Валеологическое образование дошкольников через систему занятий познавательного цикла
статья по теме

Москалева Мария Ивановна

Данная статья раскрывает опыт работы Помиранцевой Елены Григорьевны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, валеологического воспитания дошкольников через цикл занятий познавательного характера "Познай себя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologiya.rar609.67 КБ
Файл plan_krujka.rar24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Валеологическое образование дошкольников через систему занятий познавательного цикла «Познай себя»

(Из опыта работы Помиранцевой Елены Григорьевны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)

« Я не боюсь ещё и ещё раз сказать:

 забота о здоровье - важнейшая работа

 воспитателя. От жизнерадостности,

 бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы»
В. Сухомлинский.

Актуальность 

Настоящее экологическое состояние ставит под угрозу национальное здоровье, снижает трудоспособность современного человека, его мобильность, выносливость. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие).
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. 
Значение культа здоровья значительно возрастает.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. 
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это 
состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. 

Дошкольное учреждение выполняет важную функцию, являясь первой ступенью в развитии и воспитании ребенка. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Проблема заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей старшего дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Занятия физической культурой и ЗОЖ всегда будет являться надежной психологической защитой молодежи, которая в дальнейшем поможет детям стать конкурентными во всем: в учебе, устройстве на работу, карьерном росте и т.д. 

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью. Но, при решении задач валеологического образования в детском саду, необходимо правильно выбрать методы активного воздействия, приносящие положительные результаты. Вопрос валеологического образования изучен широко, но необходимо продолжать методический поиск в данном направлении, совершенствуя традиционное обучение. 

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования привычки здорового образа жизни и недостаточными возможностями традиционного обучения.

Ведущая педагогическая идея       

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые качества личности.

Ведущая педагогическая идея определяется повышением валеологического образования дошкольников через разработку системы занятий познавательного цикла, формирующих культуру здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, формирование индивидуального стиля здорового поведения.

Методологическая основа опыта

        В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учённых России и мира, такими, как И.А. Аршавским и Н.П. Дубининым. По мнению этих учёных, необходимо сконцентрировать внимание на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

Изучив работы академика И.А. Аршавского я увидела, что без необходимого объёма двигательной активности рождающийся незрелым человеческий плод не может пройти все необходимые фазы формирования, а во взрослом периоде человек не может накапливать энергию необходимую для нормальной жизнедеятельности.

Всё, чему я учу детей, они должны применять в реальной жизни. Анализируя образовательные программы дошкольного образования так же видно, что всё больше разделов посвящено изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни.

В программе Н. Е. Веракса «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно – гигиенических навыков, правильной осанки. Большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме, подвижным играм.

Новизна опыта

Цикл занятий «Познай себя» - это эффективная форма передачи знаний и опыта детям. Именно здесь можно помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
      Исходя из этого, я попыталась решить проблему валеологического образования дошкольников через систему занятий познавательного цикла, формирующих культуру здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость

Мой многолетний опыт работы показал, что для создания благоприятных условий, для развития здорового ребёнка, необходимо сформировать у дошкольников новый «фундамент» знаний по валеологии.

Свою работу по разрешению противоречия между необходимостью повышения валеологического образования дошкольников и недостаточными возможностями традиционного обучения, я разделила на несколько этапов.

  • I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2010 года.
  • II этап – основной (формирующий) – декабрь 2010 – март 2013 года.
  • III этап – заключительный (контрольный) – март 2013 – май 2013 года.

Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня валеологических знаний детей. 

Основная часть заключалась в решении задач проблемы за счет применения цикла занятий «Познай себя». Формирующий этап предполагал работу в течение 3-х лет.

Заключительная часть проверила успешность выбранной мной технологии для решения возникшего противоречия.

Определив пути ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни и рассмотрев средства познания как источник получения информации, я определила свою цель с позиции педагога.

Цель: Обеспечение положительной динамики формирования валеологических знаний детей дошкольного возраста путём внедрения в работу системы занятий познавательного цикла «Познай себя», оказывающих влияние на формирование валеологических знаний детей, уровня развития культурно – гигиенических  навыков, валеологической культуры (осознанного отношения к своему здоровью, организму).

