Выступление на городском семинаре "Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников"
статья
Выступление на городском семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo-_agafonova_o.v.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад « Берёзка»
Развитие индивидуальных способностей и
творческого потенциала дошкольников.
Подготовила и провела воспитатель
Агафонова О.В.
Когалым
2016 год
Индивидуальность ( лат.individuum-неделимое, особь)-неповторимость, уникальность.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов ( процессов восприятия).
Индивидуальнось характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними.
Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого.
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь:
. среда , где он растёт,
.ассоциации, накопленные им в детстве,
.воспитание,
.особенности строения семьи и обращения с ребёнком.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Существует мнение, что « индивидом рождается, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».
Индивидуальность-это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни. Ребёнок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…
Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определённые общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению - и есть проявление индивидуальности!
Правда, осознаётся сами ребёнком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем в словах « Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное « Я сам»- ни что иное, как проявление отношения ребёнка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учётом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать её.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребёнок сломал игрушку, и начались упрёки, вплоть до упрёка в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено.. И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать своё мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются - мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - застенчивый, у всех на поводу идёт? Разве мы этому его учили?
Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через её развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя. Стать самим собой.
Уже в детстве через чувства взрослых ребёнок начинает воспринимать неоднозначность своих действий : замахиваться на маму нельзя, а отмахиваться от мухи можно. Усваивает ребёнок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать её в качестве градусника.
В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь - например, надел ребёнок специально носок на руку и смеётся, доволен своей шуткой.
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где всё содержимое подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать « я - врач» или « я- мама» и вести себя определённым образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
В более позднем старшем дошкольном возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействия на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т.к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.
Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т.к. рост самосознания способствует формированию у человека особого представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.
Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, даёт начало творчеству.
К сожалению, многие люди отказываются по различным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим - зависимость, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.
Поэтому говоря своим воспитанникам в очередной раз « нельзя», задумайтесь, может быть Вы встали на пути ребёнка к поиску себя ???
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способностей и творческого потенциала дошкольника при обучении английскому языку.
ЦЕЛЬ КУРСА Повысить уровень языковой культуры учащихся ,развивая их способности и творческий потенциал каждого ребенка,подготовить их к дальнейшему изучению иностранно...
Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС.
ФГОС ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Одним из средств, позволяющих это сделать, является РИТМОПЛАСТИКА. Р...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие художественно-творческого потенциала дошкольников»
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений. С...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
«Развитие художественных способностей и творческого потенциала дошкольников при работе с природным и бросовым материалом»
Презентация о работе по кружковой работе....
«Развитие художественных способностей и творческого потенциала дошкольников при работе с природным и бросовым материалом»
Презентация "Развитие художественных способностей и творческого потенциала дошкольников при работе с бросовым и природным материалом"....
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Формирование вокально – хоровых навыков как условие развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста» »
Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка....