Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
рабочая программа по теме

Кузьмина Надежда Михайловна

“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевального

творчества у детей старшего дошкольного возраста “

Срок реализации: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_luchiki.doc248 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Прогимназия “Сказка” Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа

дополнительного  образования

по музыкально-ритмической деятельности

на тему

“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевального

творчества у детей старшего дошкольного возраста “

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

воспитатель по хореографии 1 квалификационной категории

Н.М.Кузьмина

п. Красный Ключ, 2015 год

                                                Содержание

  1. Пояснительная записка   ..............................................................................     3
  2. Учебно-тематический план   ........................................................................    5

2.1   План мероприятий  с детьми  по музыкально-ритмической

 деятельности в учреждении  ......................................................................      5

2.2  План    по   реализации    национально-регионального

компонента в учреждении   ..................................................................     6

2.3  Перспективное планирование работы по музыкально-ритмической

 деятельности для  детей старшего дошкольного  возраста .....................      8

  1. Виды и содержание  музыкально-ритмической деятельности ................     15
  2.  Связь   музыкально-ритмической   деятельности   с  другими

областями    ............................................................................................    18

  1. Планируемые результаты освоения программы  ...............................     20
  2.  Ресурсы необходимые для реализации программы   .............................       22
  3. Список используемой литературы............................................................       23

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Под творческой активностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными знаниями, умениями и навыками в разных областях учебной деятельности.  Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.  Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.  Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим.

Формирование у дошкольников творчества в музыкально-ритмических движениях предусмотрено «Программой музыкального воспитания в детском саду» (по разделу «Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей к творчеству призвано выступать обучение.

Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, не показывают творчества.

В таких случаях детские двигательные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны.

Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют.

Актуальность программы: Программа  актуальна, т.к. в наш информационный век   дети  и  взрослые   увлечены   компьютерными    играми,  телевидением, Интернетом  и  т. д., мало   времени   отводят   занятиям   спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление  позвоночника,   ослабленное   зрение,  а   так     же    некоторые    психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше  интересуют   герои Диснея - роботы, пауки, чудовища.  Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевального   творчества у детей старшего дошкольного возраста - актуальная проблема сегодняшнего дня. Музыкально-ритмическая деятельность  является наиболее благоприятным видом искусств для развития креативности у дошкольников. Модернизация   процесса   образования   в      Российской Федерации,  повышение  требований к качеству  образования, необходимости оптимизации  процесса  обучения, развитие творческой личности,  повышение  его  эффективности,  создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.

Цель: развитие танцевального творчества у детей  старшего дошкольного возраста через исполнение сюжетных танцев и этюдов.

Задачи: 

Обучающие: освоение азов ритмики;

поэтапное овладение основами классического экзерсиса на середине зала;

обучить простейшим элементам современного танца;

обучить элементам музыкальной грамоты;

познакомить детей с историей возникновения и развития танца;

побуждение к импровизации под музыку, сочинение собственных композиций из знакомых движений;

развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.

Воспитательные: воспитать культуру поведения и общения;

воспитать умение ребенка работать в коллективе;

заложить основы становления эстетически развитой личности;

воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

 Развивающие: способствовать снятию мышечных и психологических зажимов посредством танцевального движения;

формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;

формировать интерес к танцевальному искусству;

развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;

развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;

развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;

развивать художественный вкус;

обучение детей примем самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Возраст

Численность в группе

Год обучения

2015г - 2016г

Режим работы

5-6 лет

16 – 18 детей

1 сентября по

29 мая

Вторник: 15.30 -16.00.

Четверг: 15.00 -15.30.

II. Учебно-тематический план

    2.1   План мероприятий  с детьми  по музыкально-ритмической  деятельности в учреждении (Приложение № 1)

 В образовательных учреждениях  всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).

Мероприятия направлены на приобщение ребенка к миру музыки и танца, воспитание любви и интереса к русскому фольклору, формирование пластики, культуры движений, их выразительности, развитие музыкально-ритмических способностей, артистизма, умение исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле, можно решать следующие задачи: 

-развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

-способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать музыку, переживая ее в движении;

-воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

-воспитывать, развивать и совершенствовать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

месяц

Мероприятие

1.

Сентябрь

  1. Праздник «Здравствуй, детский сад!»

