"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
статья по окружающему миру (средняя группа)
В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.
Описаны формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.
Мир, окружающий ребенка, - это прежде
всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. На лицо противоречие между возрастающей угрозой экологической катастрофы и низким уровнем экологического воспитания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования и это прописано и ФГОС ДО, который вступил в силу 01.01.2014г (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «Об утверждении ФГОС ДОО»).
… Обязательная часть Основной образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта…
Здесь же прописаны и целевые ориентиры экологического воспитания дошкольников.
Основная цель экологического воспитания - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания детей:
1.Формирование у детей элементов экологического сознания:
- содержание и характер знаний о природе;
- знания о взаимосвязях природных явлений.
2.Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе:
- природоохранительный характер деятельности;
- умение предвидеть последствия негативных поступков;
осознанно – действенное отношение к природе.
3.Воспитание гуманного отношения к природе:
- нравственно – положительные переживания ребенка;
- умение оценивать свои поступки, поступки сверстников и взрослых.
4.Развитие эстетического восприятия природы.
Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов, т.к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. Необходимо создать целостную систему экологического воспитания с учётом принципа интеграции образовательных областей в различных видах деятельности. Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования.
В нашем образовательном учреждении проводится работа по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей.
Базовой областью для раскрытия содержания экологического образования дошкольников является образовательная область «Познавательное развитие», поскольку именно в процессе экологического образования у ребёнка происходит формирование начал целостной научной картины мира на основе естественнонаучных и обществоведческих знаний.
Экологические знания - сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания - являются необходимым условием выработки эмоционально действенного отношения к окружающему миру, выраженного в форме познавательного интереса, бережного отношения с природой.
Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности. Главная роль экологического воспитания у дошкольников - это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе.
Формы работы с детьми:
- Наблюдение и уход за комнатными и уличными растениями.
- Экспериментальная деятельность.
- Экскурсии
- Прогулки
- Проекты
- Беседы.
- Викторины
- Праздники и развлечения.
- Макеты и лэпбуки по экологическому воспитанию.
Для решения вопросов экологического воспитания в процессе образовательной области «Речевое развитие» мы используем ООД традиционного типа и с использованием ИКТ; у нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты - звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.
Для реализации экологического воспитания в процессе образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» совместно с детьми и родителями выполняем поделки из природного материала, участвуем в конкурсах рисунков и поделок, а также организуем выставки работ в ОУ праздники ,досуги, развлечения на экологическую тему.
В процессе реализации образовательной области «Физическое развитие» для осуществления экологического воспитания проводим физкультурные мероприятия, развлечения, игры на свежем воздухе.
Для осуществления экологического воспитания в процессе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» регулярно проводим акции во время которых дети учатся убирать за собой мусор на участке, узнали о вреде мусора для природы и всего живого.
В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Уже в конце зимы мы начинаем с детьми устраивать мини-огороды: высаживаем в ящики с землей лук; готовим цветочную рассаду: бархатцев, астр, циннии. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно - экспериментальную деятельность.
Весной мы оформляем клумбы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими.
Мы тесно сотрудничаем с библиотекой. Совместно проводим различные мероприятия экологического характера
Такая работа позволяет сформировать у детей уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, что станет залогом успеха в их дальнейшем обучении.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС»
экологическое воспитание дошкольников...
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей»
Консультация для воспитателей...
Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"
ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...
Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Сценарий муниципального семинара на тему:«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...