Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность.
консультация на тему

Ежова Юлия Владимировна

Взрослым необходимо заботиться  об  эмоциональном  благополучии  ребенка  (поддерживать,  подбадривать,  помогать  поверить  в  свои  силы  и  возможности),  уважать  и  ценить  независимо  от  его  достижений,  достоинств  и  недостатков,  необходимо  установить  с  детьми  доверительные  отношения;  которые  способствуют  развитию  у  ребенка  чувства  собственного  достоинства,  осознанию  своих  прав  и  свобод  (иметь  собственное  мнение,  выбирать  друзей,  игрушки,  виды  деятельности,  иметь  личные  вещи,  по  собственному  усмотрению  использовать  личное  время).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorealizatsiya_doshkolnikov_cherez_tvorchestvo.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность.

В ФГОС ДО важное  место  отводится  социальной  коммуникации,  включающей  в  себя  задачи  развития  положительного  отношения  ребёнка  к  себе,  становления  самостоятельности  и  стремление  к  познанию,  развитию общения  и  взаимодействия  ребёнка с взрослыми  и  сверстниками,  развитию  эмоционального  интеллекта,  формированию  уважительного  отношения  к  окружающему  миру,  коммуникативной  и  социальной  компетентности  детей.

          Модернизация современного российского образования закрепила приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности ребенка, его социальным проблемам, которые в условиях дошкольного образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем ребенка, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания, взаимоотношениями с педагогами ДОУ, обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.

Психологией признается тот факт, что в каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации. 

Воспитательная ценность самореализации заключается в проявлении потенциальных возможностей личности дошкольника, их актуализации и дальнейшем развитии. Важным условием самореализации личности дошкольника в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.

Взрослым необходимо заботиться  об  эмоциональном  благополучии  ребенка  (поддерживать,  подбадривать,  помогать  поверить  в  свои  силы  и  возможности),  уважать  и  ценить  независимо  от  его  достижений,  достоинств  и  недостатков,  необходимо  установить  с  детьми  доверительные  отношения;  которые  способствуют  развитию  у  ребенка  чувства  собственного  достоинства,  осознанию  своих  прав  и  свобод  (иметь  собственное  мнение,  выбирать  друзей,  игрушки,  виды  деятельности,  иметь  личные  вещи,  по  собственному  усмотрению  использовать  личное  время).

Важнейшей  основой для самореализации дошкольника является  его  желание  и  стремление  к  познанию,  к  саморазвитию,  положительному  самоощущению, уверенности  в  своих  возможностях. Поэтому своевременная  поддержка,  помощь  грамотного  и  внимательного  взрослого  позʙоляет  дошкольнику решать  разного  рода  задачи,  ʙозникающие при общении:  преодолеʙать  эгоцентризм,  распознаʙать  различные  коммуникатиʙные  ситуации  и  правила  дейстʙия  ʙ  них,  ʙыстраиʙать  своё  поведение  адекватно  и  творчески.

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда социальное окружение помогает сделать значительный вклад в самореализацию дошкольника. При целенаправленном воспитании закладываются основы самореализации дошкольника. Поэтому особую  актуальность  приобретает  тесное  сотрудничество детского сада, семьи и социума. Их сотрудничество способствует более  эффективному  процессу  самореализации  ребенка-дошкольника.

Огромное влияние на процесс самореализации дошкольников оказывают те лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (члены семьи, сотрудники детского сада (в первую очередь воспитатели), социум). Поэтому основной задачей детского сада является целенаправленная социализация личности ребенка.

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Участие в конкурсах, викторинах, фестивалях расширяет возможности дошкольника для самореализации. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «я». Возможность творить – главное условие для гармоничного развития личности.

Требования, которые предъявляются к современному дошкольному образованию, включают в себя создание благоприятных условий для воспитания творческой личности. Обеспечить такие условия для ребёнка должно дошкольное образовательное учреждение, в частности воспитатель.

Важное условие самореализации ребенка дошкольника – ориентация на творческую деятельность. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активны, развивали свои способности. Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, развивается в результате длительной систематической работы педагогов с дошкольниками. Развитие творческой деятельности ребенка создает условия для его самореализации. Поэтому  следует  поощрять  совместные  игры  детей,  организовывать  и  направлять  их  совместную  деятельность,  направленную  на  создание  общего  продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через  нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....

Презентация проекта"Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности"

Презентация содержит актуальность, цель,задачи проекта. Также проект включает план реализации и ожидаемый результат....

Выступление «Самореализация дошкольников через интегрированные занятия»

формирования  эмоционально-ценностного  отношения  к  себе,  окружающему  миру....

Социализация и творческая самореализация дошкольников в условиях художественно-творческой деятельности.

Материал о наполнении части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений....

Тема: «Позитивная социализация старших дошкольников через организацию совместной трудовой деятельности с взрослыми и детьми»

             Последнее время родители и педагоги уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не ...

проект" Формирование коммуникативных навыков дошкольников через совместную художественно-творческую деятельность детей и родителей "

Изобразительное творчество – процесс захватывающий и эмоционально насыщенный, несмотря на внешнее спокойствие и сосредоточенность. Детский интерес к данному виду деятельности обусловлен естестве...