Педагогический совет «О конструктивном взаимодействии МДОУ и семьи как условие целостного развития личности и успешной реализации стандарта»
методическая разработка на тему
Цель: Провести анализ совместной деятельности семьи и МДОУ в условиях реализации стандарта. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;
3. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«О конструктивном взаимодействии МДОУ и семьи как условии целостного развития личности и успешной реализации стандарта»
Цель: Провести анализ совместной деятельности семьи и МДОУ в условиях реализации стандарта. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;
3. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1.Тематический контроль “Планирование работы с родителями»
2. Подготовка проектов «Уголок для родителей».
3.Подбор педагогических ситуаций для обсуждения.
4. Анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи»
5.Изготовление буклетов.
План педсовета
1.Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
2.Подведение итогов за 1 полугодие:
Анализ проведения мониторинга на начало года .
Сообщение психолога первичное обследование детей. Результаты
обследования .
Анализ речевых нарушений у детей. Результаты за первое полугодие.
О семьях находящихся в социально-опасном положении.
Об участии педагогов и воспитанников в конкурсах.
О планировании работы родительского комитета на 2014-2015 годы.
3.Деловая игра «Турнир эрудитов».
Тест для воспитателей "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями"
4.Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи»
Анализ тематического контроля : Планирование педагогами работы с родителями.
5.Представление воспитателями проектов «Информационный стенд для родителей»
6.Решение педсовета. Буклет – памятка для педагогов по работе с семьей.
Ход педсовета.
1.Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
2. Деловая игра «Турнир эрудитов».
Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая группа в течение 5 минут обсудит по 1 понятию (1 группа – взаимодействие, 2 – сотрудничество, 3 – содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).
«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.
«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Вопрос к педагогам: «Возможна ли взаимная дружба без общения, а следовательно, и без взаимодействия? » (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Деловая игра «Турнир эрудитов».
А сейчас деловая игра поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания о взаимодействии детского сада и семьи, расставить акценты, обозначить вопросы, требующие дополнительного изучения. Игра будет состоять из 7 конкурсов. Для игры нужно разделиться на две команды.
Конкурс N 1 “Выбери правильный ответ”.
Ведущий поочередно задает каждой команде вопросы. Жюри оценивает правильность ответа.
Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…..
– воспитание детей в условиях семьи;
– более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка;
– управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
– средство семейного образования;
– форма общеобразовательной подготовки родителей.
Назвать метод не относящийся к методам изучения семейной истории:
– наблюдение;
– беседа;
– анкетирование;
– интервью с родителями;
– лабораторный эксперимент.
К методам активизации родителей относится?
– доклад педагога;
– вопросы и приведение примеров;
– игнорирование ребенка;
– диагностика;
– контроль;
– игра;
Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями?
– собрания;
– конференции;
– конкурсы;
– информационные стенды;
– беседы.
Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?
– телефон доверия;
– ток-шоу;
– конкурсы;
– викторины;
– консультации.
Какие формы работы выделяются во взаимодействии педагогов с семьей?
– индивидуальные;
– подгрупповые;
– коллективные;
– традиционные/нетрадиционные
К познавательным формам общения не относится…
– собрания;
– консультации;
– устные журналы;
– фольклорные праздники;
– брейн-ринг.
Конкурс N 2 «Составь группы»
Педагогам предлагается распределить формы работы с родителями : традиционные, нетрадиционные.
Родительские собрания; круглый стол; вечер вопросов и ответов; беседы; консультации; анкетирование; встречи по интересам; педагогическая гостиная; информационно- стендовый материал; телефон доверия; устные журналы; семинары; практикумы игры; походы; родительские вечеринки; 15-минутки; дискуссии; чайные паузы; тестирование; рефлексные листы; видеоопрос; выпуск собственной газеты; журнала; памятки; рекламки; выставки – презентации.
Конкурс N 3 “Отгадывание кроссворда “Работа с родителями”.
1) Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, качественное и эффективное организованное общение.
(взаимодействие)
2) Один из приемов активизации родителей.
(Игра).
3) ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его
заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по
определенной программе.
(Анкета)
4) Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями.
(Консультация)
5) Традиционная форма проведения родительского собрания.
(доклад)
6) Основной метод изучения семей воспитанников.
(посещение)
7) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.
(конкурс)
8) …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между
супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брач- ными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
(Семья)
Конкурс N 4 “Ты мне, я – тебе”.
Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы и проблемные ситуации по организации взаимодействия с родителями. Оценивается полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждаются дополнительные очки.
Конкурс N 5 “Копилка мудрых мыслей”.
Педагогам дается задание: вспомнить пословицы и поговорки о семейном воспитании.
Конкурс N 6 « Решение педагогических ситуаций»
- Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
- Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
- Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.
- Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.
Конкурс N 6 « Закончи предложение»
Формы доведения сведений до родителей: (найти вторую половину сообщения: если…, то…)
- если воспитатель регулярно сообщает пусть даже о незначительных успехах ребенка, привлекает внимание к его поделкам, обращая внимание на их достоинства…
- то он приучает родителей следить за успехами своего ребенка, правильно реагировать на них;
- если воспитатель регулярно рассказывает родителям о тех занятиях, которые были у детей, вывешивает информацию об их содержании и достижениях детей…
- то он помогает родителям быть внимательными к познавательному развитию своего ребенка;
- если воспитатель регулярно жалуется на плохое поведение ребенка… - то он провоцирует развитие в родителях менторского начала, мешает установлению доброжелательных родительско - детских отношений в семье;
- если воспитатель не упускает случая посвятить родителей в плохое поведение других детей группы…
- то он невольно становится соучастником приклеивания «черных ярлыков» и подвергает детей давлению общественного предвзятого мнения;
- если воспитатель в отношении с родителями ограничивается лишь минимумом административно-хозяйственных сообщений, спускаемых сверху,
-то он не может расположить родителя к диалогу и сотрудничеству, и тем самым лишает сад родительской поддержки, у родителя складывается мнение, что он нужен только для поборов и черной работы;
- если воспитатель избегает каких–либо контактов с родителями, то он вызывает подозрение и провоцирует агрессивное поведение по отношению к ДОУ;
По окончании конкурса объявляется победитель ( по общему количеству баллов), команде победителей вручается сертификат.
Тест "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".
Цель: развитие без оценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения.
А сейчас вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».
Итоги тематического контроля: Планирование педагогами работы с родителями.
Защита проектов «Уголок для родителей».
Решение педсовета.
1. С целью дальнейшего вовлечения родителей в жизнь ДОУ, повышению у них интереса к воспитательно-образовательному процессу провести «Неделю открытых дверей» для родителей воспитанников. Ответственные: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты.
2. В каждой возрастной группе обновить уголки для родителей, использовать нетрадиционные информационные формы ( газета для родителей, фотовыставки, интересные рубрики и др.)
3. Ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок: ежемесячно.
4. Воспитателям всех групп разработать конспект родительского собрания в нетрадиционной форме, которое будет проведено с родителями. Конспект открытой недели.
5.Воспитателям всех групп пересмотреть планирование работы с родителями, планировать работу с родителями еженедельно в соответствии с перспективным планом .
6. Воспитателям проводить работу над повышением своего уровня коммуникабельности.
7.Возобновить работу клуба «Семья».
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол Педагогического совета "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"
В материале представлен протокол педагогического совета "Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи"...

Педагогический совет на тему "Системный подход к здоровью – основа формирования всесторонне развитой личности"
Представляю вашему вниманию разработку педагогического совета в нетрадиционной форме,которая может быть использована как итог работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный проце...

Психолого-медико-педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности различных специалистов ДОУ по созданию условий для развития личности и успешного обучения детей, в том числе и с ОВЗ
Презентация "Психолого - медико - педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности различных специалистов ДОУ по созданию условий для развития личности и успешного обу...
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка
В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...

Педагогический совет «Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи, как условие ценностного развития личности и успешной реализации стандарта»
Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно доби...

Педагогический совет №3 «Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи для целостного развития личности и успешной социализации ребенка»
Педагогический совет №3 «Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи для целостного развития личности и успешной социализации ребенка»...