Самоанализ работы самообразования по теме: "Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"
методическая разработка (младшая группа)
Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ работы самообразования по теме:
"Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии" 12.04.19г. 1 младшая группа.
Воспитатель «МДОУ Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Котькина О.Е.
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования РФ, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми ключевыми компетентностями в условиях детского сада.
Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Преимущества использования в образовательном процессе метода сказкотерапии велики, например, через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Обращаясь к сказкотерапии, я использую различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Я стараюсь с помощью сказки передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Основные задачи сказкотерапии.
- Способствовать социальной адаптации.
- Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
- Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
- Формировать положительные черты характера.
- Развивать познавательный интерес.
- Способствовать формированию положительных межличностных отношений
- Формировать эстетический вкус.
- Обогащать положительный эмоциональный опыт.
- Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
Актуальность данной проблемы подтолкнуло меня изучить и в дальнейшем реализовать в практической деятельности технологию метода сказкотерапии в формировании психологического здоровья дошкольников.
Целью моей работы стало: Использование метода сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми. Исходя из цели, были определены следующие задачи:
∙ Формирование психологического здоровья, основ нравственного сознания, самосознание ребенка;
∙ Знакомство с культурой разных народов и сохранение народных традиций;
∙ Обогащение внутреннего эмоционального мира ребенка;
∙ Развитие речевого творчества и воображение ребенка;
Важная роль в основе моей деятельности отводится индивидуализации воспитательно – образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формирование нравственных качеств личности, развитию воображения и творческого потенциала, умение управлять своим поведением и эмоциональными проявлениями, а воспитательно – образовательный процесс организуется с учётом интересов и потребностей ребенка.
На начальном этапе изучения методической литературы передового опыта специалистов по теме«Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии» мною изучались особенности сказкотерапии как метода и использование в практической деятельности.
Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.
Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.
Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру.
Таким образом, изучив методическую литературу, выяснила, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» – лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи. В свою очередь один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.
Внедрения в практическую деятельность метода сказкотерапии в своей деятельности с детьми я использовала регулярно, на занятиях, праздниках, развлечениях и в режимных моментах. Когда я поставила перед собой задачу научить детей управлять своими негативными эмоциями и их проявлениями с целью «не навреди» окружающим, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства, но не забывать учитывать индивидуальный характер ребенка.
В процессе использования метода мною применялись методы и приёмы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие приемы бумаготерапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.
В процессе реализации коррекционно -педагогического метода сказкотерапии выявились следующие возможности работы со сказкой
. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».
. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
. Творческая работа по мотивам сказки:
-Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.
-Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
-Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
-Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки.
Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их.
Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях - это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.
Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы... И всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
В свою очередь, для повышения педагогического мастерства, расширения знаний, читаю педагогические журналы, новинки методической литературы, посещаю методические объединения, занятия. Участвую в работе методической группы по разработке методических консультаций для родителей и педагогов.
У каждого педагога есть свои ступеньки развития, и думаю, что не стоит останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствовать свои знания, умения и навыки (компетентность). Планирую продолжить работу в данном направлении, расширяя границы, области познания.
Результатами внедрения метода сказкотерапии в практику являются:
Обобщение и систематизация теоретического материала, изучение опыта ведущих педагогов, подборка практического материала, коротких сказок, иллюстрируемых музыкой, привлечение родителей к совместной деятельности, подборка консультаций и наглядного материала для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос...
Презентация программы Формирование психологического здоровья дошкольников с помощью Сказкотерапии
Формирование психологичееского здоровья дошкольников...
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»
Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников....
Формирование психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» при использовании ИКТ
В презентации размещён материал по сказкотерапии для формирование психологического здоровья дошкольников....
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии "Здравствуй, сказка!"
Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» предназначена для детей 3 – 7 лет (срок реализации - 4 го...
Уголок уединения как средство формирования психологического здоровья дошкольников
Результат- пречень оборудования и оснащения уголков уединения в разных возрастных группах....