"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
статья по окружающему миру (средняя группа)
В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.
Описаны формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.
Мир, окружающий ребенка, - это прежде
всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования и это прописано и ФГОС ДО, который вступил в силу 01.01.2014г (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «Об утверждении ФГОС ДОО»).
… Обязательная часть Основной образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта…
Здесь же прописаны и целевые ориентиры экологического воспитания дошкольников.
Основная цель экологического воспитания - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания детей:
1.Формирование у детей элементов экологического сознания:
- содержание и характер знаний о природе;
- знания о взаимосвязях природных явлений.
2.Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе:
- природоохранительный характер деятельности;
- умение предвидеть последствия негативных поступков;
осознанно – действенное отношение к природе.
3.Воспитание гуманного отношения к природе:
- нравственно – положительные переживания ребенка;
- умение оценивать свои поступки, поступки сверстников и взрослых.
4.Развитие эстетического восприятия природы.
Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов, т.к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. Необходимо создать целостную систему экологического воспитания с учётом принципа интеграции образовательных областей в различных видах деятельности. Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования.
В нашем образовательном учреждении проводится работа по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей.
Базовой областью для раскрытия содержания экологического образования дошкольников является образовательная область «Познавательное развитие», поскольку именно в процессе экологического образования у ребёнка происходит формирование начал целостной научной картины мира на основе естественнонаучных и обществоведческих знаний.
Экологические знания - сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания - являются необходимым условием выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.
Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности. Главная роль экологического воспитания у дошкольников - это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе.
Формы работы с детьми:
- Наблюдение и уход за комнатными и уличными растениями.
- Экспериментальная деятельность.
- Экскурсии
- Прогулки
- Проекты
- Беседы.
- Викторины
- Праздники и развлечения.
- Макеты и лэпбуки по экологическому воспитанию.
Для решения вопросов экологического воспитания в процессе образовательной области «Речевое развитие» мы используем ООД традиционного типа и с использованием ИКТ; у нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты - звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.
Для реализации экологического воспитания в процессе образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» совместно с детьми и родителями выполняем поделки из природного материала, участвуем в конкурсах рисунков и поделок, а также организуем выставки работ в ОУ праздники ,досуги, развлечения на экологическую тему.
В процессе реализации образовательной области «Физическое развитие» для осуществления экологического воспитания проводим физкультурные мероприятия, развлечения, игры на свежем воздухе.
Для осуществления экологического воспитания в процессе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» регулярно проводим акции во время которых дети учатся убирать за собой мусор на участке, узнали о вреде мусора для природы и всего живого.
В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Уже в конце зимы мы начинаем с детьми устраивать мини-огороды: высаживаем в ящики с землей лук; готовим цветочную рассаду: бархатцев, астр, циннии. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно - экспериментальную деятельность.
Весной мы оформляем клумбы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.
Мы тесно сотрудничаем с библиотекой. Совместно проводим различные мероприятия экологического характера
Такая работа позволяет сформировать у детей уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, что станет залогом успеха в их дальнейшем обучении.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС»
экологическое воспитание дошкольников...
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей»
Консультация для воспитателей...
Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"
ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...
Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Сценарий муниципального семинара на тему:«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...
Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Сообщение на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...