любил отгадывать лесные загадки, которые оставляли звери. Попробуйте и вы отгадать лесные загадки:

Пышный хвост торчит с верхушки, что за странная зверушка?
Разгрызет орешек мелко, ну, конечно, это…(белка)

Кто в лесу тоннели роет, на ручьях плотины строит?
Зубы, точно топоры, это трудятся …(бобры)

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт,
Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель …(ёжик)

Я, сознаюсь, виновата, я хитра и плутовата (лиса)

В лесу темно, все спят давно, одна птица не спит:

На суку сидит, мышей сторожит (сова)

Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло, дом такой зовут … (гнездо)

Воспитатель: Ребята, где можно встретить героев сказок и рассказов В. Бианки? (ответы детей)

Стихотворение

Повсюду: в лесу, на поляне,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях…

Воспитатель: Как мы с вами уже сказали, Виталий Бианки писал о природе и жизни животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете особенности некоторых животных. На экране будут появляться части животных – зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили.

Игра «Чей, чьи, чья?»

  • Чей это клюв? (клюв пеликана).
  • А чей это хвост? (хвост лисы, хвост волка).
  • А чьи это лапы? (лапы медведя).
  • А у какой птицы грудка такого цвета? ( грудка снегиря).
  • Чьи лапки? (лапки с перепонками – утки).
  • У какого зверя такая спина? (шубка бурундука).
  • Чьи уши? (зайца, белки).

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы быстро справились.

Физкультминутка «В лесу»

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер срывает листву.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, сразу покажем.

Крылья сложим назад.

Движения выполняются согласно тексту

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по произведениям В.Бианки о жителях леса.

  • Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
  • Птица, охотится на грызунов? (сова)
  • Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше»? (пеликан)
  • Скажите, для чего мухе нужен был хвост? (для красоты)
  • Какой зверь обманывает собак своим хвостом? (лиса)
  • Про кого так говорит В. Бианки: «По веткам скакалка, по дуплам сиделка» (белка)
  • Кого В. Бианки называет Терентием? (тетерева)

Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с новой сказкой В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок».

Чтение сказки и беседа

В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»

Жили-были старик со старухой – те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

Глянь-ка, старуха, никак, под кустиком-то наш Колобок лежит?

Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок – и наткнись на что-то колючее. Старуха: «Ой!» - а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.

Катится Колобок по дорожке – навстречу ему Волк.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я лесной Колобок – Колючий Бок!

Я по коробу не скребён, по сусеку не метён,

На сметане не мешён, я под кустиком рос,

Весь колючками оброс, я на ощупь нехорош,

Меня голыми руками не возьмёшь!

Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,

От тебя, Волк, подавно уйду!

Волк рассердился – хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку – ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, только его Волк и видел!

Катится Колобок – навстречу ему Медведь.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я лесной Колобок – Колючий Бок!

Я по коробу не скребён, по сусеку не метён,

На сметане не мешён, я под кустиком рос,

Весь колючками оброс, я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмёшь!

Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл, от тебя, Медведь, подавно уйду!

Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, губы наколол – ой, больно! А Колобок опять покатился, - только Медведь его и видел!

Катится Колобок – навстречу ему Лиса.

Колобок, Колобок, куда катишься?

Качусь по дорожке.

Колобок, Колобок, спой мне песенку! Колобок и запел:

Я лесной Колобок – Колючий Бок!

Я по коробу не скребён, по сусеку не метён,

На сметане не мешён, я под кустиком рос,

Весь колючками оброс, я кругом нехорош,

Как меня возьмёшь? Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл, я от Волка ушёл,

От Медведя ушёл, от тебя, Лиса, не хитро уйти!

И только было покатился по дорожке – Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок – плюх! – в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, - поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной ёж.

Воспитатель: Ребята, кто же этот лесной колобок – колючий бок? (ответы детей)

3. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, чему же учат нас книги Виталия Бианки? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно же, быть любознательными и наблюдательными, жить в дружбе с животными и растениями, заботиться, оберегать и охранять их. Ведь «кто природу губит, тот свой край не любит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с учетом ФГТ: «Русская Матрешка» ( образовательные области: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация). для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие с учетом ФГТ:  «Русская Матрешка» ( образовательные области: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация).  для детей старшего дошкольного возраста  ...

Развитие творчества и конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке представлен перспективный план развития творчества и конструктивных умений при ознакомлении с играми на плоскостное моделирование...

Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...

Опыт работы "Природа и творчество. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом"

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе в использованным и природным материалом...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпускная квалификационная работа

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпускная квалификационная работа...

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста.

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста.     В данном материале представлены:Актуальность данной темы.Задачи развития и...

Методическая разработка: "Музыкально - литературный вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина, для детей старшего дошкольного возраста "Россия глазами великого поэта".

Цель:Прививать любовь и уважение к отечественной литературе и истории, к художественному слову,  книге.Задачи:Воспитывать  интерес к человеку и его внутреннему миру.Формировать речевую деяте...