Использование нетрадиционной техники А.В. Никитиной «Рисование верёвочкой» в изобразительной деятельности
методическая разработка

Ступакова Елена Владимировна

              Методическое пособие  " Использование нетрадиционной техники А.В. Никитиной «Рисование верёвочкой» в изобразительной деятельности" (педагогический  проект) предназначено для родителей и педагогов ДОУ . 

 Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Рисование для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия, а сам рисунок – следом этого присутствия и активности Творца. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью … самой обыкновенной верёвочки – по авторской методике педагога А.В.Никитиной.  Данная методика интересна и привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Методика стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы. Создание работ обогащает развивающую среду, формирует эстетическое восприятие окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1stupakova_metodicheskoe_posobie.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ступакова Е.В.

 

   Использование нетрадиционной техники

А.В. Никитиной «Рисование верёвочкой»

в изобразительной деятельности 

(педагогический  проект)

Методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ

ЗАТО п. Солнечный

2014 год

Содержание:

  1. Актуальность темы проекта и обоснование выбора технологии………3
  2. Цель, задачи проекта. Предполагаемый результат  проекта……………4
  3. Реализация проекта
  • Этапы овладения техникой и методические рекомендации

       для каждого этапа……………………………………………..…………..5

  • Включение технологии в разные виды детской деятельности

и направления развития ребенка (примерный перспективный план)..8

  1. Результаты проекта…………………………………………………………9
  2. Приложения……………………………………………………….…….….10
  • Примерные  образцы   для работы на I этапе………… ………………11
  • Примеры материалов для реализации II этапа  ……….…………….15
  • Примеры контурных изображений…………………………………...18
  • Материалы по включению технологии  в разные виды деятельности

детей и образовательные области педагогического процесса…………..20

  • Продукты детского творчества, полученные на III этапе проекта…22

Стремление в чём-то преуспеть,

быть компетентным и независимым,

понять мир и действовать искусно –

фундаментально для каждого человека.

Маргарет Доналдсон

Актуальность темы и обоснование выбора технологии.

                 Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Рисование для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия, а сам рисунок – следом этого присутствия и активности Творца. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью … самой обыкновенной верёвочки – по авторской методике педагога А.В.Никитиной                     (издательство «Каро», СПб. 2010).

                  Данная методика интересна и привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Методика стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы. Создание работ обогащает развивающую среду, формирует эстетическое восприятие окружающего мира.

                   Методика А.В.Никитиной «Рисование верёвочкой» привлекательна и наличием хорошей тренировки тонких движений пальцев рук. Как известно, от степени сформированности мелкой моторики   зависит уровень развития речи ребёнка, что является важным направлением работы воспитателя в логопедической группе.

Нетрадиционная техника «Рисование верёвочкой» способствует:

  • широкому и новому использованию верёвочки не только в играх, но и в активном творчестве;
  • обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов или животных;
  • развитию пространственного воображения, мелкой моторики;
  • воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

  • свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.

Цель и задачи проекта:

Цель: разработать методическое сопровождение совместной образовательной деятельности педагога и ребенка по развитию изобразительного творчества через ознакомление и овладение ими  нетрадиционной техникой «Рисование верёвочкой».

Тип проекта: познавательно – творческий.

Задачи проекта:

  1. Описать оптимальную тактику педагогического взаимодействия на каждом этапе овладения   нетрадиционной техникой «Рисование верёвочкой».
  2. Разработать и описать педагогические условия (развивающая среда, особенности педагогической стратегии), стимулирующие  творческую активность детей в изобразительном творчестве в рамках нетрадиционной техники.  
  3. Показать расширенные возможности применения данной методики в различных видах детской деятельности и в разных образовательных областях.

Предполагаемый результат:

Формирование целостной системы совместной образовательной деятельности по развитию изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники А.В.Никитиной «Рисование веревочкой» и составление на этой основе методических практических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Реализация проекта.

Этапы овладения техникой и методические рекомендации

 для каждого этапа

I этап – мотивационно – познавательный.

Задачи педагога: создать эмоционально комфортную атмосферу в группе, вызвать интерес у детей к новому способу рисования, стимулировать детскую поисково-исследовательскую активность.

 Этап подразумевает обыгрывание Верёвочки («Жила-была Верёвочка»): откуда появилась Верёвочка, что она умеет делать, и как мы можем использовать Верёвочку, в какие игры можно играть при помощи Верёвочки, чему может она нас научить? На данном этапе дети делают открытие, что верёвочкой можно ещё и рисовать.