Определила ряд задач, стоящих передо мной в освоении дошкольниками первоначальных представлений основ здорового образа жизни:

  • формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;
  • формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое  отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;
  • формировать практические умения и привычки по укреплению личного  здоровья;
  • воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;
  • воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек;

В связи с этим мной была разработана система работы, которая включала в себя три направления работы:

  • Работа с детьми «Валеология для детей» через кружок « Я – человек»;
  • Работа с родителями «Валеология для родителей»;
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей «Валеология в детском саду»;

В группе, где я работала больше половины детей, чьи родители заняты в торговли (57%). Остальная часть распределяется на родителей – предпринимателей (13%), матерей – одиночек (13 %) и родителей занятых в сфере обслуживания (17 %). То есть взрослые не могут уделять должного внимания детям в силу, каких-то рабочих обстоятельств, либо в силу своей педагогической  непросвещенности. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. Но главным препятствием является, по моему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. В дошкольном возрасте закладываются основы миро- и самопознания.

В октябре 2010 года мною была проведена диагностика, в ходе которой было обследовано 23 ребёнка. В средней группе использовала диагностическую методику В.А. Деркунской по направлениям:

  • «Полезное – вредное» - выявить знания о полезной и вредной пищи;
  • «Моё тело» - выявить знания детей о строении своего тела, его названиях;
  • «Самый дорогой на свете» - выявить ценностные ориентации детей в отношении себя и своего здоровья;

Диаграмма № 1

Результаты на начало работы

(октябрь 2010 года)

 Данные диаграммы свидетельствуют о том, что лишь незначительная часть детей находится на высоком уровне развития валеологической культуры, основная часть детей обнаружила средний и низкий уровни её развития. Такие результаты можно объяснить следующим:

  • вновь прибывшие дети;
  • необходимость приведения познавательных занятий в систему;
  • необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла  на проблемно-поисковую;
  • поиск эмоционально привлекательных для детей форм  получения информации о здоровом образе жизни;
  • поиск методов и приёмов, активизирующих собственную познавательную активность детей;
  • расширения объёма содержание занятий.

Для решения всех поставленных задач определилась с методами и приёмами работы, а также рассмотрела современные технологи обучения дошкольников. В своей работе остановила свой выбор на следующих технологиях:

  • технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  • технология проблемного обучения и воспитания;
  • технология диалогового обучения и воспитания;
  • игровые технологи;

На последнем остановлю внимание больше чем на других. Развивающие игры  на первоначальном этапе помогли мне вести детей по принципу от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые другие игры, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Также в работе использую метод проектов по модели «трёх вопросов»:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?
  • Что мы узнали?

На этапе разработки содержания занятия, игры и других видов деятельности, связанных с темой  проекта «Я – человек» мной тщательно продумывается и организовывается в группе предметно-развивающая среда таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Такая среда является стимулирующим фактором для приобретения и закрепления детьми самостоятельно опыта, необходимого для осознанного отношения к своему здоровью, познавательных представлений и речевых умений, формирования инициативного поведения. Групповые центры развития обеспечивают эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья, развития творческого потенциала и самостоятельности.

В группе регулярно дополняются: G:\Опыт Лена папка\100_1523.JPG

  • центр спорта, в том числе и нестандартным, изготовленным своими руками, оборудованием (коврики массажные и для выравнивания осанки, тренажер для профилактики плоскостопия, «Азимут зрения», кольцебросы, коврик «Умные классики»);
  • центр экспериментирования (оборудование для опытов с воздухом и водой, увеличительные стекла);
  • игротека (атрибуты для ролевых игр и дидактические игры);
  • библиотека (различные энциклопедии и справочники, журналы, художественные произведения).

В самостоятельной деятельности воспитанники группы с увлечением рассматривают энциклопедии «Человек» и «Азбука здоровья», разгадывают кроссворды («Назови предметы гигиены», «Внутренние органы»). С желанием и интересом дети играют в подвижные игры, самостоятельно контролируя правильность выполнения правил и придумывая свои.

 Свою работу разделила на три возрастные периоды и делятся они на основные циклы занятий:

  • окружающий мир и здоровье;
  • личная гигиена, привычки и здоровье;
  • правила безопасности;
  • я и моя семья;

Структурные моменты НОД могу варьировать в зависимости от цели и содержания образовательного компонента, а также от целесообразности проведения его в настоящий момент.