2.

Октябрь

  1. Праздник «Бал цветов»

3.

Ноябрь

  1. Спектакль «Под грибом» В.Сутеева

перед родителями

  1. Праздник «Щипание гуся»

4.

Декабрь

1.  Цирковое представление

2.  Праздник «Зимняя сказка»

5.

Январь

  1. Развлечение «Как пошла коляда»

6.

Февраль

1. Праздник, посвященный «Дню Защитников Отечества»

2.  День родного языка «Наш любимый край родной»

7.

Март

1. Концерт, посвященный Международному женскому Дню - 8 марта

2. Праздник весны «Науруз»

8.

Апрель

  1. Развлечение, посвященное Дню юмора и смеха

9.

Май

1. Концерт,  посвященный 9 Мая

2. Отчётный концерт перед родителями

2.2  План по реализации национально-регионального компонента в учреждении

   

  В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребенка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Дети, посещающие дошкольные учреждения, воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества, с музыкальным  искусством татарского народа. Знакомятся с фольклором, с танцами, хороводами, играют в народные игры, с национальным костюмом. Это способствует пробуждению в детях национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе. В  ДОУ проводится работа по реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, педагогами и родителями.  В этой работе мы ставим перед собой такие цели и задачи:

Цель:   Формирование интегративных качеств  у детей  дошкольного возраста в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Поволжья.

 Задачи: Воспитывать достойного гражданина своей страны, республики, знающего и любящего свой родной край, свою малую Родину; воспитывать уважение к людям коренной национальности, знакомить с бытом, обычаями и традициями, русских, татар. и многих других национальностей, которые мирно и дружно живут в нашем краю.

Реализация национально-регионального компонента происходит через музыкальные занятия, тематические праздники и развлечения.

Дата

Тема развлечений

 Задачи

Репертуар

Октябрь

Ноябрь

«Щипание гуся»

- воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям;

- развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.

Общая пляска «Менә сиңа сул кулым»

«Танец с крылышками»(сб. 100 танцев)

Танец девочек“У реки”(сб. 100 танцев)

Февраль

«День родного языка»

- формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни  народов Поволжья.

Общая пляска «Менә сиңа сул кулым»

«Парлы бию»

Игра рус.н. «Скок- скок сапожок»

Танец «Валенки»

Игра башкир.н. «Тирмә”и др.нац.

Март

«Нәурүз»

- формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;

Танец «Бик яхшы»

Хоровод «Кәрия- Зәкәрия».

Игра с платком.(т.н.и)

Апрель

День рождение Г.Тукая

-знакомство детей с творчеством Г.Тукая.

Пантомима сказки «Коза и баран», «Шурале»

Июнь

«Сабантуй»

-развивать интерес к играм татарского народа;

-желание использовать их в самостоятельной деятельности.

Композиция с цветами, с мячами.

Общая пляска «Менә сиңа сул кулым»

  1. Перспективное планирование работы по музыкально-ритмической деятельности для  детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется. В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс-Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движения, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие движения.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и ритмично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

задачи:

1-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

2-Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задачи музыкального воспитания, так и специальные -  обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

3-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

4-развитие художественно-творческих способностей. Двигательной основой музыкально-ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

5-основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

6-танцевальные движения;

7-имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности.

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

Музыкально-ритмическое

1.Упражнения, разминка

2.Танцы

3. Этюды

4.Игры

5.Развлечения

Музыкально – ритмические навыки:

развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки.

1.Свободно ориентироваться в пространстве.

2.Познакомить с движениями польки, менять движения по музыкальным фразам.

2.Различать и передавать в движении ярко выраженные в музыке ритмические акценты. Работать над улучшением качества лёгкого бега, кружения и притопов.

3.Развивать музыкальность, способность к импровизации. Выразительно передавать пантомимой образы животных и цветов.

4.Двигаться в соответствии с характером каждой части. Уметь быстро строить круг, находить своего ведущего.

5. Формировать чувство такта, уметь вести себя в коллективе.

Содействовать созданию обстановки общей радости.

1.Найди своё место в колонне!«Марш»(муз. Ф.Надененко)

2.Качание рук с лентами (польская нар.мел, обр.Л.Вишкарёва.

