Выступление «Самореализация дошкольников через интегрированные занятия»
материал (старшая группа) на тему

Землякова Людмила Владимировна

формирования  эмоционально-ценностного  отношения  к  себе,  окружающему  миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Доклад

 «Самореализация дошкольников через интегрированные занятия»

        

        Сегодня вопрос творческой самореализации является актуальной проблемой и основополагающим  направлением  развития  личности  ребёнка,  при  которой художественно-творческая деятельность признаётся наиболее эффективным средством формирования  эмоционально-ценностного  отношения  к  себе,  окружающему  миру.

Именно в процессе художественного творчества ребёнок реализует свою потребность в самоактуализации, самореализации, определяет своё место в обществе, находит своё «Я». Однако период дошкольного детства как  важнейший  этап  формирования  потребности  личности  в  творческой самореализации изучен недостаточно.

Детство уникальный  период человеческой  жизни,  когда  творчество  становится  естественным  способом существования. При этом, по словам Л. С. Выготского, творческая деятельность«...на каждой возрастной ступени... имеет своё собственное выражение, каждому периоду детства  свойственна  своя  форма  творчества» . В  этой  связи значительно  возрастает  необходимость  в  эффективных  педагогических  технологиях эстетического образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого  потенциала  и  способствующих  накоплению  опыта  художественно-творческой деятельности.

  Полагаю,  что  к  условиям  формирования  потребности  в  художественно-творческой самореализации дошкольников относятся:

•  создание  атмосферы  заинтересованности,  психологического

комфорта и эмоциональной раскрепощённости;

•  построение  полихудожественной  среды,  способствующей

комплексному  художественному  воздействию  на  эмоционально-чувственную  сферу дошкольника;

•  учёт возрастных и психофизиологических особенностей развития ребёнка;

•  предоставление ребёнку свободы выбора деятельности,продолжительности

занятия;

•  ненавязчивая, доброжелательная помощь педагога.

Данная система,  способная  эффективно  развивать творческое мышление ребёнка, объединяя знания, умения и навыки, накопленные в различных видах творческой деятельности в единое целое; вырабатывая стремление творчески проявлять и выражать себя в какой-либо деятельности.

В  то  же  время,  интегрированное  музыкальное  занятие  —  игровая  модель, основанная  на  взаимосвязи  различных  видов  искусств,  где  музыка  выступает доминирующим  искусством.  Остальные  помогают  более  глубокому  осмыслению художественного образа, усиливая степень его эмоционального восприятия детьми.

В качестве современной технологии мы рассматриваем интеграцию разных видов  искусств,  позволяющую  создать  благоприятные  условия  для  творческой деятельности детей, поощрять её и анализировать возникающие трудности и проблемы каждого, проектируя дальнейшую деятельность и разрабатывая наиболее эффективные пути педагогической поддержки процесса художественно-творческой самореализации.

Целью  такой  педагогической  поддержки  является  создание  оптимальных условий  для  полноценного  развития  ребёнка  в поликультурной  среде,  формирование  потребности  в  творческой  самореализации, раскрытии  и  активизации  врождённых  способностей.  При  этом реализуются следующие задачи художественного образования и творческого развития дошкольников:

•  осознание ребёнком своей уникальности, важности и ценности его личности,  его «Я»;

•  развитие способности к адекватной оценке окружающего мира, себя в этом мире;

• развитие способности анализировать результаты художественно-творческой деятельности – как своей, так и окружающих;

• создание  условий  для  активной  художественно-творческой  деятельности дошкольников;

• развитие  умения  применять  полученные  навыки  для  представления  своей интерпретации  воспринимаемого  музыкального  образа  выразительными  средствами разных видов искусств;

•  оказание помощи в преодолении возникающих трудностей в общении между субъектами образовательного процесса при передаче художественного образа;

•  стимулирование  творческой  активности  дошкольников,  формирование потребности  к  предъявлению  своих  эмоций  и  чувств  средствами  художественного творчества.

На мой взгляд, система педагогической поддержки художественно-творческой самореализации дошкольников   в условиях интеграции искусств может помочь ребёнку осознать свои способности и возможности в реализации своей творческой инициативы и активности; выразить своё эмоциональное состояние, свои эстетические впечатления,  что способствует  свободной самореализаци личности».

Из  многообразия  видов  и  форм  занятий,  в  рамках  которых  осуществляется художественно-творческая  деятельность  дошкольников,  мы  рассматриваем  систему интегрированных  музыкальных  занятий.

Для  нас  наибольший  интерес  представляет  —  интеграция различных  видов  искусств.  Педагог,  устанавливая  связь  между  целым  комплексом искусств, получает возможность, развивая эрудицию и кругозор ребёнка, соединить разрозненные знания из области различных искусств в единую систему. Главным в этом  процессе  является  осознание  ребёнком  многообразия  окружающего  мира, постижение чувств и эмоций других людей, развитие воображения и фантазии.

В процессе  художественно-творческой  самореализации дошкольников

существует (работает) комплекс интегрированных музыкальных занятий.