Задачи валеологического воспитания решаются во всех видах деятельности:

  • на занятиях по развитию речи пополняю  словарный запас слов детей - кожа, сердце, глаза, нос и так далее;
  • на  математике - название парных органов нашего тела, закрепление счёта (сколько конечностей у человека и какие  (верхние, нижние));
  • зная, что точное и динамичное выполнение упражнений для ног, туловища,  рук, головы способствует совершенствованию движений, я использую  кинезиологические упражнения, для активации различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет развивать умственные способности;
  • разучивая с детьми комплексы дыхательных упражнений, развиваю представления о важности правильного дыхания для работы мозга, профилактики заболеваний;
  • проводя  простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме учу детей различать и называть части тела, уточняю, для чего нужны те или иные органы.

Постепенно подвожу детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.

Затем тематика детских исследований становится более сложной и  обширной: Например: «Как органы человека помогают друг другу?», «Что необходимо для роста и зрения?».

На занятиях провожу беседы о здоровье: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Для чего нужен язык?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Разумно есть – долго жить», «Где живут витамины».            Благодаря проведённой работе по ознакомлению с полезной и вредной едой с детьми и родителями, в семьях стали меньше употреблять вредных продуктов, меньше отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы, дети научились осознанно подходить к питанию.

В своей работе использую занятия, на которых ребята решают определенную проблему, находят пути решения этой проблемы: «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны», «Путешествие в Носарию», «Изучаем своё тело», «Гигиена кожи», «Волшебное зеркало», «Чтоб свои родные зубки мог ты дальше сохранять», «Будем стройные и красивые», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» и др.

Методы, применяемые мною на занятиях:

  • методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н.Поддъяков, А.Н.Клюев) – элементарный анализ, установление причинно-следственных связей, метод моделирования и конструирования, решение логических задач и др.
  • методы повышения эмоциональной активности (проф. С.А.Смирнов) - элементы творчества и новизны, игровые и воображаемые ситуации, юмор и шутка и др.
  • методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н.Поддъяков) – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, исследование предметов живой и неживой природы (обследование), прогнозирование, предположение, гипотезу и др.

Для более четкого понимания ребенком  работы  нашего  организма, применяю прием обсуждения  конкретных ситуаций «Осанка», «Закаливание», «Дыхание» и дети легче постигают  их сущность и значение. В этом помогают  использование наглядных пособий, показ моделей и иллюстраций внутренних органов человека, показ правильной осанки, выполнение дыхательной гимнастики – всё это убеждает ребёнка, что здоровье человека главным образом зависит от него.C:\Users\1\Desktop\лена\100_4110.JPG

Для  индивидуальной работы с детьми применяю звуковое дидактическое пособие, где ребёнок очень быстро и легко запоминает название частей тела, внутренних органов, внешние эмоции (сердитый, весёлый, грустный, злой). Мнемотаблицы помогают в работе развивать познавательную сферу ребёнка, интерес.  

Оформляю папки – передвижки: «Азбука здоровья», «Если у ребёнка ОРВИ», «Чтобы улыбка сияла», «Я хочу», «По совету всему свету».

Провела с родителями беседы на тему: «Ваш ребёнок идёт в детский сад»  «Особенности воспитания и обучения детей младшего возраста», «Оздоровление и закаливание детей младшего возраста», консультации «Здоровье – всему голова», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм»,  «Лето красное – для здоровья время прекрасное», «Лечим простуду народными средствами». Даю необходимые консультации по интересующим их вопросам.

 Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических,  социально-гигиенических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа  жизни ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.C:\Users\1\Desktop\лена\100_4104.JPG

Я создала в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей. Создала условия для ознакомления детей с основами здорового образа жизни, самым главным в этом направлении считаю физкультурно-оздоровительную  зону:

  • атрибуты, необходимые для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки;
  • оборудование для закаливающих процедур (пуговичные дорожки, ребристая доска, валики).

Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваний.
В начале учебного года начинаю постепенное обучение элементам умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, гимнастика после сна и  воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий.

Включаю в режим дня оздоровительные моменты. Это обучение детей приёмам самомассажа, введение упражнений по профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, обучение детей способам психической саморегуляции, проведение закаливающих мероприятий, игровые формы организации двигательной активности детей. В процессе воспитательной деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались.

Подвижные игры с элементами спорта имеет практическую значимость, ведь ребёнок учится играть, может организовать игры дома, передавая свой игровой опыт, тем самым будет интересен сверстникам. Для осуществления самостоятельной двигательной активности детей в группе изготовлены коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, косолапости, массажные дорожки для стоп.