2.Полька «Тройками» (муз.А.Филиппенко);  Танец «Разноцветная игра»

3.Этюд: «Как растут цветы» (муз.Грига «Утро»).

4. «Чей кружок быстрее соберётся» (р.н.м, обр. Т.Ломовой); «Найди свой овощ» (р.н.м,сб.Музыкальный руководитель№4 2005г)

5. Праздник «Здравствуй, детский сад!»

Октябрь

Музыкально-ритмическое

1.Упражнения, разминка

2.Танцы

3. Этюды

4.Игры

5.Развлечения

Музыкально-ритмические навыки: учить детей слышать, различать и отмечать в движении смену музыкальных частей.

1.Передавать подвижный характер музыки, учить выполнять движения ходьбы и бега различного характера, в соответствии с содержанием музыки.

2.Навыки выразительного движения:

Передавать в движении характер музыки, учить выполнять переменный, хороводный шаг, ритмические хлопки.

3.Побуждать детей самостоятельно придумывать движения разных персонажей.

4.Уметь развивать способность импровизации, чувство ритма, точности движений.

5.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

1.Упражнения с осенними листочками   ( муз.М.Леграна ) ритмическая мозаика А.Буренина

2.Танец «Аннушка»

муз. Штрауса.

«Круговая пляска» (р.н.м.)

3. «Кто живет в лесу»

Этюд «Цветочек» муз.Грига «Утро»

4. Игра «Найди свой зонтик», «Море волнуется».

5.Праздник «Бал цветов».

Ноябрь

1.Упражнения

2.Танцы

3.Этюды

4.Игры

5. Развлечения

Музыкально-ритмические навыки:

1.Совершенствовать движения переменного шага, учить детей правильно выполнять татарские народные движения: «Бөрма», «Чеметеп басу».

Навыки выразительного движения:

2. Исполнять танец выразительно, согласовывать свои движения с движениями партнера.

3.Побуждать детей выразительно передавать образы «Хитрой лисы», «трусливого зайчика» и побуждать детей к поиску выразительного движения.

4.Свободно ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения, переходить от темпа умеренного к быстрому.

5.Создать веселую, радостную атмосферу, уметь правильно оценивать действия персонажей, приобщать детей к народному творчеству.

1.Марш» Золоторев, «Упражнения для рук»  Шестакович.

2.Танец «Дождя» муз. Т.Ломовой;танец «Бикяхшы» тат.нар.мел.

3.Этюд «Мышата»Т.Ломова; этюд «Зайцы и лиса» Левкодимов.

4.Игра «Плетень», хороводная игра «Кушкулым»р.н.м.

5. Спектакль «Под грибом» В.Сутеева, праздник «Щипание гуся».

Декабрь

1.Упражения

2.Танцы

3.Этюды

4.Игры

5.Развлечения

Музыкально-ритмические навыки:

1.Начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки, учить детей отмечать сильную долю такта в движении и уметь выполнять перестроение из круга в две-три колонны.

Навыки выразительного движения:

2.Выразительно исполнять танцевальные движения: «Шаг с выставлением ноги на каблук», «Ковырялочка».

3.Развивать творческие способности детей, учить составлять музыкальные композиции.

4.Способствовать развитию танцевально-игрового творчества, побуждать детей самостоятельно играть, соблюдая правила.

5.Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в утреннике.

1.Упражнения с обручами, «Французская песенка» в исполнении  Ф. Гойи, «Марш» Робер

2.Танец «Цирковых лошадок»муз. П.Мория; танец «Жонглеров» муз.Т Спенсер Воздушная кукуруза; танец «Зимняя пляска» муз.М.Старокадомского; танец «Парная полька»(у.н.м).

3.Этюд «Солдатики», «Звери спешат на ёлку»

4.Игра «Фигура замри», Найди себе пару» муз.М.Спадавеккиа Добрый жук

5.Цирковое представление и праздник «Зимняя сказка».

Январь

1.Упражнения

2.Танцы

3.Этюды

4.Игры

5. Развлечения

Музыкально-ритмические навыки:

1.Учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.

2.Учить детей исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа (Переменный шаг).

3. Развивать творческое воображение, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

4.Выразительно передавать содержание музыки. Воспитывать выдержку, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

5. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры.

Продолжить знакомить детей с обрядовыми праздниками, разучить фольклорный материал и использовать его в повседневной жизни.

