Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по логопедии на тему
Статья представляет описание опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 186.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС (на примере музыкального и речевого развития)
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка.
Основное содержание образовательной области «Музыка» сегодня представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть несомненное достоинство, поскольку разделение видов искусства на образовательные области могло препятствовать процессу интеграции. С другой стороны, музыкальное развитие на практике и раньше осуществлялось в тесной взаимосвязи со знакомством с произведений живописи, литературы и других видов искусств.
Согласно ФГОС образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ФГОС предусмотрено, что интеграция предметных областей осуществляется не только между близкими областями (живопись, музыка, литература, народное творчество и проч.), но и всеми предметными областями в целом.
Поскольку по статистике сегодня неуклонно растет число детей с речевыми патологиями, и лишь дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи попадают в специализированные образовательные учреждения (и то только начиная с 5-летнего возраста), то перед нами встал вопрос, каким образом можно оптимизировать процесс коррекции имеющихся речевых нарушений у детей, посещающих массовый детский сад.
Опыт ведущих педагогов показал, что эффективнее всего решать такую задачу в тесном взаимодействии музыкального руководителя и логопеда.
Сразу же отметим, что развитие речи и развитие певческих навыков имеют много общего. Голосовые данные развиваются по тем же законам, что и речь. Впервые идеи развития певческих навыков с речевого этапа были предложены К. Орфом. Эти идеи полностью соответствуют теоретическим положениям Б. В. Асафьева. В современной музыкальной педагогике идеи развития певческих навыков через речевое развитие успешно разрабатываются педагогами-новаторами О. В. Кацер и С. А. Коротаевой.
Перечислим основные виды деятельности на речевом этапе развития голоса:
- артикуляционная гимнастика;
- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
- развивающие игры с голосом;
- речевые игры и упражнения;
- ритмодекламация.
Цель этих заданий с точки зрения развития речи – совершенствование артикуляционного аппарата; с точки зрения музыкального развития – подготовка голосового аппарата к пению.
Следует отметить, что замена традиционных распевок (которые подчас кажутся детям скучными, а соответственно и малоэффективными) игровыми упражнениями с голосом дает положительный эффект. Детям интересно выполнять игровые упражнения с голосом, а голосовой аппарат и мышцы лица разогреваются не менее интенсивно, нежели при использовании традиционного подхода.
Таким образом, использование речевых упражнений позволяет достичь решения следующих задач:
- «разогревания» мышц речевого и дыхательного аппарата;
- обострения интонационного слуха;
- подготовки детей к воспроизведению музыкальных звуков.
Подчеркнем еще раз, что все эти серьезные задачи решаются с детьми легко и увлекательно, поскольку в основе лежит игровой метод.
Важно также отметить, что для оптимизации педагогического процесса и успешности овладения детьми необходимыми навыками, работа логопеда и музыкального руководителя ведется согласованно, по общим лексическим темам. Игровые задания и упражнения подбираются в соответствии с тематикой логопедических занятий. При этом специалисты взаимодействуют, а не конкурируют друг с другом, решая, чья роль важнее.
Приведем примеры заданий, которые мы применяем на музыкальных занятиях и которые одновременно решают задачи как музыкального, так и речевого развития.
Артикуляционная гимнастика (автор С. А. Коротаева)
Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы сомкнуты) и страшно. Стал он выход искать.
В одну Щечку постучал, «проткнуть» языком щеку в другую — «проткнуть» языком другую щеку не открываются.
«Толкну-ка я посильнее!» —подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую. «проткнуть» языком щеку «проткнуть» языком другую щеку
Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу, а затем и нижнюю Губу. «проткнуть» языком нижнюю губу,
В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, покусать кончик языка.
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой. пожевать язык боковыми зубами,
И с правой, и с левой стороны он оказался невкусным. пожевать язык справа, пожевать язык слева.
Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать
Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать.
Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю. покусать нижнюю губу по всей длине, покусать верхнюю губу,
Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы и придав лицу выражение улыбки,
А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки. закусить
изнутри щеки боковыми зубами,
Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки. провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами,
И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком между губами и зубами,
Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать». обнажить зубы, растянув губы в улыбке.
Игры на развитие речевого и певческого дыхания.
Игровое упражнение (автор С. А. Коротаева)
Исходное положение (и. п.) - стоя, ноги на ширине плеч.
Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону
в другую, «кач» - «кач», вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.
И. п. - стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.
Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо - влево, вправо - влево, вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.