При проведении утренней гимнастики включаю элементы логоритмики. Также провожу в группе занятия логоритмикой, которые строятся на системе музыкально-двигательных, рече-двигательных, и музыкально-речевых игр и упражнений.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание.  У нас в группе нет условий для специального  закаливания по  какой–либо  определённой методики, поэтому за основу закаливания берётся солнце, воздух и вода. При систематическом  воздействии  этих трёх факторов  повышается устойчивость организма к холоду, жаре, ветру, дожде.

Для тренировки защитных сил детского организма применяю следующие моменты закаливания:

  • нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде;
  • обширное умывание прохладной водой;
  • сон при открытой форточке (фрамуге);
  • активное занятие физкультурой на воздухе;
  • босохождение и солевые дорожки.

Для  обеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке стараюсь:

  • не допускать сокращения времени пребывания на открытом воздухе;
  • обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.

Организм ребёнка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:

  • незавершенностью морфофункционального развития всех физиологических систем;
  • непрерывностью процессов роста, развития и дифференцировки органов и тканей;
  • меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды;
  • высокой степенью реактивности организма на внешние воздействия;
  • неравномерностью процесса роста и развития в разные возрастные периоды;
  • разные сроки созревания различных функциональных систем, органов и тканей.

Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни ребёнка возрастные периоды, считающиеся критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3 – 4 года, 6 -7 лет. В эти периоды жизни организм ребёнка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно резко реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды.

Некоторые ученые считают, что здоровье человека в целом на 50% определяется его образом жизни, который, в свою очередь, включает три категории:

  • качество жизни, характеризующееся степенью комфорта и удовлетворения потребностей;
  • уровень жизни, в сочетании удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей;
  • стиль жизни, который зависит от поведенческих особенностей индивидуума.

Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в моей группе, помимо внешних влияний определяется рядом условий, среди которых основными являются:

  • использование современных прогрессивных методов и приёмов обучения, способствующих сокращению  количества и длительности образовательных занятий;
  • индивидуальный подход к ребёнку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
  • соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
  • создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;C:\Users\1\Desktop\лена\100_4106.JPG
  • реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.

Эффективность используемых мер по охране физического и психологического здоровья и  предупреждения утомления детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно я строю деятельность и отдых детей в течение дня, регулирую их взаимоотношения в коллективе, умеют ли они  организовывать игру.  

 Я считаю, что назначение занятий, одного из важнейших средств ознакомления детей со здоровым образом жизни, состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей и освоении ими новых, сложных способов познавательной деятельности. Обучение строится как увлекательная проблемно–игровая деятельность, обеспечивающая постоянный рост  знаний детей.

Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: мои дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Полученные  знания   и  представления о себе, о своём здоровье и приобретённые навыки помогли детям осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Проведя все запланированные мероприятия, наблюдения и в результате получила достаточно хороший «фундамент» знаний и умений, в сравнении с  начальной ступени и по окончании работы. Для выявления сформированных начальных валеологических знаний у детей я использовала следующие методы: наблюдения в различный видах деятельности (режимных моментах, особое внимание акцентировалось на степень сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания); беседы («Мое здоровье», «Мой организм»); игры валеологического характера («Полезное - вредное», «Самый дорогой на свете»).

Результаты диагностики в средней группе «Строение человека»

(сентябрь, апрель 2011 года, обследовалось 20 детей)

Диаграмма № 2

 

Опрос детей проводился с помощью дидактического пособия «Человек». Полученные результаты определили, что у многих детей достаточно хорошие знания о строение человека, о значении ног, рук, а также головы.

Результаты диагностики детей старшего возраста

 «Строение человека»

(сентябрь, апрель 2012 года, обследовалось 23 ребёнка)

Диаграмма № 3

Результаты диагностики детей подготовительного возраста

«Строение человека»

(сентябрь, апрель 2013 года, обследовалось 25 ребёнка)

Диаграмма № 4

Из результатов диагностики видно, насколько дети осознано ориентируются в познании человеческого тела. Дети спокойно рассказывают о назначении каждой части тела человека, аргументируют свой ответ. Зная строение человеческого тела, дети могут доказывать и рассказывать об особенностях человеческого организма, рассказывать о влиянии пищи и других факторах, которые мешают вести здоровый образ жизни.

Результаты диагностики детей подготовительного возраста

 «Человеческий организм»

 (сентябрь, апрель 2013 года, обследовалось 25 ребёнка)

Диаграмма № 5

Результаты диагностики показывают, что дети этого возраста могут обосновывать свой ответ, доказывать свою версию ответа. Знания детей по валеологии стали более содержательны. Многие дети свободно владеют терминологией. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои. Ребенок самостоятельно выполняет все правила этикета. Самостоятельно устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма. «Я буду..., чтобы быть...». Целеустремлён в выполнении правил здорового образа жизни.