«Передача платочка» Т.Ломовой.

2.Инсценировка «Как у наших у ворот»   (р.н.мел,обр.В.Агафонникова).

3. «Подснежник» «Звери спешат на ёлку» («Времена года» П.И. Чайковского.)

 4.Игры «Ловушка» (р.н.м,обр.Л.Сидельникова); «Репка, репонька-расти крепонька»; «Лавата».

5.Развлечение «Как пошла коляда».

Февраль

1.Упражнения

2.Танцы

3.Этюды

4. Игры

5.Развлечения

Музыкально-ритмические навыки:

1.Учить ритмично, двигаться в соответствии с музыкой. Отмечать в движении сильную долю такта.

2.Слышать музыкальные фразы, отмечая конец фразы притопами.

 Продолжать учить лёгкому поскоку и кружиться на поскоке парами.

Способствовать развитию танцевального творчества.

3.Развивать образность и выразительность движений.

4.Быстро реагировать на динамические изменения музыки. Упражнять в движении прямого галопа.

5.Воспитывать патриотические чувства. Любовь и уважение к Защитникам Отечества.

Формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни  народов Поволжья.

1. «Упражнения с флажками» (муз.Ю.Антонова «Мы»).

2.Танец «Морячка» (муз.О.Газманова).

3.Этюд «Забытые движения»- что же делать дальше?

4. Игра «Горячий конь» (муз.Т.Ломовой).

5. Праздник, посвященный «Дню Защитников Отечества»;

  «Наш любимый край родной.

Март

1.Упражнения

2.Танцы

3.Творческие этюды

4.Игры

5.Развлечения

1.Двигаться в соответствии с лёгким, подвижным характером музыки.

Ритмично выполнять  лёгкий бег, двигаясь врассыпную и в разных направлениях.

2.Двигаться парами  по кругу, соблюдая интервалы.

  Совершенствовать координацию движений.

  Выразительно выполнять кружение (вправо – влево).

3.Искать выразительные движения, не подражая друг другу, придумывать движения в соответствии с характером музыкального движения.

4.Воспитывать выдержку, умение точно соблюдать правила игры.

Продолжать работу над лёгким бегом и движением шага с высоким подъемом ног.

5.Воспитывать нравственные качества любви, доброты, отзывчивости, желание доставлять радость близким и друзьям. 

Формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции.

1.Упражнение с лентами (муз.В.Моцарта).

2.Танец «Капитошка»

Танец «Цыганский» (муз.Цыганочка).

 Татарский танец « С чашками» (тат.н.м обр. Ф.Фаизовой).

3.Этюд «Весна» (муз.П.Чайковского «Подснежники»).

4. «Кто скорее возьмет игрушку» (лат.н.м).

 Игра «Тимербай» (сб.Детские подвижные игры народов СССР,стр-78).

5. Концерт, посвященный Международному женскому Дню - 8 марта.

 Праздник весны «Науруз»

Апрель

1.Упражнения

2.Танцы

3. Творческие этюды

4.Игры

5. Развлечения

Музыкально – ритмические навыки:

1.Развивать творческое воображение, наблюдательность. Учить изменять движения в соответствии с характером музыки.

2.Развивать образность и выразительность движений.

 Учить приставному шагу с приседанием.

3.Развивать умение передавать с помощью разнообразных движений музыкальные образы и характеры.

4.Развивать эмоциональное отношение к игре. Воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.

5. Развивать творческое воображение и уметь доставлять радость себе и другим.

1.«После дождя» (Вен.н.м).

2. «Учимся скакать с ноги на ногу»(Анг.н.м).

2. «Петухи запели» (исп.шоу-группа «Улыбка»).

 «Три пингвина» (исп.шоу-группа «Улыбка»).

3. Игра импровизация «Лес просыпается» (муз.Э.Грига «Весной»).

4.  «Займи домик» (муз.М.Магиденко).

 «Ворон» (рус.н.м, обр.Е.Тиличеевой).

5. День юмора и смеха «В гостях у клоуна».

Май

1.Упражнения

2.Танцы

3.Отчётный концерт

Музыкально – ритмические навыки:

1.Уметь передавать в движении яркие акценты и динамические изменения в музыке. Учить выполнять движения с флажками, цветами и шарами.

