Индивидуальный план повышения профессионального уровня ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие художественно-творческого потенциала дошкольников»
материал на тему

Федулова Людмила Анатольевна

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №411»

Ново - Савиновского района города Казани

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня  

ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: «Развитие художественно-творческого потенциала дошкольников»

Воспитатель

Федулова Людмила Анатольевна

Казань, 2016

План профессионального самообразования

Воспитатель Федулова Людмила Анатольевна.

Дата начала работы и предполагаемый срок ее завершения 2016–2021 год.

Тема

«Развитие художественно-творческого потенциала дошкольников»

Актуальность

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Это дает ориентировку на мотивацию личностного своеобразия каждого ребенка, на развитие его способностей, расширение кругозора ребенка, преобразования предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")  художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). В результате художественно-эстетической деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного,  так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Общеразвивающая направленность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей.

  • «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов художественно-эстетической деятельности);
  • «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей);
  • «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера, зрительного восприятия).

Цель: повысить свой профессиональный уровень; изучить ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на приобщение детей старшего дошкольного возраста к искусству, формирование элементарных представлений о видах искусства с учетом комплексного подхода и взаимного дополнения образовательных областей в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  • разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГОС.

Апробировать данную модель на практике.

  • разработать перспективные планы по всем образовательным областям;
  • развивать эстетический вкус детей;
  •  формировать элементарные представления о видах искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы, фольклора);
  • стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;
  • способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы:
  • дать представление о категориях: весело-грустно, живое неживое, приятно-неприятно;
  • дать представление о форме и содержание (красиво-некрасиво, правда-ложь, реальность-фантазия);
  • дать представление о пространстве и времени (движение – покой, причина-следствие, изменение- развитие);
  • развивать эстетический, эмоциональный, оценочный, деятельностный опыт детей;
  • развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность):
  • формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;
  • учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);
  • учить самостоятельно, находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда;
  • поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения. Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, театрализованной, музыкальной и др.)

Ожидаемые результаты работы воспитателя

  • Создание среды, формирующей художественно-нравственный потенциал детей (центр активности «Художественное творчество»: «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Альбомы»).
  • Подготовить (провести) консультации для педагогов на тему: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников». «Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада», «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности», «Изобразительное творчество и игра», «Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством»
  • Провести открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности.
  • Принять участия в творческих конкурсах различного уровня.
  • Опубликовать статьи на актуальную тему.
  • Оформить папки-передвижки на тему: «Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников», «Интегрированные циклы как условие развития детского творчества».
  • Организовать выставку работ детского творчества.
  • Провести работу в «Музее стекла» (пополнение экспонатов, проведение экскурсий, бесед)
  • Выступить на конференции с докладом на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников».
  • Провести мастер-класс по нетрадиционному рисованию: «Ниткография».

Этапы работы.

Этапы реализации

Задачи

Сроки                  

Подготовительный

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования.

2016 – 2021г.

Диагностический

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

2016 – 2021г.

Практический

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

2016 – 2021г.

Аналитический    

Анализ созданных педагогических условий для развития

2021г.  

Литература

  • Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область "Художественное творчество". ФГОС./Бондаренко Т.М. -М: Издательство: Учитель г. Воронеж, 2013.
  • Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. Разработано в соответствии с ФГОС/ Леонова Н.Н. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2014.
  • Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.
  • Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001.
  • Дронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003.
  • Дети и пейзажная живопись. Времена года. Курочкина Н.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2003.
  • Ознакомление дошкольников с графикой и живописью, метод. пособие А.А. Гржибовская, ,М., П.О.Р., 2004.
  • Грабовская А.А Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2006.
  • Рисуем без кисточки, практическое приложение, А.А.Фатеева, Ярославль, «Академия развития», 2007.
  •  О портретной живописи – детям. Курочкина Н.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2008.
  •  Интеграция искусств в детском саду(учебно – методическое пособие). Лыкова И.А., Васюкова Н.В.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  •  Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Казакова Р.Г. и др. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие./Королева Т.В. - М: Издательство: Сфера, 2010.
  • Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте от 3 до 7 лет./Саллинен Е.В. - М: Издательство: Каро, 2011.
  •  Аппликация из гофрированной бумаги. /Дубровская Н.В. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2013.
  • Дружная семейка. Виды детского художественного творчества./Лыкова И.А. - М: Издательство: Цветной мир, 2014.
  • 216. 2 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники./ Давыдова Г.Н. - М: Издательство: Скрипторий, 2014.

Перспективный план работы педагога по самообразованию.

Содержание деятельности и цели

Сроки

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.

  • Изучать психолого – педагогическую, методическую литературы по теме самообразования.
  • Изучать опыт педагогов ДОУ.
  • Изучать методики, технологии, опыт педагогов в Интернете.
  • Посещать семинары, мастер-классы, конференции с целью приобретения опыта.

2016 – 2021 г.

Цель: разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • Разрабатывать перспективные планы по всем видам деятельности;
  • Создавать наглядные пособия, схемы, трафареты.
  • Разрабатывать консультации для родителей, анкетирование родителей, проводить совместные праздники, выставки.
  • Консультировать воспитателей ДОУ.
  • Разрабатывать конспекты.
  • Создавать презентаций на актуальную тему.

2016 – 2018 г.

Цель: Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

  • Публикация собственного опыта педагогической деятельности в сборниках научно-практических конференций, в СМИ.
  • Участие в конкурсах и выставках различного уровня.
  • Создание портфолио воспитателя с включением своих достижений, опыта работы и достижений воспитанников.

2017 – 2021 г.

Дошкольное детство один из важнейших этапов в развитии художественно-эстетического потенциала детей.  На этом этапе формируются познание самого себя, основные представления об окружающем мире, добре и зле. Игровые ситуации, труд, непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла, в которых стараюсь осуществлять полиэтнический подход к воспитанию, чтение художественной литературы, прослушивание классической музыки, музыкальных произведений русских и татарских композиторов, народного фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, организация сюжетно-ролевых игр, театрализованная и изобразительная деятельность – все это помогает мне в воспитании детей. При этом семья остается активным участником воспитательного процесса. Дальнейшая цель - продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме:"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.  Педагог, владеющий навыками самостоятельной р...

Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...

Семинар- практикум на тему: «Развитие художественно- творческих способностей у дошкольников»

laquo;Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ма...

План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План индивидуального повышения профессионального уровня  по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...