Работа с родителями

Среди перечисленных выше условий, важнейшим является обеспечение индивидуального подхода к ребёнку, который должен реализовываться при организации всех видов работы воспитателя с детьми. Согласно ФГОС здоровье детей стоит на первом месте, и я как педагог должна соблюдать эти требования, развивать и воспитывать здоровую личность. И как ни с родителями, с главными участниками в воспитании детей, должна проводиться агитационная работа, познавательная работа для них.

Низкий уровень просвещённости родителей в этом направлении заставил меня проводить просветительскую работу, особенно с молодыми родителями, повышение их педагогических знаний, пропаганда здорового образа жизни и повышение ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей. Поэтому в группе неоднократно оформлялись выставки «Я и моё здоровье», «Здоровье детей в ваших руках», «Активный отдых – плюс вашему здоровью».

А так же были организованы совместные викторины и спортивные праздники: «Вместе весело играть», «Мы здоровая семья!», «Мы любим спорт». В рамках тесного сотрудничества с родителями в детском саду проходили различные творческие конкурсы, дети вместе с родителями выполняли творческие задания – рисовали и делали поделки на разные темы, относящиеся к здоровью, составляли фотоальбомы.

Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их  многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

 



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«Я – Человек» («Познай себя»)

Помиранцева Елена Григорьевна,

воспитатель МДОАУ д/с № 20 г. Свободного

Тема

Программные задачи

Материал

ОКТЯБРЬ

1, 2, 3

“Человек как живое существо”

Обобщить имеющиеся у детей знания о человеке, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый его орган имеют для него большое значение. Учить детей различать понятия “часть тела” и “орган”. Тренировать у детей способности приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования. Учить проводить эксперименты, объектом которых является человек. Развивать внимание. Воспитывать умение слушать воспитателя.

Блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким и солёным раствором; кружка с чистой водой, пипетка, 4 спички с ватой.

4,5

“Скелет человека”

Познакомить детей со строением и значением скелета. Рассмотреть с детьми скелет лягушки, ящерицы, рыбы. Понять значение отдельных элементов скелета. Рассмотреть  скелет человека на иллюстрированном пособии. Развивать способности анализировать свои тактильные ощущения. Продолжать формировать представление о том, что любые знания человек может приобрести самостоятельно путём наблюдения реальных объектов, явлений, событий

Пособие “Скелет лягушки”, “Ящерицы”, “Рыбы”

Иллюстрированное пособие “Скелет человека”

6

“Зачем человеку руки” (дидактическая игра)

Продолжать работу над формированием следующих понятий:

1) значение рук для человека;

2) сходство и различие в строении двух рук;

3) сходство и различие в строении человека и животного.

На каждого ребёнка:

блюдце со смесью двух круп; лист бумаги, карандаш, ножницы, ложка, стакан и блюдце с водой.

7

“Что лучше: руки или ноги?”

(развлечение)

Продолжить работу над формированием понятий о строении конечностей человека, значение рук и ног. Расширить сходства и различия в строении животного и человека. Учить детей фантазировать. Воспитывать активность.

У детей блюдце с горохом, лист бумаги, 2 карандаша, ножницы, книга, ложка. У педагога – мяч.

8

«Что могут делать руки и ноги?»

Показать детям, что одни действия лучше осуществлять руками, другие – ногами. Развивать логическое мышление. Тренировать способность экспериментировать и делать выводы.

Дуги, обручи. Большие и маленькие мячи, шведская стенка.

НОЯБРЬ

1

“Познакомимся со своей кожей”

Изучить внешний вид и строение кожи. Познакомить с внешним строением кожи, уточнить представление о значении кожи, Развивать желание экспериментировать. Формировать умение объяснять полученные знания.

Лупа, зеркало, лист белой бумаги, чёрная гуашь, салфетка

2

“Что такое микробы”

Дать детям простейшее представление о микроорганизмах. Дать некоторые свойства микробов (растут, размножаются, питаются, дышат). Дать понятие, что микроорганизмы бывают полезные и вредные. Познакомить с простыми способами борьбы с микробами.

Щепочка здорового дерева и щепочка – полусгнившая, кусочки хлеба, покрытые плесенью.