2. Спокойно и свободно  вести себя на сцене, с удовольствием выступать перед зрителями.

3.Уметь радоваться успехам других детей и вносить вклад  в  общий  успех.

 Создать радостную праздничную атмосферу.

1.Упражнение с цветами (песня Ю.Антонова

«Не рвите цветы»)

2. Танец «Капитошка»

 Танец «Цыганский» (муз.Цыганочка).

 Татарский танец « С чашками» (тат.н.м обр. Ф.Фаизовой).

 Танец «Аннушка»

муз. Штрауса.

 Танец «Морячка» (муз.О.Газманова).

 Татарский танец ««Бик  яхшы(сб.100 танцев Г.Тагирова стр55-56).

III.   Виды  и содержание музыкально-ритмической деятельности.

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь. Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствует развитию творческой активности ребенка. Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в играх «Поезд за город», «Звероловы и звери». Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон», »Как на тоненький ледок». В этих играх сюжеты поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. Развитию творческой активности в музыкально – игровой деятельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценированным песням, не разученной детьми, а исполненной педагогом.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.

Важным видом музыкально-ритмической деятельности являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. В плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

1. Пляски с зафиксированными движениями, т.е. авторские, к которым относятся: пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений; современный детский танец; народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца; хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом; характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж; детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации, сюжетные танцы и этюды. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся: пляска типа «зеркало»; пляска, где дети сочиняют движения на первую часть, а для второй части движения показывает педагог; пляска, где дети сочиняют движения для обеих частей.  От плясок – импровизаций, в которых педагог обучает детей продуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога - отразить в движениях характер музыки – дети занимаются исполнительской плясовой деятельностью на основе ранее разученных и любимых движений[.

Сюжетные танцы – это танцы, которые всегда хорошо воспринимаются зрителям, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. И трудность их заключается в первую очередь в том, что нужно выбрать тему – доступную для понимания детей и подобрать соответствующий музыкальный материал. В сюжетных танцах для детей действующих образов не должно быть много. Как правило это 2-3(к примеру - мыши и кот; лиса, волк и зайцы) Сюжетные детские танцы не могут быть очень продолжительны, т. к. расплывется драматургия. Все части драматургии должны четко просматриваться : -экспозиция; -завязка; -развитие действия; -кульминация; -развязка. Костюм четко соответствует персонажу. Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце - это морковки, ведра и т.д. Сюжетный танец - очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь хищный волк не может двигаться, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно следить за исполнением своих движений.Музыкальные произведения, предназначенные для сюжетных танцев должны содержать яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению,   подсказывающие  его. Работа над сюжетным танцем начинается с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения. Из своего опыта - первоначальное освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети выполняют жест, характерный для персонажей, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого жеста. Затем движение исполняется с инструментальным сопровождением в заданном ритме. Такая последовательность заданий помогает принять детям условность исполнения жестов с музыкой. Наряду с этими методами, конечно же важен выразительный показ движений, который задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. И здесь важно «по-настоящему» воспроизвести эмоцию, чтобы дети почувствовали и сумели ее повторить.

Упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Музыкально - двигательные упражнения, помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Движения во всех музыкально - двигательных упражнениях (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой: дети всегда передают в них музыкально двигательный образ.

Назначение упражнений различно:

- упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

- подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружение, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т.д.);

- образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

- упражнения как определенные законченные композиции.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

IV. Связь музыкально-ритмической деятельности с другими областями

Суть интеграции заключается в обеспечении целостности образовательного процесса. Детскому танцу присуща образность с элементам драматургии, воплощенными в сюжете, во взаимоотношениях разнохарактерных персонажей, используя в качестве выразительной лексики танцевальных движений. Образность и сюжетность сближает танец с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Выготского является « корнем» любого детского творчества. Но если сюжетно-ролевая игра представлена еще и в виде танцевального сюжета в основе, которого известные сказочные персонажи, то она обеспечивает устойчивый интерес к танцевальному искусству. Занятия по танцам превращаются в театрализованное действие. Для этого создается особая атмосфера, игровые и сказочные моменты занятия. Каждый педагог – режиссер. А его группа – это его труппа . На занятиях дети осваивают разные способы выражения своей индивидуальности в изобразительной деятельности, актерском мастерстве, хореографии, литературе. Так через танцы – игры получаются танцы с сюжетным построением, это очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей, как исполнителей так и зрителей. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию, к работе.