В основе комплекса лежит восприятие музыкальных  произведений  или  слушание  музыки  как  специально  организованная образовательная  деятельность,  так  как  именно  восприятие  произведения  искусства,  будь  то  музыка,  поэзия  или  живопись,  лежит  в  основе  любой  художественно-творческой деятельности. Научить детей не просто слушать, а слышать и понимать, о чём и как рассказывает музыка, переживать её содержание как художественно-образное отражение действительности — важнейшая задача музыкального образования. «Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно  слушать,  отмечая...развитие  образов...»

Так,  в  процессе  занятия  по  теме «В  гостях  у  сказки» дети  определяют

настроение трёх пьес русских композиторов: «Баба Яга» П. И. Чайковского; «Баба Яга» А. К. Лядова; «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского – и описывают свои представления  о  музыкальных  образах,  переданных  в  музыке,  их  действиях.  Затем подбирают  иллюстрации,  соответствующие  воображаемому  образу,  стихотворный текст,  музыкальные  инструменты,  помогающие  в  его  передаче.  Далее  творческая активность детей проявляется по-разному: они передают игровой музыкальный образ с помощью танцевального движения, вокальной или инструментальной импровизации, раскрывают воображаемый образ в рисунке или стихотворении, при необходимости прибегая к помощи педагога. Например,  после  прослушивания  данных  пьес  дошкольники  пяти  лет определили  пьесу «Баба-Яга» П.  И.  Чайковского, вразрез со сформировавшимся мнением искусствоведов, как весёлую, жизнерадостную, праздничную и представили образ  Бабы-Яги,  танцующей  на  солнечной  поляне,  изображенной  на  картине А. К. Саврасова  «Пейзаж  с  дорогой».  Музыкальный  образ,  созданный М. П. Мусоргским, определенный ими как образ злой и страшной ведьмы, колдующей над  котлом  с  волшебным  зельем,  скачущей  вокруг  этого  котла  и  трясущей  своей клюкой, дети соотнесли с картиной И. И. Шишкина «Дебри».

Создавая  свою  интерпретацию  этих  музыкальных  пьес,  дети  самостоятельно

разделились на три группы таким образом: инструментальная группа состояла из пяти детей, танцевальная — из трёх, художественная — также из трёх. Одна девочка решила наблюдать со стороны за всем происходящим. Участвуя в создании единого образа,  дети очень слаженно взаимодействовали, поддерживая, дополняя и развивая идеи друг друга и чутко реагируя на смену характера звучания музыкальных пьес. С большим интересом  все  рассматривали  рисунки  с  изображением  Бабы-Яги. Система педагогической поддержки художественно-творческой самореализации дошкольников в условиях ДОУ выразительные средства, применённые маленькими художниками для передачи образа весёлой или страшной колдуньи.

Следовательно,  музыкальное  занятие,  построенное  на  принципах

взаимодействия  и  интеграции  разных  видов  искусств,  способствуют  развитию

творческого  воображения,  активизируют  творческие  проявления  дошкольников, стимулируют развитие у них творческих способностей, обогащают опыт творческой деятельности.  При  этом  педагогическая  поддержка  художественно-творческой самореализации детей осуществляется при следующих условиях:

•  сформированная  художественно-эстетическая  развивающая  среда, способствующая более эффективному художественному развитию ребёнка;

• применение новейших образовательных ресурсов для повышения интереса детей к интегрированным музыкальным занятиям;

•  применение игровых, развивающих и других технологий для создания особой атмосферы увлекательной игры и творческой свободы.

Всё  сказанное  позволяет  сделать  вывод,  что  объединение  различных  видов искусств  на  интегрированном  музыкальном  занятии  не  только  выступает  важным условием  реализации  творческого  потенциала  детей,  помогая  создавать  атмосферу эмоциональной  свободы  и  раскрепощённости,  способствующую  более  полному раскрытию музыкальных, творческих и художественных способностей дошкольников,  развитию  их  коммуникативных  навыков,  но  и  позволяет  расширить  представление детей о возможностях разных видов искусств в передаче художественного образа, в возможности  предъявления  окружающему  миру  своих  чувств  и  переживаний,  в предъявлении своего внутреннего мира, своего «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей раннего возраста через интегрированные занятия

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Возможность понимать речь и говорить становится для р...

Формирование элементарных математических знаний через интегрированные занятия

Формирование  элементарных математических знаний через интегрированные занятия.             Работая с детьми и проводя одни и те ...

Валеологическое образование дошкольников через систему занятий познавательного цикла

Данная статья раскрывает опыт работы Помиранцевой Елены Григорьевны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, валеологического воспитания дошкольников через цикл занятий познавательного характера "По...

Художественно–эстетическое развитие дошкольников через интегрированные занятия

Эффективность художественно – эстетического воспитания детей определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования....

Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность.

Взрослым необходимо заботиться  об  эмоциональном  благополучии  ребенка  (поддерживать,  подбадривать,  помогать  поверить  в  свои  силы  ...

КОНЦЕПЦИЯ «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором»

В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, обще...