"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
статья по окружающему миру (средняя группа)

Шилина Наталья Николаевна

В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.

Описаны формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.

Мир, окружающий ребенка, - это прежде

всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.    В. Сухомлинский

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся  бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования и это прописано и ФГОС ДО, который вступил в силу  01.01.2014г (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «Об утверждении ФГОС ДОО»).

… Обязательная часть Основной образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта…

Здесь же прописаны и целевые ориентиры экологического воспитания дошкольников.

Основная цель экологического воспитания - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи экологического воспитания детей:

1.Формирование у детей элементов экологического сознания:

  • содержание и характер знаний о природе;
  • знания о взаимосвязях природных явлений.

2.Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе:

  • природоохранительный характер деятельности;
  • умение предвидеть последствия негативных поступков;

осознанно – действенное отношение к природе.

3.Воспитание гуманного отношения к природе:

  • нравственно – положительные переживания ребенка;
  • умение оценивать свои поступки, поступки сверстников и взрослых.

4.Развитие эстетического восприятия природы.

Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов, т.к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. Необходимо создать целостную систему экологического воспитания с учётом принципа интеграции образовательных областей в различных видах деятельности. Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования.

В нашем образовательном учреждении проводится работа по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей.

Базовой областью для раскрытия содержания экологического образования дошкольников является образовательная область «Познавательное развитие», поскольку именно в процессе экологического образования у ребёнка происходит формирование начал целостной научной картины мира на основе естественнонаучных и обществоведческих знаний.

Экологические знания - сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания - являются необходимым условием выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.

Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности. Главная роль экологического воспитания у дошкольников - это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе.

Формы работы с детьми:

 - Наблюдение и уход за комнатными и уличными растениями.

- Экспериментальная деятельность.

- Экскурсии

- Прогулки

- Проекты

- Беседы.

- Викторины

 - Праздники и развлечения.

 - Макеты и лэпбуки по экологическому воспитанию.

Для решения вопросов экологического воспитания в процессе образовательной области «Речевое развитие» мы используем ООД традиционного типа и с использованием ИКТ; у нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания.

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты - звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

Для реализации экологического воспитания в процессе образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» совместно с детьми и родителями выполняем поделки из природного материала, участвуем в конкурсах рисунков и поделок, а также организуем выставки работ в ОУ праздники ,досуги, развлечения на экологическую тему.

В процессе реализации образовательной области «Физическое развитие» для осуществления экологического воспитания проводим физкультурные мероприятия, развлечения, игры на свежем воздухе.

Для осуществления экологического воспитания в процессе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» регулярно  проводим  акции во время которых дети учатся убирать за собой мусор на участке, узнали о вреде мусора для природы и всего живого.

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Уже в конце  зимы мы начинаем с детьми устраивать мини-огороды: высаживаем в ящики с землей лук; готовим цветочную рассаду: бархатцев, астр, циннии. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно - экспериментальную деятельность.

Весной мы оформляем клумбы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.

Мы тесно сотрудничаем с библиотекой. Совместно проводим различные мероприятия экологического характера

Такая работа позволяет сформировать у детей уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, что станет залогом успеха в их дальнейшем обучении.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"

ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....

Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»

Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...

Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»

Сценарий муниципального семинара на тему:«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...

Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»

Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...