3

“Как сохранить кожу здоровой”

Добиться, чтобы дети поняли смысл основных гигиенических процедур. Изучить общие функции кожи. Напомнить, как правильно ухаживать за кожей. Сравнить гигиенические навыки животных и человека.

Картинки с изображением умывающихся животных, детей – грязнуль, детей, которые купаются и загорают, чистят зубы и т.д.

4

“Как правильно сделать перевязку”

(Сюжетно-ролевая игра)

Сформировать у детей простейшие навыки обработки ран. Уточнить с детьми причины возникновения небольших ран и их последствия. Научить правильно обрабатывать рану и накладывать повязку. Сформировать у детей чувство сострадания, желание помочь.

Бинт, вата, 4 спички, 2 стакана с чистой и подкрашенной водой, ножницы.

5

“Как можно очистить кожу”

(ТРИЗ)

Продолжать формировать у детей гигиенические навыки. Развивать у детей воображение, показать, что любое действие можно выполнить разными способами. Развивать волю к победе, стремиться помочь своей команде.

Стакан с разведённой чёрной гуашью, палочка с ватой, фишка

6

Пищеварительная система.

Знакомимся с нашими зубами.

Познакомить детей со строением зубов методом самообследования. Уточнить знания о назначении зубов, об их функции. Познакомить с расположением зубов в ротовой полости, их название и количество.

У каждого ребёнка: зеркало, четверть разрезанной вдоль моркови. Прозрачный стакан с водой, ложка, тарелка

7

“Как правильно ухаживать за зубами”

Закрепить навыки поддержания чистоты ротовой полости. Помочь детям понять причины повреждения зубов. Понять биологический смысл основных гигиенических мероприятий. Приобрести положительное отношение к уходу за зубами. Научиться правильно чистить зубы и спокойно относиться к врачу-стоматологу.

У каждого ребёнка: зеркало, кусочек чёрного бородинского хлеба, зубочистка, квадратик чёрной бумаги, зубная щётка, стакан с чистой водой, ложка, тарелка

8

“Для чего нужен язык?”

(ТРИЗ)

Дать детям первичные знания о языке. Рассмотреть внешний вид языка, сформировать представление о том, что он выполняет много разных функций. Развивать у детей логическое мышление. Совершенствовать навыки экспериментирования и способность к коллективному труду.

На пару детей: 2 зеркала, 3 чашки с растворами (сладкий, солёный, кислый), 6-8 спичек с ватой на конце, 2 кусочка хлеба, небольшие кусочки овощей и фруктов.

ДЕКАБРЬ

1

“Как правильно вести себя за столом”

 (Сюжетно-дидактическая игра)

В игровой форме уточнить и закрепить знакомые детям гигиенические правила; закрепить культурно-гигиенические правила, сопровождающие приём пищи; формировать нежность, любовь к малышам, стремление научить тому. Что знаешь сам; воспитывать аккуратность, потребность в здоровом образе жизни.

Для детей: кукла с испачканным Лицом и руками, полотенце, мыло, тазик с водой, набор кукольной посуды, салфетки, набор продуктов.

2

“Сколькими способами можно напиться”

(Игра-конкурс)

ТРИЗ

Развивать мыслительные способности детей. Сформировать у детей представление о том, что любое действие можно выполнить разными способами; продолжать закреплять гигиенические навыки; развивать дружбу и взаимопомощь.

Для каждой команды: чашка с водой, кружка, блюдце, ложка, бутылочка, трубочка для коктейля, кусочек ткани, лист бумаги, чайник. Пипетка, пульверизатор, полотенце

3

“Сердце и сосуды”

(Познавательное занятие)

Дать детям первые представления о крови и кровеносной системе. Познакомить с понятиями “кровь”, “сердце”, “сосуды”, “пульс”; развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов.

У педагога: 1,5 л воды в 2-литровой банке, спринцовка, соединённая с капельницей, раствор марганца. Лист бумаги, карандаш, спички по кол-ву детей, фонендоскоп.

У детей: спичка

4, 5, 6

“Как устроена дыхательная система”

(Занятие по формированию естественнонаучных представлений)

Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы. Дать детям первичные представления об органах дыхания; отметить их важное значение для человека; подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними; расширять кругозор детей, пополнить их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра).

У каждого ребёнка: зеркало, стакан с водой, салфетка

У педагога: полиэтиленовый пакет без дна, изображение лёгких

7

“Как работает дыхательная система”

Объяснить детям как работает дыхательная система. Пронаблюдать как происходит вдох и выдох; расширить представление о строении и функционировании дыхательной системы; продолжать формировать способности анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.