V. Планируемые результаты освоения программы

- Научить ребенка чувствовать и ощущать музыкальный ритм;

- Формировать потребность к творческому самовыражению;

- Овладение детьми приемами, связками движений в танцевальных композициях;

- Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;

- Повышение работоспособности и двигательной активности;

- Развитие правильной осанки;

- Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими.

К концу учебного года дети 5-6  лет должны иметь определенный запас выразительных движений.

1.Ходить под музыку спокойно, бодро, бегать легко, подпрыгивать с небольшим продвижением    вперёд, двигаться прямым галопом.

2.Выполнять упражнения с флажками, платочками (вверх- в сторону, вправо- в сторону, влево, вниз.

         3.Легко пружинить, слегка приседая.

         4. Перестраиваться из свободного расположения в круг и обратно, двигаться

             парами в танцах  и хороводах.

Выразительно передавать характерные особенности игрового образа.

-учить воспроизводить в движениях характер менее контрастной двух – трех частной музыки, самостоятельно определять жанры марша и танца, выбирать соответствующие движения;

 -воспроизводить в движениях более широкий спектр средств музыкальной выразительности (тембровые, динамические и темповые изменения, элементарные ритмические рисунки);

- особое внимание уделять основным естественным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам), работая над их легкостью, пружинностью, координацией, развивать свободу и выразительную пластику рук;

-продолжать развивать ориентировку в пространстве (овладение общим пространством зала и его частями (центр, углы) в процессе движения всей группы и подгрупп);

-начинать знакомить с языком танцевальных движений, как средством общения и выражения эмоций в различных танцах (подзадоривание, утверждающие притопы и др.),

- развивать музыкально-двигательное творчество. Учить использовать элементарные мимические и пантомимические средства выразительности музыкально-двигательных сюжетных этюдах и играх.

Выполнять танцевальные движения:

выставлять ногу на пятку, притопывать правой и левой ногой, хлопать в ладоши по коленям,    вращать кисти рук, исполнять несложные пляски, используя элементы знакомых движений ( кружиться по одному и в парах, на ходьбе и беге).

В конце года выполнять упражнение, подготавливающее к поскокам с ноги на ногу.

Развитие музыкально-художественной деятельности:

- внимательно слушает музыкальное произведение, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно определяет ее настроение;

- воспроизводит в движениях характер музыки, владеет основным танцевальными

движениями;

- участвует в музыкальной  игре-драматизации, легко решает не сложные  ролевые задачи, следит за развитием  сюжета.

Высокий уровень: интерес к музыкально – ритмической деятельности устойчивый, любит танцевать, импровизировать под музыку, играть в музыкальные подвижные игры; суждения и оценки по поводу танцевальной деятельности содержательны и объективны; использует танцевальные движения в любой вид деятельности.

Средний уровень: интерес к музыкально – ритмической деятельности неустойчивый, часто внимание переключается на другую деятельность; предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы; суждения и оценки по поводу танцевальной деятельности не всегда обоснованы; использует танцевальные движения в самостоятельной деятельности при участии взрослого.

Низкий уровень: поверхностный интерес к музыке, танцу; не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении; суждения и оценки по поводу танцевальной деятельности неглубокие, несодержательные и необъективные; не использует знакомые ему движения под музыку самостоятельной деятельности.

VI. Ресурсы необходимые для реализации программы

Список  методической литературы:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа  дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2. «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 7 лет» «Ритмическая мозайка», А. Буренина. СПб, 2001.

3. Бекина С.И. и др. «Музыка и движение» 3-7 лет,1984.

4. Раевская Е.П. и др. «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» М.:Просвещение,1991.

5. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА – ФИ – ДАНСЕ» Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство - пресс» 2001.

Полумаски, атрибуты, детские музыкальные инструменты

1. Разноцветные шарфы  - 8 штук.

2. Разноцветны платочки – 50 штук.

3. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, сорока, Буратино, Мальвина.

4. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, кошка, мышка, заяц, медведь, белка, петух.

5. Косынки (зелёные, красные)  

6. Флажки

7. Листочки

8. Султанчики

9 .Искусственные цветы

10.Маски животных, птиц, овощей и т.д.

