Рабочая программа дополнительного образования. Развивающий клуб "Маленький гений"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Сергеева Татьяна Николаевна

Данная программапредставляет систему интеллектуально-развивающих занятий детей старшего дошкольного возраста, игр и заданий на формирование умения устанавливать разные типы отношений между объектами (количественные, пространственные, временные). Способствует развитию у ребенка восприятия, пространственной ориентировки, воображения, инициативности. в том числе творческой. Формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка. прочные навыки чтения и грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_26.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

                             Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании основных документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений:

  • Закон об образовании РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая2013г. №26
  • Разъяснения по оказанию платных дополнительных услуг в дошкольных образовательных организациях
  • Положение о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг от 1.09.2015г.

Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий детей старшего дошкольного возраста, игр и заданий на формирование умения устанавливать разные типы отношений между объектами (количественные, пространственные, временные). Способствует развитию у ребенка восприятия, пространственной ориентировки, воображения, инициативности, в том числе творческой. Формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма.

С помощью системного подхода, принятого в данной программе, возможно быстро и эффективно развить у дошкольника такие качества, как память, внимание, логическое мышление, воображение, творческое и пространственное мышление, находчивость и сообразительность.

Программа предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

 Актуальность, педагогическая целесообразность программы

                                                                        Быть готовым к школе уже сегодня –

                                                                      Не значит уметь читать, писать и считать.

                                                                    Быть готовым к школе – значит быть

                                                                  Готовым всему этому научиться.

                                                                                                         Л.А.Венгер.

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьезные испытания. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе, развить интерес к учению? Что же важно? Безусловно, самое главное – признание специфики и непреходящей ценности дошкольного детства. Только в том случае, если ребенок полноценно проживает этот период, когда полностью раскрываются его возможности, можно быть спокойным за его переход на новую ступень.

При подготовке ребенка к школе, прежде всего, обращают внимание на развитие его способностей: умственных, познавательных и творческих.

Актуальность программного материала заключается в том, что его реализация обеспечивает развитие школьно – значимых функций дошкольника и качественно повышает общий уровень интеллектуального развития ребенка.

Данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате занятий дети достигают значительных успехов в своем развитии, они многому учатся и эти умения им помогут в учебной работе, что приведет к успехам.

                            Цель и задачи программы

Основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития, формирования гармоничной личности, всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному его обучению в общеобразовательной школе.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, воспитывающий и развивающий.

Задачи программы

Обучающие:

  • Формирование и развитие памяти, внимания, воображения
  • Формирование умений устанавливать разные типы отношений между объектами (количественные, пространственные, временные);
  • Формирование функционального базиса письма и чтения.

Умение различать твердые и мягкие согласные звуки, гласные звуки русского языка;

  • Обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса;
  • Формирование общих способностей искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предполагаемой ситуации;
  • Формирование изобразительно-графических способностей;
  • Формирование элементарных математических представлений.

Развивающие:

  • Развивать речевые навыки и функции для овладения грамотой, используя весь комплекс приемов по развитию навыков устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, диалоговой и монологической речи;
  • Развивать зрительно-пространственное восприятие и наглядно-образное мышление;
  • Развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • Развивать восприятие, произвольное внимание, память;
  • Развивать сукцессивные способности;
  • Развивать способности к концентрации, распределению и переключению внимания;
  • Развивать пространственное ориентирование;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение;
  • Развивать коммуникативные способности на основе общения.

Воспитательные:

  • Формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу;
  • Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • Воспитание аккуратности.

          Основные принципы распределения материала

  • Принцип систематичности и последовательности (усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом);
  • Принцип «от простого --  к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • Увеличение объема материала;
  • Смена видов деятельности.

        Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа дополнительного образования по развитию детей рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста (6-7лет).

Наполняемость групп: 8-10 человек.

                               Режим занятий

Занятия учебных групп проводится: по два занятия, два раза в неделю.

Продолжительность каждого занятия: 25-30 минут.

              Материально-техническое обеспечение

  • Учебное помещение для занятий
  • Соответствующая возрасту мебель
  • Раздаточный материал
  • Логические, дидактические, математические игры и головоломки
  • Рабочие тетради на печатной основе:

«Учимся думать» Н.Г.Салмина

«Азбука для дошкольников» Л.Е.Журова, М.И.Кузнецова

«За три месяца до школы» О.А.Холодова

«Прописи и штриховки» изд. «Стрекоза»

  • «Букварь для дошкольников» Н.С.Жукова

               Учебно-тематический план.

               Тема занятий

Количество часов в месяц

Количество часов в год

«Азбука для дошкольников» (игры со звуками) «Букварь» (обучение чтению)

       4

    32

«Учимся думать» (логические, развивающие игры и упражнения)

       4

    32

«Умники и умницы» (развитие познавательных способностей)

       4

    32

«Веселые прописи и штриховки» (развитие навыков письма)

       4

    32

                      Итого:

       16

   128

                          Содержание программы

                       

          Тема занятий

            Программные задачи

  Материалы и оборудование

 «Азбука для дошкольников»

(игры со звуками)

Развивать интерес к работе со звучащим словом. Учить детей различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, гласные звуки русского языка. Формирование у детей интереса к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма.