И. п. - то же, только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо - закрываем влево, то же самое на вдох - выдох.
Развивающие игры с голосом (подражание звукам окружающего мира)
Лес ночной
был полон звуков:
Кто-то выл – у-у
А кто- то мяукал, – мяу-мяу.
Кто-то хрюкал, –хрю-хрю
Кто-то топал, – топ-топ,
Кто-то крыльями
ЗАХЛОПАЛ, – ХЛОП-ХЛОП,
Кто-то ухал, – ух-ух,
И кричал – ай-ай,
И глазищами
Вращал.
Ну, а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
Молчал!
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения
Речевая игра «Имена».
Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
Проговариваем свое имя, каждый его слог, отмечая хлопками.
Произносим свое имя «ласково».
Проговариваем имя и хлопаем по коленям на каждый слог.
Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.
Как еще можно произнести свое имя? Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т. д.
Речевая игра «Эхо»
- первый произносит громко весь текст, второй — как эхо, произносит тихо;
- первый произносит и хлопает одновременно, второй произносит и хлопает по коленям (можно поменяться ролями);
- первый только произносит текст, второй только хлопает, и наоборот;
- вместе исполняют текст только шумовыми инструментами без произнесения и т. д.
Ритмодекламация
Ритмодекламация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов.
Игра «Таря-Маря»
Муз. рук.: Таря-Маря в лес ходила…
Дети: В лес ходила ?
Муз. рук.:Таря-Маря шишки ела…
Дети: Шишки ела ?
Муз. рук.: Шишки ела, вам велела.
Дети: Шишки ела, нам велела? А мы шишек не хотим. Таре-Маре отдадим.
Речевые зарядки, в том числе пальчиковые игры
Игра "Здравствуйте" слова и музыка М. Картушиной
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки ,поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Заходи!
Смешные человечки (автор неизвестен).
Дети делятся на пары – мальчик и девочка.
- Бежали мимо речки смешные человечки (“человечки – пальчики бегут по “дорожкам – рукам детей, стоящих напротив друг друга).
- Прыгали – скакали (пальчиками “попрыгать” по плечам друг друга).
- Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друга).
- Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
- И забили гвоздик (постучать кулачками).
- Потом бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
- Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга).
Игра «Колобок», слова и музыка Е. В. Дударевой
Колобок, колобок,
У тебя румяный бок! (щекотим пальчиками ладошку руки)
По ладошке покатись,
На окошко воротись. (меняем руки, движения повторяются).
Слушай бабу, слушай деда, (грозим пальчиком вправо, влево)
Дома ждет тебя беседа.
А в лесу волк и лиса
Съесть тебя хотят всегда! (кистями рук показываем хлопающие пасти)
На логопедических и музыкальных занятиях также могут использоваться музыкальные логопедические распевки, разработанные Т. С. Овчинниковой. Ее опыт работы музыкальным руководителем, а впоследствии и коррекционным психологом позволил создать уникальные миниатюры, которые помогут логопедам в решении задач автоматизации звуков.
Примеры песенок-чистоговрок
Под дождём дрожит жучок.
Жук до крылышек промок.
Даже жутко так дрожать.
Как же будет жук жужжать?
Ж - ЖУ - ЖИ - ЖА
ЖУК
Жук, жук пожужжи,
Как летаешь покажи.
ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ
Я летаю и жужжу.
ЖУУУ - ЖУУУ
Я летаю и жужжу.
ЖУ
ОСА
Са-СА-СА, СА-СА-СА
Ой-ой-ой, летит оса!
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ
Не боимся мы осы!
СУ-СУ-СУ. СУ-СУ-СУ
Видел кто из вас осу?
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ
Мы не видели осы.
СА-СА-СА, СА-СА-СА
Отгадайте где оса!
Таким образом, интеграция предметных областей позволяет успешнее решать поставленные педагогические задачи и реализовывать образовательный процесс более увлекательно и успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-234838-1460460849.jpg)
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность «На лесной полянке».
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «На лесной полянке»Цель: помочь детям увидеть многообразие картин осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закрепить зна...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-950207-1506776388.jpg)
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-328767-1416152161.jpg)
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-896891-1548352606.jpg)
Доклад "Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми....
Интеграция различных видов деятельностей в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОО.
Статья из опыта работы по вопросу интеграции продуктивных видов детской деятельности и музыки в условиях дошкольного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1315889-1613632915.jpg)
"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...
статья «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образо
статья «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"...