11.Бубны – 8.

12.Ложки деревянные- 30.

13.Колокольчики 10.

14.Погремушки-30.

15.Барабаны-10.

Техническое обеспечение

1..Музыкальный центр «Sarp», «Panasnic».

2. Телевизор «JVS».

3.DVD плеер «BBK».

4.Компьютер «LG»,  (принтер, ксерокс).

5.Музыкальный центр « Samsung» караоке (4000 песен.

 Также в музыкальном зале установлена информационно – телекоммуникационная сеть «Интернет»,  Wi-Fi.

Диски

1. Диски с записями музыкальных произведений «Песни и танцы для детей», «Танцы народов Поволжья»

2. Диски «Топ-хлоп, малыши»(Буренина)  

3. Диски «Ритмическая мозайка»(Бурениной)

4. Диски «Танцуй малыш 1 и 2» (Суворова)

5. Диски «Музыкальная палитра»-12.

6.Диски «Времена года»

7.Диски «Җырлап – биеп уйныйбыз»- 5.

8.Звуки природы

9.Диск «Военные  марши».

10.Диск музыка для отдыха.

11. Диск « Мөңа чишмәсе»

Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях

Качественная аудиозапись музыки, иллюстрации и репродукции, дидактический материал, игровые атрибуты, музыкальные инструменты, «живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)

VII.    Список используемой литературы

1.Асафьев Б.В.Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Москва. 1973. С . 425.

2. Бекина С.И, СоковнинаЕ.Н,  Ломова Т.П. Музыка и движение (5-6 лет) Москва «Просвещение». 1983г.  С. 5-9.

3.Бекина С.И, Соковнина Е.Н, Ломова Т.П. Музыка и движение (5-6 лет).Москва «Просвещение» 1983г. С. 15-20.

4. Богданов Г.Ф. Методика создания и постановки сюжетного танца. - Краснодар: КДНТ, 1975; с.  89.

5. Буренина А.И. Ритмическая мозайка. Санкт- Петербург.2000г.С.30.

6.  Василевский А.К. Искусство и школа. Книга для учителя. «Просвещение»1981г. С.288.

7.  ВетлугинаН.А. Методика музыкального воспитания в детском саду : Москва «Просвещение» 1989. – С.90 – 91.

8.ВетлугинаН. А. Художественное творчество в детском саду. -  М., 1974. - С. 39).

9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок.  - М., 1972.  -  С. 34.

10. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя. М. «Просвещение». 1984 – С. 5-7

11.  Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. С.302 – 304.

12. ГогоберидзеА.Г. Детство с музыкой. Санкт – Петербург Детство – Пресс,2010г. С. - 590-599.

13.Горшкова Е.В. «От жеста к танцу» 1 кн. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце. Москва, изд. «Гном» 2002г. С. 70 – 75.

14.Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству.С.36 – 37.

15. Зимина А. Н.Основы музыкального воспитания и развития (детей младшего возраста) .Москва Гуманитарный издательский центр 2000г. С - 20.

16.Коломницкий Г.А «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей», Москва,1998г. С.88 – 97.

17. Раевская А,  Руднева С.  Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. Издательство  «Просвещение» Москва. 1969г. С. 8-9.

18.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозайка. Хореография в детском саду. М., 2006г. – С - 80.

19.Тагиров Г.Х. 100 татарских фольклорных танцев. – Казань: Татарское книжное издательство, 1988. С. 12 -13.

20. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. — М., 1947.  № 11. — С. 17.

21. ФирилеваЖ.Е, Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Санкт – Петербург «Детство – пресс»2001г. С.10 -11.

22.http://do.gendocs.ru/docs/index-264680.html

23.http://www.yamuzykant.ru/muzykalno-ritmicheskie-dvijeniya/vidy-muz-ritmicheskoy-deyatelnosti

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Программа художественно - эстетической направленности «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста составлена с учетом авторской программы по А.И.Бурениной....

Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"

Проблемы экологии  побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период  в жизни  ребёнка характеризуется особым, ...

Авторская рабочая программа по дополнительному образованию. "Ладушки"

Программа  углублённого музыкального развития дошкольников. Вокально хоровое пение. Обучение более точной звуковысотной интонации. Знакомство со стилями жанрами вокальной музыки. Умение отли...