Самоанализ работы самообразования по теме: "Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"
методическая разработка (младшая группа)

Котькина Ольга Евдокимовна

    Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ работы самообразования по теме:

"Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"                                                                                                   12.04.19г.  1 младшая группа.

Воспитатель  «МДОУ Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида»      Котькина О.Е.

            Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования РФ, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми ключевыми компетентностями в условиях детского сада.

    Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
   Преимущества использования  в образовательном процессе метода сказкотерапии велики, например, через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь. 

  Обращаясь к сказкотерапии, я использую различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. 

   Я стараюсь с помощью сказки  передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Основные задачи сказкотерапии.

  1. Способствовать социальной адаптации.
  2. Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
  3. Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
  4. Формировать положительные черты характера.
  5. Развивать познавательный интерес.
  6. Способствовать формированию положительных межличностных отношений 
  7. Формировать эстетический вкус.
  8.  Обогащать положительный эмоциональный опыт.
  9. Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию. 

Актуальность данной проблемы подтолкнуло меня изучить и в дальнейшем реализовать в практической деятельности технологию метода сказкотерапии в формировании психологического здоровья дошкольников. 

     Целью моей работы стало: Использование метода сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми. Исходя из цели, были определены следующие задачи:

       Формирование психологического здоровья, основ нравственного сознания, самосознание ребенка; 

       Знакомство с культурой разных народов и сохранение народных традиций; 

       Обогащение внутреннего эмоционального мира ребенка; 

       Развитие речевого творчества и воображение ребенка; 

   Важная роль в основе моей деятельности отводится индивидуализации воспитательно – образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формирование нравственных качеств личности, развитию воображения и творческого потенциала, умение управлять своим поведением и эмоциональными проявлениями, а воспитательно – образовательный процесс организуется с учётом интересов и потребностей ребенка. 

       На начальном этапе изучения методической литературы передового опыта специалистов по теме«Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии» мною изучались особенности сказкотерапии как метода и использование  в практической деятельности. 

   Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

  Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

    Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру.

   Таким образом, изучив методическую литературу, выяснила, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» – лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи. В свою очередь один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. 

     Внедрения в практическую деятельность метода сказкотерапии  в своей деятельности с детьми я использовала регулярно, на   занятиях, праздниках, развлечениях и в режимных моментах. Когда я поставила перед собой задачу научить детей управлять своими негативными эмоциями и их проявлениями с целью «не навреди» окружающим, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства, но не забывать учитывать индивидуальный характер ребенка.

    В процессе использования метода мною применялись методы и приёмы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие приемы бумаготерапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др. 

 В процессе реализации коррекционно -педагогического метода сказкотерапии выявились следующие  возможности работы со сказкой

. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо». 

. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. 

. Творческая работа по мотивам сказки:

-Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

 

-Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. 

-Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

-Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки. 

    Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их.

   Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.

     Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях - это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

 

     Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.   

    Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы... И всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи!

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. 

  В свою очередь, для повышения педагогического мастерства, расширения знаний, читаю педагогические журналы, новинки методической литературы, посещаю методические объединения, занятия. Участвую в работе методической группы по разработке методических консультаций для родителей и педагогов.  

У каждого педагога есть свои ступеньки развития, и думаю, что не стоит останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствовать свои знания, умения и навыки (компетентность). Планирую продолжить работу в данном направлении, расширяя границы, области познания. 

Результатами внедрения метода сказкотерапии в практику являются: 

Обобщение и систематизация теоретического материала, изучение опыта ведущих педагогов, подборка практического материала, коротких сказок, иллюстрируемых музыкой, привлечение родителей к совместной деятельности, подборка консультаций и наглядного материала для родителей.

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу  воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос...

Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»

Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников....

Формирование психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» при использовании ИКТ

В презентации размещён материал по  сказкотерапии для формирование психологического здоровья  дошкольников....

Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии "Здравствуй, сказка!"

Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» предназначена для детей 3 – 7 лет (срок реализации - 4 го...

Уголок уединения как средство формирования психологического здоровья дошкольников

Результат- пречень оборудования и оснащения  уголков уединения в разных возрастных группах....