Например:

Самая обычная верёвочка

может научить:

Игры,

в которых используется верёвочка:

- завязывать шнурки и бантики;

- шить одежду для кукол или вышивать;

- заплетать косички;

- подвешивать игрушки на ёлку и др.

- скакалка;

- «Заплети косичку»;

- «Кто быстрее поймает бабочку?» или «Поймай мышку»;

- «Кто быстрее схватит верёвочку?»

и др.

Методические рекомендации для воспитателя на I этапе: 

  • Обыгрывание Верёвочки целесообразно сопровождать фрагментом сказки или истории об её приключениях.
  •  Важно подключать все сенсорные каналы восприятия ребенка – обеспечить зрительный и тактильный контакт с Веревочкой.
  •  Позиция педагога на этом этапе активная, обучающая; педагог зарождает неподдельный интерес к дальнейшему развитию событий.

II этап – изобразительно – творческий.

Задачи педагога: познакомить детей с техникой и активизировать продуктивную деятельность детей.  

          На данном этапе дети осваивают нетрадиционную технику, у них формируются необходимые навыки и умения для её реализации.

          Этап предполагает работу по образцу и предложенным контурным рисункам.

Например:  

* рисование в воздухе указательным пальцем ведущей руки различных линий (прямые, кривые, дугообразные, волнообразные), простых петелек и узоров;  

* выкладывание верёвочки на столе (простые геометрические фигуры, петельки, простые контурные образы);

* наклеивание верёвочки по контуру рисунка.

          Методические рекомендации для воспитателя на II этапе: 

  • Воспитателю следует учитывать возрастные особенности детей,  при этом помнить, что развитие способностей ребёнка происходит не столько в подражательной деятельности, сколько в той, где он самостоятельно решает поставленные перед ним задачи.
  • Позиция педагога на этом этапе становится партнёрской, т.к. очень важно поддерживать инициативу и самостоятельность детей в выборе и выполнении работы.

Например:

  • Детям предлагаются готовые контурные изображения, из которых каждый ребёнок может выбрать любой понравившийся рисунок, объяснив свой выбор.
  • Далее детям предлагается выбрать верёвочки нужного цвета и определить их длину, необходимую для работы.
  • Дети приступают к нанесению тонким слоем клея на контур рисунка (лучше всего использовать клей ПВА с тонким наконечником), выкладывают по клеевой дорожке верёвочку, придерживая пальчиками.

III этап – изобразительно – творческий.

Задачи педагога: стимулировать у детей творческую смелость в цветовом решении работы,  внесении дополнительных деталей на усмотрение каждого ребёнка.

           Это этап  самостоятельного изобразительного творчества детей, реализация полученных умений и навыков работы в изобразительной деятельности.  

На этом этапе дети приступают к «оживлению» своей работы: обогащают картинку цветом, вносят дополнительные элементы в соответствии со своим творческим замыслом.  

         Методические рекомендации для воспитателя на III этапе: 

На этом этапе воспитатель лишь стимулирует инициативу каждого ребёнка, поддерживает стремление к деятельному познанию окружающего мира и его активному творческому отображению. Позиция педагога меняется на позицию создателя условий для самостоятельной изобразительной активности.

  •  Очень важно вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на свое творчество – организовать выставку, увидеть красоту в каждой работе, поддержать творческую смелость и нестандартные идеи.
  • Целесообразно предложить ребёнку сочинить  свою историю о приключениях Верёвочки, связанную со своей работой.
  • Можно использовать  литературный материал:  стихи, загадки, песенки, потешки, тематически связанные с работой ребенка.
  • Поощряется и создание коллективных работ, организация выставки или издательство Книги «Волшебные превращения Верёвочки», а также предлагается детям приготовить подарки или сюрпризы своим родителям или друзьям.

            Все материалы, необходимые для реализации изобразительной активности детей в работе с техникой необходимо постоянно обновлять. В логопедической группе обновление контурных изображений может проходить согласно комплексно-тематическому планированию.

 Детям предлагаются как готовые контурные изображения, так и возможность создать свой образ (можно перевести рисунок из раскраски с помощью копировальной бумаги или создать эскиз самостоятельно). Для цветового оформления своей работы ребёнок может выбрать как любые художественные средства (краски, мелки, цветные карандаши), так и любые традиционные и нетрадиционные техники рисования.  

                   

Каждый педагог увидит и реализует предложенный материал по-своему, каждый ребёнок сможет в полной мере раскрыть свои способности и дарования. Возможность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью способствует развитию художественно – творческих способностей, и как следствие, качественное насыщение свободной (самостоятельной) деятельности ребёнка.

   Поддержание интереса к нетрадиционной технике «Рисование верёвочкой» возможно при включении её в разные виды деятельности детей и направления развития ребенка.

Примерное перспективное планирование работы по использованию нетрадиционной техники

«Рисование верёвочкой»

 

Направления развития

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественное - эстетическое

Физическое

Совместная деятельность

- Рассказывание воспитателем сказки «Жила-была Верёвочка».  

-Игра-ознакомление с нетрадиционной техникой «Рисование верёвочкой».

-  Использование  верёвочки в разви-вающих заданиях по формированию элементарных математических представлений.

Поисково-исследовательская деятельность.

 Мозговой штурм: нетрадиционные способы  использования   веревочки

Создание  лабиринтов  и их прохождение

Социализация. Организация выставки  детских  работ.

Ручной труд.

-Издание детской книги о приключениях Верёвочки.    –

-Изготовление подарков родителям и друзьям.

Безопасность.

Умения и навыки работы с необходимыми материалами.

Диалог «Кто такая Верёвочка, откуда она появилась, что она умеет делать и как можно её использовать, в какие игры можно с ней играть?»

- Чтение А. Барто «Верёвочка», «Котёнок».

-  Использование  верёвочки в разви-вающих заданиях по развитию речи

Художественное творчество.

–  рисование  веревочкой по  текущей лексической  теме

- декоративное  рисование

- создание орнаментов

Музыка.

-слушание музыки с созданием иллюстраций в данной технике

- создание  картотеки изображений музыкальных инструментов в данной технике

-создание моделей  физкульт-минуток с использованием данной техники

Самостоятельная деятельность детей

Уголок для творчества. Материалы, необходимые для работы с техникой «Рисование верёвочкой». Подборка контурных изображений.

Уголок спортивных игр. Атрибуты для игр: «Кто быстрее схватит верёвочку?», «Кто быстрее поймает бабочку?», «Заплети косичку», скакалки.

Взаимодействие с семьёй

Организация детско-родительского сотрудничества по изобразительному творчеству с использованием нетрадиционной техники «Рисование верёвочкой».

Совместное сочинительство детей и их родителей историй о приключениях Верёвочки.

Итоговое событие: выставка детских творческих работ.

Результаты проекта.

Данная методическая разработка была апробирована в старшей логопедической группе в течение  месяца и показала свою эффективность. По итогам наблюдения за самостоятельной деятельностью детей выявлено:

  • Дети научились самостоятельно использовать технику «Рисования веревочкой» в продуктивной деятельности.
  • Воспитанники группы  используют творческие работы в играх, создают выставки, активно общаются по поводу своих работ.
  • Образовалась дополнительная сфера для совместного творчества внутри семей.

По итогам проведенной работы:

  • сформирована целостная система совместной образовательной деятельности по развитию изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники А.В.Никитиной «Рисование веревочкой»;
  • составлены  методические  рекомендации по использованию данной технологии в работе с детьми для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Приложения.

  • Примерные образцы для работы на I этапе;
  • Примеры материалов для реализации II этапа;
  • Примеры контурных изображений;
  • Материалы по включению технологии   в разные виды деятельности    детей и образовательные области педагогического процесса примеры контурных изображений;
  • Продукты детского творчества, полученные на III этапе проекта образовательные области педагогического процесса.

Примерные образцы для работы на I этапе

   

Примеры материалов для реализации II этапа .

Начало сказки о приключениях Верёвочки.

Жила – была Верёвочка

или

Волшебные превращения Верёвочки

        В одном городе, может быть и в нашем, жила маленькая девочка со своей мамой. Когда прошло жаркое лето, наступила осень, и похолодало, мам связала для своей любимой доченьки красивый шарфик. Девочка решила украсить его, и сделала из той пряжи кисточки. Она приделала их к новому шарфику, а лишнюю верёвочку отрезала. Девочке так понравился новый шарфик, что она положила отрезанную верёвочку на подоконник у открытого окна…

        В это же время подул лёгкий осенний ветерок и дотронулся своей прохладой до верёвочки. Верёвочка пошевелилась и … ожила! Огляделась – как вокруг всё интересно!.. Верёвочка посмотрела в окно: светило солнышко, медленно и красиво на землю падали листочки. И ей стало вдруг грустно.

Осенняя сказка.  

       «Почему я просто Верёвочка? Вот бы стать мне осенним листочком…» - подумала Верёвочка, и тут же ветер подхватил Верёвочку и закружил, закружил как настоящий берёзовый лист.

        Вся земля была усыпана разноцветными листьями, и Верёвочке было трудно ползти. Под одним листиком Верёвочка нашла красивое наливное яблочко. «Может я буду лучше яблочком?» - подумала Верёвочка. Но тут ветер подхватил её вверх, и Верёвочка зацепилась за яблоню. «Я хочу превратиться в дерево, чтобы у меня были такие же красивые и вкусные яблочки и листочки!» - подумала Верёвочка.

       Но Верёвочке хотелось путешествовать, узнавать много нового. И вот она увидела под деревом … гриб. И Верёвочка превратилась в него. Но гриб насупился и сказал: «Уходи, я здесь живу!». Верёвочка обиделась и отправилась путешествовать дальше.

       Долго ползла Верёвочка, устала, как вдруг увидела кого-то. Этот кто-то собирал опавшие листья, яблочки и грибочки. Это ёжик готовился к зиме! Верёвочка обрадовалась, превратилась в колючий клубок и покатилась следом. А ёжик тем временем спрятался в своём домике, чтобы на всю зиму впасть в спячку. А Верёвочка, уставшая от долгого путешествия, заснула рядом с ним…

Примеры контурных изображений

 Материалы по включению технологии   в разные виды деятельности детей и образовательные области педагогического процесса

Формирование элементарных математических представлений: рисование по точкам

        

Образцы для рисования по клеточкам:

Продукты детского творчества, полученные на III этапе проекта

Фото детских работ и истории, сочинённые детьми и их родителями

Жила-была Верёвочка. Хорошо жила, весело! Девочка всегда брала её с собой гулять, бегала с ней, прыгала, кружилась. Однажды Верёвочке приснился странный сон: будто прилетела колдунья Трикс и превратила Верёвочку в юлу! А когда Верёвочка проснулась, поняла, что это произошло на самом деле. Теперь она могла кружиться сколько хотела!

(Карина М., 5 лет и мама)

Когда Верёвочка превратилась в Осьминожку, с ней произошла одна  история.

Однажды мама пошла в магазин и сказала Осьминожке: «Я скоро приду, а ты, если будешь вести себя хорошо, получишь сахарного карасика». «Ладно», - ответил Осьминожка и мама ушла. Осьминожка посидел немножко, потом ещё немножко, и вдруг увидел красивую вазочку у мамы в буфете. Он подставил к буфету стульчик, взял вазочку, а там лежал сахарный карасик. «Наверное, тот карасик мама мне обещала дать», - подумал Осьминожка. «Ну я же веду себя хорошо…», - и съел сахарного карасика.

Потом пришла мама и спросила Осьминожку, как он себя вёл. «Хорошо», - ответил Осьминожка. «Тогда получай своего карасика». «А я его съел… ну я же вёл себя хорошо…», - пробормотал Осьминожка и густо покраснел. А мама его обняла и сказала, что всё равно его очень любит.

(Настя К., 5 лет и папа).

Ниточка и котёнок. (Саша М., 5 лет,  мама, папа  и бабушка)

Жили-были 3 шерстяных клубочка: Синий, Красный и Зелёный. Жили они в бабушкиной плетёной корзине для рукоделия. А неподалёку от них жил странный усатый зверь – Котёнок. Как-то ночью, когда клубки спали и видели шерстяные сны, Котёнок осторожно подкрался к корзине. Внимание его привлекла маленькая рыженькая ниточка, застрявшая между прутиками. «А не поиграть ли мне с этой верёвочкой?», - подумал Котёнок. Он тронул ниточку лапой, подцепил её и подбросил вверх. И вдруг ниточка, изогнувшись, превратилась в девочку! Вскочила девочка-Ниточка на ножки –и бежать, а Котёнок за ней. На пути Ниточки оказался плетёный бок корзинки. Девочка перепрыгнула через него и очутилась среди клубков. Красный клубок открыл свои сонные глаза-узелки и спросил: «Кто ты?» «Оборванная Ниточка, спасите меня! За мной гонится усатое чудовище!» Добрые клубки стали её утешать. «Не бойся, мы его прогоним!», - сказал Синий и Зелёный клубки. И хотя сами клубки очень боялись Котёнка, они выпрыгнули из корзинки и дружно пошли в наступление на врага. Котёнок и оглянуться не успел, как клубки его окутали от усов до хвоста нитками. Обрадовалась Ниточка – вот какие у неё защитники! Нос задрала, заважничала, приказала Синему клубку: «Сделай мне море, я купаться хочу!». Размотался Синий клубок, улёгся волнами, а девочка не довольна: «Это разве море? В нём вода не мокрая!». Обиделся Синий клубок, свернулся и откатился в сторону. А девочка подбежала к Красному клубку, топнула ножкой и приказала ему солнышком стать. Размотался Красный клубок, разошлись от него во все стороны петельки-лучики. Только и солнышко не понравилось девочке: не греет оно! И Красный клубок обиделся на неё. Тогда девочка подбежала к Зелёному клубку и капризно сказала: «Сделай мне лес! Я уйду от вас навсегда!» Вздохнул Зелёный клубок, ничего не поделаешь – развернулся, стал зелёными ёлками. Девочка задрала нос ещё выше, ушла в лес, даже не оглянулась. И не заметила, что Котёнок от шерстяных пут освободился и за ней тихонько крадётся. Идёт Ниточка по лесу, не подозревает об опасности. Вдруг увидела она Котёнка, помчалась от него, спряталась за ёлкой. А ёлка – раз! И превратилась в простую зелёную верёвочку. Девочка за другую, и та так же. Исчезает лес на глазах! Растерялась Ниточка, расплакалась. И тут она про друзей-то и вспомнила: «Где же вы мои, ниточки шерстяные? Не чужие вы мне, а родные!». Добрые клубки услышали, что девочка плачет, кинулись на помощь. Синий и Зелёный клубки взялись за руки, а Красный вскочил на них – получился такой страшный зверь! Испугался Котёнок, пятится и говорит: «Я ведь с Ниточкой играю, а вас, клубки, я уважаю!»  Стыдно тут Девочку стало, что вела себя так. «Я ведь тоже клубок. Завяжем дружбы узелок?». Клубки простили Девочку-Ниточку, помирились и с Котёнком, ведь он обещал больше никого не обижать!

Через море – океан к нам плывёт живой фонтан! Какая Верёвочка выдумщица!

(Лера Ч., 5 лет, и мама)

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

(Ксюша А., 5 лет, и мама)

Зимняя сказка.

      Проснулась Верёвочка, вылезла из норки ёжика и ахнула: «Какое всё белое, пушистое! Что же это?». «Да это снег выпал, ведь уже зима наступила!», - пропела незнакомая птичка. Тут её подхватила метель, понесла через весь лес, и Верёвочка вдруг оказалась на лесной опушке. «Что это за красота?», - воскликнула Верёвочка, когда увидела большую красивую и нарядную ёлку. На ней висели разноцветные шары, бусы, мигающие огоньки. «Я стану такой красивой ёлкой! Нет, лучше вот таким огонёчком! Нет, лучше разноцветным шариком!...» Верёвочка так много хотела, что и выбрать не могла, кем же ей стать. И тогда она решила менять свой образ, побыв сначала ёлочкой, потом звёздочкой на небе, даже не отказалась стать сугробом. А когда устала, превратилась в красивый шарик, и провисела на ёлке долго – долго…

Коллективная работа детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник аппликации и рисования в развитии детей дошкольного возраста.

Работа с нетрадиционными техниками аппликации и рисования позволяет развивать трудовые умения и навыки, формирует воображение и эмоционально-положительное отношение к деятельности....

«Развитие изобразительного творчества дошкольников через использования нетрадиционных техник в декоративном рисовании» (на примере дымковской игрушки).

Теперь приступаем к росписи игрушек. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой....

«Использование нетрадиционных техник и материалов на занятиях по изобразительной деятельности для развития детского творчества»

Необычные техники и материалы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно экспериментировать – рисовать, чем хочешь, как хочешь и даже можно придумать свою ...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

Методическая разработка НОД с детьми первой младшей группы по рисованию с использованием нетрадиционных техник "Елочная игрушка" (рисование примакиванием фигурными паролоновыми губками).

Конспект занятия НОД по рисованию с детьми первой младшей группы с использованием нетрадиционных техник (примакиванием фигурными губками)....

Использование нетрадиционных техник и материалов в различных видах изобразительной деятельности

Презентация для педагогов дошкольных учреждений материялах и техниках, которые можно использовать в своей работе по изобразительной деятельности....