Научная статья "Проектный метод как вариант интеграции образовательного процесса ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО".
статья
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектный метод как вариант интеграции образовательного процесса ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
И.А. Лялина
Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 41 «Лесная сказка» г. Лесосибирск
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
«Нельзя ограничиться задачей передачи ребенку отдельных знаний и умений, в большей степени необходимо решить задачу воспитания способностей, которые могут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше усваивать различные знания и умения, и творчески их применять». ( А.В. Запорожец).
В настоящее время основная задача системы дошкольного образования – это реализация федеральных образовательных стандартов
Основные принципы, которые определяет стандарт, это взаимодействие детей с культурой и окружающим миром, их общение и сотрудничество с взрослыми, приобщение к семейным традициям, к жизни общества и государства, социальным и культурным нормам, формирование интересов ребёнка и его действий через познание различных видов деятельности. Предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).
Таким образом, на современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новых, инновационных форм и методов работы с детьми.
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возник он в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идея проектного метода обучения возникла в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Она хорошо были известна С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, попытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. [2].
Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования.
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.
Метод проектов (технология проектного обучения) в современной педагогике - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и приемов для достижения дидактической цели через детальную разработку значимой для учащихся проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом в виде некоего конечного продукта (Е.С. Полат [5]).
Метод проектов охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода заключается в следующем:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов;
- сближает педагогов, детей и родителей.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.
Интеграция – взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.
Основа интеграции – единая проблема или тема занятия; серия занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.
Варианты интеграции:
- полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы);
- частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое);
- интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса (работа кружков интегрируется в основной процесс);
- интеграция разделов программы, дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте, в основе которого лежит проблема. [1].
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
- частичная интеграция (например, интеграция художественной литературы и изодеятельности);
- полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);
- метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
В практике современных дошкольных учреждений принято выделять четыре основных вида проектов:
- Исследовательские и информационные. Их отличает чёткая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.
- Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата: программа концерта, сценарий постановки и т.д.).
- Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определённые роли (литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях).
- Практико-ориентированные с чётко обозначенным, ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы. [1].
При этом каждый вид проекта классифицируется:
- По составу учеников (индивидуальный, групповой, межгрупповой и т.д.).
- По целевой установке.
- По тематике.
- По срокам реализации (краткосрочный – одно или несколько занятий, среднесрочный – в течении одной или нескольких недель, долгосрочный – на учебный год).
В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической, сюжетно-дидактической, подвижной, режиссёрской.
Так как, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья», «Мой друг - весёлый мяч» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй Зимушка!», «Книжкина неделя», «Мой город – Лесосибирск», и др.;
- межгрупповые: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мир животных и птиц», «Времена года», «Что нам осень принесла» и др.;
- творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Подводный мир» и др.;
- групповые: «Экологические сказки», «Познай себя», «Покорми птиц», «Огород – круглый год», «Символ нашей группы – домовёнок Кузя»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука» и др.;
- исследовательские: «Воздух - невидимка», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Волшебные свойства магнита» и др..
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета, организация праздника и т.п.)
Технология проектирования включает в себя использование эффективных методов и приемов. Одним из них является метод исследования. Исследование помогает самостоятельно добывать знания и тем самым повышают познавательный интерес.
Наиболее эффективным в организации познавательного развития старших дошкольников является информационно – исследовательский проект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании.
Структура и примерное содержание
информационно – исследовательских проектов
Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти и воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.
Задачи:
- Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).
2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определённой области знаний).
3. Формирования у детей познавательных умений:
- наблюдать, проводить опыты;
- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждения на основе установления причинно – следственных связей;
- отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д.
4. Получение, углубление и систематизация представлений в определённой области.
Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.
Организация проекта включает в себя три основных этапа.
Этап первый. Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.
Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.
В качестве примера можно предложить следующую проблему, причины и условия её возникновения: на протяжении нескольких лет осенью в детском саду устраиваются выставки урожая овощей и фруктов (совместно с родителями и воспитателями). Дети с родителями в рамках этих выставок составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природного материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т.д. На выставке особое внимание привлекла капуста. Детей заинтересовало, откуда она появилась, какие виды капусты существуют, их внешний вид, особенности; свойства, которыми обладает капуста, какие блюда можно из неё приготовить.
Гипотеза исследования выдвигается на основе определённой и хорошо осознанной детьми проблемы в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтение литературы, экскурсий, экспериментирования и т.д. Она окончательно формируется воспитателем в доступном для детского понимания варианте и обсуждается.
Например, исходя из рассмотренной выше проблемы, можно выдвинуть следующую гипотезу: капуста – очень полезный для нас овощ, она обладает питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов и сортов капусты, делают из неё полезные и вкусные блюда для укрепления здоровья.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования и т.д.).
На этом этапе организации проекта определяются результаты исследования. В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:
- коллекция;
- альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;
- выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта;
- придуманные и созданные детьми игры и пособия.
Этап второй. Организация исследования в рамках проекта.
На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей.
- Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.
В рамках этого вида деятельности можно предположить:
- чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);
- подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д. ;
- экскурсии;
- экспериментирование;
- познавательные беседы;
- познавательная непосредственно – организованная деятельность (НОД).
2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена:
- как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно – дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, театрализованных игр;
- подготовка спектаклей;
- организация викторин;
- художественная деятельность;
- аукционы;
- самостоятельное экспериментирование и т.д.
Этап третий. Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей, проведение которой тщательно продумывается.
Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребёнка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации:
- познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют;
- выставки (коллекций, рисунков, поделок);
- презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок;
- музейные экспозиции;
- театрализованные представления, кукольные спектакли.
Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены.
Предлагаемый подход к изучению проблемы позволяет сделать вывод, что проектная деятельность строится с учетом интеграции образовательных областей. Все образовательные области связаны друг с другом.
Таким образом, сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, развивает личность ребенка, его познавательные и творческие способности, помогает им открывать и познавать окружающую действительность.
И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Литература:
- Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации. / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)30 с.
- Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Кагаров. – Л. : Брокгауз-Ефрон, 1926.-88с.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./Под ред. Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой.- Волгоград, 2012.-333с.
Интернет ресурсы:
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
- Полат Е.С. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 665 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС
Статья представляет описание опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность «На лесной полянке».
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «На лесной полянке»Цель: помочь детям увидеть многообразие картин осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закрепить зна...
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...
Доклад "Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми....
"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...
статья «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образо
статья «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"...