У детей: лёгкие пёрышки, трубочка для коктейля

У педагога: часы, теннисные шарики

8

“Гигиена дыхательной системы”

Добиться, чтобы дети поняли биологический смысл всех гигиенических процедур. Расширить представление о строении органов дыхания; показать их значение для человека; подвести к пониманию необходимости бережного отношения к органам дыхания; научить правильно ухаживать за органами дыхания; расширять кругозор детей, их словарный запас (“слизь”, “эпидемия”, “заразился”)

Детям: зеркало, стакан с водой, бумажная салфетка, носовой платок, 2-3 зубчика чеснока, марлевая повязка

Педагогу: то же самое

ЯНВАРЬ

1

“Как мы говорим”

(познавательное занятие)

Объяснить детям как образуется речь человека. Познакомить с процессом речеобразования и со значением разных органов в образовании звуков; продолжать формировать способности к наблюдениям и самонаблюдениям, развивать логическое мышление.

Зеркало на каждого ребёнка

2

Органы чувств.

“Знакомство с ухом”

Познакомить детей со строением и значением органа слуха. Дать простейшие понятия о строении и функционировании уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха, обсудить вопросы гигиены слуха; продолжить формирование способности к наблюдениям и самонаблюдению, к анализу.

У ребёнка: воронка, склеенная из бумаги.

У педагога: пластмассовая воронка, вода, плотная бумага, шарф для завязывания глаз.

3

“Почему у нас два глаза”

(Дидактическая игра)

Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования. Познакомить со строением и функцией глаз; помочь понять, почему человек имеет 2 глаза; работать над совершенствованием навыков постановки опытов; воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Для детей: лист белой бумаги, на котором нарисовано 2 круга, лист бумаги, на котором нарисовано 2 фигуры со сложным контуром, карандаш.

У педагога: шарф для завязывания глаз, обруч, карандаш, конфета, “чудесный мешочек”, любая геом.фигура, несколько мелких игрушек.

4

“Глаза могут не только смотреть”

(Дидактическая игра)

Сформировать представление о том, что глаза могут выполнять несколько функций. Обобщить знания детей о строении и функции глаза; показать с помощью опытов, что глаз выполняет несколько функций; работать над совершенствованием навыков экспериментирования.

У детей: зеркало

У педагога: 2 геом. фигуры разного цвета, линейка, ручка, две палочки разного размера, “чудесный мешочек”, полоска бумаги со словом “мама”, полоска бумаги с кружками.

5

“Как органы человека помогают друг другу”

Сформировать представление о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга.

Уточнить представление об основных функциях некоторых органов человека; показать, что они могут помогать и заменять друг друга; развивать быстроту мышления, творческое воображение; воспитывать умение внимательно выслушивать педагога и своего товарища.

У детей: шарф для завязывания глаз

У педагога: 2 таза, заполненных водой, мелкими предметами, ширма, небольшие кусочки съестного(конфеты, печенье, хлеб, яблоко, морковь), пахучие продукты(апельсин, чеснок, лук)

6

“Что? Где? Когда?” (Игра)

В игровой форме обобщить и систематизировать имеющие  у детей представления о сохранении здоровья. Расширить ругозор детей; активизировать мыслительные процессы; развивать логическое мышление и сообразительность; способность адаптации детей к различным жизненным ситуациям.

Набор конвертов с заданиями, вращающийся барабан, чудесный мешочек, предметы гигиены

ФЕВРАЛЬ

1

“Сколькими способами человек может вызвать свою радость?”

Формировать у детей навыки культурного поведения. Обобщать разнообразные знакомые детям способы общения людей друг с другом. Развивать смекалку. Формировать умение выражать свои мысли не только словами, но и жестами. Закреплять социальные навыки.

Индивидуальное зеркало

2

Игра-конкурс “Я и ты”

Формировать навыки культурного поведения. Обобщить знакомые детям способы общения. Формировать умение выражать свои мысли не только словами. Воспитывать культуру общения. Закреплять социальные навыки.

Карандаши, ватман, краски, зеркало, кисти

3

Автопортрет

(рисование)

Закрепить представление о внешнем строении человека. Развивать наблюдательность, формировать умение воспроизводить в рисунке не фантазийные, а реально существующие объекты с их качествами и признаками. Совершенствовать технические навыки рисования.