Магнитная азбука, магнитная доска, рабочая тетрадь «Азбука для дошкольников» Л.Е.Журова, М.И.Кузнецова, цветные карандаши, простой карандаш, дидактические карточки с изображениями.

              «Букварь»

       (обучение чтению)

Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.      Развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.   Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.  Развивать коммуникативные способности на основе общения.

«Букварь для дошкольников» Н.С.Жукова, разрезная азбука, разрезные карточки, таблицы, картинки, игрушки, муляжи.

     «Учимся думать»

(логические, развивающие игры и упражнения)

Формировать у детей умения устанавливать разные типы отношений между объектами (количественные, пространственные, временные).  Развивать пространственную ориентировку, воображение, инициативность, в том числе творческую. Развивать логическое мышление.  Формировать элементарные математические представления.    Развивать умения классифицировать.

Рабочая тетрадь «Учимся думать» в 2-х частях Н.Г.Салмина, цветные карандаши, дидактические, развивающие, математические игры, счетный материал, дидактические карточки, схемы, лабиринты.

      «Умники и умницы»

(развитие познавательных способностей)

Развитие у детей таких качеств, как память, внимание, логическое мышление, воображение, творческое и пространственное мышление, находчивость и сообразительность.    Формировать правильную речь.       Совершенствовать графические навыки.

Рабочая тетрадь «За три месяца до школы» О.А.Холодова, цветные карандаши, простой карандаш, карточки, картинки, иллюстрации, карточки тематич.групп.

   

  «Веселые прописи и штриховки»

(развитие навыков письма)

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умения видеть контуры фигур, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.          Развивать чувство ритма.              Ознакомлении с правилами письма.  Развитие ориентировки в пространстве по направлениям.

Пальчиковые игры, игры В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», игра «Чудесный мешочек», цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь «Прописи по математике» К.В.Шевелев, рабочие тетради изд. «Стрекоза»: «Прописи в клеточку»,    «Прописи. Рисуем и пишем»                          «Прописи. Штриховка и дорисовка»,               «Прописи. Палочки и крючочки»,                  «Прописи. Первые уроки письма»,                         «Прописи. Развиваем навыки письма».

          Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня развития детей. К концу года дети должны:

  • Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их названия (алфавит)
  • Различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки;
  • Правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • Проводить звуковой анализ слова. Определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);
  • Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • Уметь писать цифры и знаки (+, --, =, <, >);
  • Уметь решать примеры, задачи, числовые цепочки в пределах чисел первого десятка;
  • Уметь соотносить цифру с количеством предметов;
  • Знать состав числа;
  • Уметь классифицировать предметы, фигуры по трем-четырем признакам;
  • Выполнять графические задания по клеточкам;
  • Уметь устанавливать разные типы отношений между объектами (количественные, пространственные, временные);
  • Уметь работать со схемами и лабиринтами;
  • Справляться с заданиями дидактических игр «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Игры Воскобовича» и т.д.;
  • Уметь слушать и понимать собеседника;
  • уметь слушать, наблюдать;
  • запоминать и перерабатывать полученную информацию;
  • определять различные и одинаковые свойства предметов;
  • узнавать предметы по заданным признакам; описывать предметы;
  • сравнивать предметы между собой;
  • определять последовательность событий;
  • обобщать, классифицировать, работать по образцу;
  • действовать в соответствии с принятым намерением.

Контроль усвоения материалов по данной программе осуществляется методом наблюдения. Также в целях контроля по заданной теме используются игровые, тематические задания.

                           Особенности занятий

Прежде всего, занятия по данной программе отличаются тем, что детям предлагаются задания не учебного (в привычном виде) характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии, после самостоятельной  работы, проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно, и, главное, почему другие варианты, скорее всего, ошибочны.

В тетрадях на печатной основе предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребенок, решая логически-поисковые задачи, может чувствовать уверенность в своих силах.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяются другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключением с одного вида мыслительной деятельности на другую.

Проверка самостоятельной деятельности предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых способов решения, уточнения способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные способы решения.

                    Методическое обеспечение

Данная программа направлена на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания дошкольников, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведет к развитию мыслительной деятельности. Большую роль в развитии учебной деятельности дошкольников, школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление.

Педагогическими технологиями базовыми для данных занятий являются:

  • педагогика сотрудничества;
  • педагогика пошагового роста;
  • игровые технологии.

                               Литература:

  • Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» Санкт-Петербург 1998г.
  • О.Л.Климентьева «Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма» изд. Детство-пресс 2010г.
  • О.М.Дьяченко, Н.Ф.Астаськова и др. «Дети, в школу собирайтесь» изд.Просвещение, 1996г.
  • Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Готовимся к школе» изд.Аквариум, 1997г.
  • С.О.Филиппова «Подготовка дошкольников к обучению письму» изд. «Детство-пресс» 1999г.
  • Л.Генденштейн, Е.Мадышева Энциклопедия развивающих игр «Арифметические игры для детей 6-7 лет»

                   

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Программа дополнительного образования "Академия маленьких гениев"(старший дошкольный возраст)

    Каждому родителю хотелось бы, чтобы ребенок был успешен в учебе. Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще др...