Самоанализ по самообразованию на тему "Гендарное развитие детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)
Мне хотелось бы больше владеть информацией на тему ‘’Гендарное воспитание детей’’ поэтому я выбрала эту тему по самообразованию, так как позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоонализ по самообразованию на тему ‘’Гендарное воспитание детей дошкольного возраста’’
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Гендарное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Мне хотелось бы больше владеть информацией на тему ‘’Гендарное воспитание детей’’ поэтому я выбрала эту тему по самообразованию, так как позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Иметь возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Развивать потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывать творческий потенциал. В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно:
"Гендерный подход. Реализация в условиях ФГОС ДО" Т.А Елисеева, Л.В. Климина;
"Полоролевое развитие детей 5-7 лет" А.М. Щетинина, О.И. Иванова ;
"Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций" Над. Евг. Татаринцева;
"Играют мальчики", "Играют девочки" И.А Лыкова, Е.И.Касаткина.
"Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию" Л.В.Коломийченко, Г.И.Чугаева. Одним из важных условий гендерного воспитания -это создание развивающей предметно- пространственной среды.
С учётом гендерного воспитания было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. В центре социально – личностного развития предметная среда изменялась и дополнялась ежеквартально.
В работе с детьми проводились различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, цель которых формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей
Решая задачи, связанных с гендерным воспитанием детей потребовалось вдумчивое отношение воспитателя и родителей к подбору материалов и оборудования.
Первоочередной задачей, являлось создание оптимально насыщенной многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо было проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении и привести ее в соответствие с примерными перечнями материалов и оборудования, которые были разработаны и представлены в федеральных государственных образовательных стандартах.
Второй, не менее важной задачей, являлось внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.
В изготовлении маркеров гендерных принимали участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители. Но при этом основным требованием к деятельности, как педагогов, так и родителей, являлось индивидуальный подход к детям.
Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставило перед педагогом и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо было учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворялись потребности и интересы детей.
Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежало сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделялось особое внимание.
При подборе материалов и оборудования для игры руководствовались, как задачами общего развития детей, так и федеральными государственными стандартами.
При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы обращали внимание на:
· на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
· на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери; на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых мальчикам предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особая роль на занятиях по развитию речи отводилась чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них присутствовали эпизоды, которые дети переносят в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).
Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.
Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого: "оживляя" игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.
Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.
Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. Ребёнок имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении. Задача воспитателя: подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить их в деятельность образовательного учреждения.
С это целью для родителей были мною подготовлены консультации,памятки,буклеты по гендерному воспитанию по следующим темам
-"Гендерный подход в воспитании детей".
- "Гендерное воспитание в условиях детского сада".
- "Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка"
- "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".
Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты. Родители детей приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, они стали более внимательны и доброжелательны друг к другу. Я думаю, что полученный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться.
Мальчики и девочки - два разных мира. Если мы воспитатели и родители будем заинтересованы в воспитании детей с учётом гендерных особенностей, то сможем с успехом решить эти задачи. По опыту работу в этом году я увидела, что не все родители в этом заинтересованы и хотят принимать участие в мероприятиях группы. Это является основной проблемой в моей работе, поэтому в дальнейшем буду использовать новые более эффективные формы работы с родителями.
Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. А родителям пожелать, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»
Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей,...
Тема самообразования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»
Тема самообразования...
САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».
Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...
Папка воспитателя по самообразованию "Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста "
Сама когда-то начинала эту нелегкую работу! Представляю Вашему вниманию свою папку по самообразованию. Заполнена она конечно ещё не до конца, так как работа пока ведется в данном направлении....
ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные игры»
В детском саду важно научить детей играть активно и самостоятельно. Только тогда они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к и...
Самообразование "Нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки"
самообразование "Нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки"...