Краски, кисти, карандаши, ватман

4

“Я нарисую друга”

(рисование)

Закреплять представление детей о внешнем строении человека. Развивать наблюдательность, формировать умение воспроизводить в рисунке существ. Объекты с их качествами и признаками. Совершенствовать технические навыки рисования. Доставить удовольствие другу.

Краски, кисти, карандаши, ватман

5

Разгадывание кроссворда “Что есть у человека”

Учить детей разгадывать кроссворды. Тренировать фонематический слух, развивать память, сообразительность, логическое мышление, пополнять словарный запас.

Способствовать развитию таких черт характера как настойчивость, способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверяешь их истинность.

Кроссворды

6

Кроссворд “Что есть у животных”

7

“Что сначала, что потом”

“Наши органы”

МАРТ

1,2

«Откуда берутся болезни»

Познакомить детей с новым понятием «микроб», что микробы бывают полезные и болезнетворные. Что такое прививка и для чего она нужна. Как возникают болезни, признаки болезни, признаки болезни. Дать детям начальные знания. Познакомить с микроскопом.

Микроскоп

3

«Как вести себя во время болезни»

Учить детей определять признаки болезни. Познакомить с правилами поведения во время болезни. Как вызвать врача и скорую помощь. Какими домашними средствами можно помочь при простудных заболеваниях.

Иллюстрации на данную тему

4

«Осторожно - лекарство»

Что такое лекарство? Всегда ли лекарство помогает нам? Может ли лекарство принести вред? Могут ли дети самостоятельно пользоваться лекарством?

Иллюстрации на данную тему

5

«Здоровье и болезнь»

Научить детей заботиться о своём здоровье и избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Цветные иллюстрации по теме

6

«Личная болезнь»

Развить у детей понимание и необходимость гигиенических процедур. Воспитывать стремление быть чистым, аккуратным.

Цветные иллюстрации по теме. Гигиенические принадлежности. Книга

«Девочка чумазая», «Мойдодыр», «Федорино горе»

7,8

Валеологическая игра «Будь здоров»

Познакомить детей с новой настольной игрой. Разобрать  карточки, рассмотреть их. Познакомить детей с правилами игры. Воспитывать желание быть всегда здоровым.

Игра «Будь здоров»

АПРЕЛЬ

1

«Витамины и полезные советы»

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Рассказать, какие витамины полезнее всего для кожи, глаз, для роста и т.д., и в каких продуктах они присутствуют.

Таблица «Витамины – это жизнь», витаминосодержащие продукты (морковь, лимон, яблоко и т.д.)

2

«Витамины и здоровый организм»

Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.

Выдержки из детских произведений про витамины

3

«Здоровая пища»

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной

Стихотворение  Ю.Тувима «Овощи»

Загадки

4

«Режим дня»

Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

Иллюстративный материал по теме

5,6

«Спорт»

Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Иллюстративный материал по теме

7,8

Разгадывание кроссвордов.

«Полезные продукты»

«Спорт – это здоровье»

Учить детей разгадывать кроссворды. Тренировать фонематический слух, развивать память, сообразительность, логическое мышление, пополнять словарный запас. Способствовать развитию таких черт характера, как настойчивость, способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность.

Кроссворды

МАЙ

1,2

«Безопасное поведение на улице»

Проанализировать с детьми правила поведения на улице. Где можно играть на улице, а где нельзя. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Иллюстративный материал по теме

3

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся»

Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Иллюстративный материал по теме

4

«Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь»

Заучить с детьми и твёрдо знать свой адрес, телефон. Знать, как выглядит его дом и что находится поблизости.

Иллюстративный материал по теме

5

«Как вызвать скорую помощь, милицию, пожарных»

Побеседовать с детьми о том, что необходимо каждому знать номера телефонов, которые помогут в трудную минуту. Дать понять, что иногда номер телефона может спасти чью-то жизнь.

Иллюстративный материал по теме

6

Итоговое занятие «Будем  расти здоровыми» (викторина)

Уточнить и закрепить у детей знания, полученные на занятиях кружка «Я – человек» через игру-викторину. Воспитывать желание расти сильными, здоровыми, крепкими, умными.

Вопросы к викторине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

"Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

«Социализация дошкольников через систему социальных тренингов»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Пр...

Развитие звуковой культуры речи дошкольников через систему игровых упражнений на музыкальных занятиях

Развитие звуковой культуры речи дошкольниковчерез систему игровых упражненийна музыкальных занятиях...