самоанализ по самообразованию
статья (подготовительная группа) по теме
Актуальность экологического воспитания дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoan_po_samobr_v_pod_gr.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
1. Актуальность выбранной темы.
Актуальность экологического воспитания дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
2. Цели:
- создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры;
- формировать экологически - грамотное поведение в природе;
- воспитывать гуманное отношение к живым объектам флоры и фауны.
На пути достижения цели были поставлены следующие задачи:
- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе;
- учить понимать причинно - следственные связи внутри природного комплекса;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
- научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
- развивать познавательные и творческие способности;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, животным, человеку.
3.Основные вопросы намечены для изучения.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Процесс становления осознанного - правильного отношения сопровождается определенными формами поведения ребенка. Положительного результата в развитии нравственного отношения к природе можно достичь только систематической работой.
4. Этапы работы. В этом учебном году продолжала осуществляется дальнейшая реализация комплекса мероприятий, как обязательных, так и дополнительных разработанных проектом.
Результатом данного этапа является дальнейшее накопление практического материала и систематизация работы. Проведена диагностика с целью определения экологических знаний и практических умений.
При реализации проекта следую следующим педагогическим принципам: системности, наглядности, доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонности. В непосредственно образовательной деятельности и в совместной взросло-детской деятельности главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Были проведены сезонные наблюдения, знания потом закреплялись дидактической, подвижной, словесной, настольно – печатной игрой, или НОД: «Узнай дерево по листу», «Ходят капельки по кругу», «Кто живет в лесу», «Что было бы, если…?», «Когда это бывает?», «Жизнь зверей осенью», «Что за птица», «Весенние радости» и др. С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд, выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи. С детьми показана для детей речевой группы инсценировка стихотворения К. Ушинского «Пойманная птичка». Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове». Стихи разных поэтов, сказки, рассказы, загадки экологического содержания использую в работе с детьми постоянно. Детям в течении года были прочитаны стихи и загадки о явлениях в неживой природе, В.Гаршин «Лягушка путешественница», В,Бианки «Три весны», Е.Благинина «На моем окошке настоящий сад» и др. Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. Были проведены сезонные наблюдения с зарисовками своих наблюдений. В сочетании с наблюдениями дети научились заполнять календарь природы, и считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучая находить нужные клеточки, дети обозначают значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также понимают символы обозначения. Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. В течении года дети рисовали: «Осенний ковер», «Расстелила зимушка – зима свои белоснежные узоры», «Птицы на кормушке», «Цветущая весна». На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. В своей работе с родителями провела дискуссию «Природа –как фактор нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста», «Прогулки с ребенком». Для родителей были подготовлены папки – передвижки «Понаблюдайте с детьми (сезонно), «Опасные растения», «Растения очистители воздуха». Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей. Родители в течении всего учебного года принимали участие в различных мероприятиях и акциях экологического содержания: «Очаровательная коряга», «Моя семья с природой», «Мое любимое животное», «Новогодняя красавица», совместно с детьми и родителями был проведен КВН «Что мы знаем о природе». Для воспитателей подготовила практический материал в виде информации: «Осенние наблюдения с детьми», «Природоохранная деятельность с дошкольниками в разное время года» (для каждого возраста).
Основная часть.
1. Создание современной предметно-развивающей среды в группе.
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности – побуждающая к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно, поэтому в группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. В группе создан богатый природный уголок, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте и В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».
В своей работе с детьми использую дидактические, настольно – печатные, словесные, подвижные игры экологического содержания.
В этом году пополнила свой материал: методическими разработками непосредственно образовательной деятельности, которые позволяют повышать интерес детей к получению экологических знаний, увлекать игровыми сюжетами и необычным содержанием;
- методическими разработками сценариев мероприятий, которые позволяют реализовывать творческий и познавательный потенциал детей;
- авторскими дидактическими играми «Живые кубики», «Пищевая цепочка», «Найди, чей след» и др.;
- сборники иллюстративных материалов «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья» и др.;
- видиотека: созданы презентации «Животные Югры», «Леса Югры»;
- сборник сказок «По тропинке к сказке»;
- дидактическое пособие «Одуванчик», «Лягушка», «Угадай правило».
Проведение открытых просмотров в ДОУ.
Проведено открытое занятие по экологии на тему: «Весенние радости».
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете.
На педагогическом часе для воспитателей ДОУ было представлено выступление: «Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Проанализированы программы по данному направлению:
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
- Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования детей «Мы»,
- О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»,
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»,
- Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология экологического образования детей в старшей группы ДОУ».
Также был осуществлен анализ имеющего программно- методического обеспечения; анализ предметно – развивающей среды в группе.
Практические выводы после работы над каждой темой.
«Наблюдаем. Рассуждаем. Познаем» - учила наблюдать явления природы, анализировать делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.
«Неповторимый мир растений» - знакомила детей с разнообразием растительного мира, формировала понимание зависимости между внешним строением и условиями их существования.
«Любить животных – любить себя» - расширяла знания детей о диких и домашних животных, показывала взаимосвязь живого со средой своего обитания.
«Наша Земля – наше богатство» - формировала понятие о себе как жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого, учила беречь и защищать природу, познакомила с Красной книгой.
Выводы: обобщая работу по теме "Развитие интереса и воспитание нравственных чувств к природе у старших дошкольников" можно сказать, что наша деятельность на данном этапе привела к тому, что у детей вырос познавательный интерес к миру природы, они проявляют желание сохранять природу. Это показывают результаты диагностики. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у ребенка развиваются такие важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личности. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта ребенка, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Таким образом, на основе полученных положительных результатов на данном этапе работы можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к природе, бережного отношения ко всему живому и повышение экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции экологического материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждается. Цель и задачи достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ по самообразованию (правовое воспитание)
Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития....
Самоанализ по самообразованию ФЭМП
Одна из профессиональных задач современного педагога детского сада — быть в курсе всего нового, что исследуется и внедряется в области дошкольной педагогики, психологии. Кроме того, воспитатель ...
Самоанализ по самообразованию на тему "Гендарное развитие детей дошкольного возраста"
Мне хотелось бы больше владеть информацией на тему ‘’Гендарное воспитание детей’’ поэтому я выбрала эту тему по самообразованию, так как позволяет пополнить и конкретизир...
Самоанализ работы самообразования по теме: "Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"
Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка....
Самоанализ по самообразованию воспитателя 2022 – 2023 учебный год
Самоанализ по самообразованию воспитателя 2022 – 2023 учебный год. ТЕМА: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»...
Самоанализ по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год
Самоанализ по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год. ТЕМА: «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста....
Самоанализ по самообразованию
Материал...