Конспект организованной образовательной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Дмитренко Светлана Николаевна

Конспект занятия в старшей группе по образовательной области "познавательное развитие" по правовому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pravo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Большие права -   маленьким детям!»

(образовательная область «познавательное развитие»)

Старшая  группа

Цель:  обобщение и систематизация знаний детей о правах.

Задачи образовательных областей

Познание

  • обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  • развитие интереса к собственным правам и обязанностям; закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
  • развивать логическое мышление.

Социализация

  • побуждать детей включиться в совместную с взрослыми игровую ситуацию на тему правовое воспитание детей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Коммуникация

  • развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • обогащать словарь детей:   День защиты детей, права, генеалогическое древо, свидетельство о рождении, забота, обязанность;
  • воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Музыка

  • развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков, умения ориентироваться в пространстве);
  • формировать умение длительного дыхания.

Материал    

Демонстрационный: картинки с буквой "Я" (7 штук), генеалогические древа, иллюстрации и плакаты  о правах ребенка, свидетельство о рождении (оригинал), плакаты с рисунками детей, календарь.

Раздаточный: альбомный лист, гуашь, трафареты.

Интеграция образовательных областей: П, С, К,М.

Словарная работа: День защиты детей, права, генеалогическое древо, свидетельство о рождении, забота, обязанность, будни.

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений: К.И Чуковский "Доктор Айболит", "Бармалей", "Тараканище"; Н.Носов "На горке"; И. Туричин "Человек заболел"; В. Осеева "Волшебное слово"; русские народные сказки: "Снегурочка", "Маша и медведь", белорусская сказка "Жихарка" и др.
  • Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка.
  • Рассматривание иллюстраций  и плакатов о правах детей.
  • Рисование на тему "Я люблю свою маму", "Моя семья".
  • Проведение занятия на тему "Назови свои имена".
  • беседа по “Декларации прав человека” и “ Конвенция  прав ребенка”.

Методы и приемы: художественное слово,   наглядно-зрительные  (плакаты о правах ребенка.   Документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”.  Словесный метод, игровой,  практическая деятельность, самостоятельное добывание знаний.

Ход: Дети входят, садятся на стульчики. Вбегает Человек Рассеянный.

Человек Рассеянный:  Здравствуйте, ребята! Я - Человек Рассеянный с улицы Бассейной. А пришел я к вам не с пустыми руками, я принес вам подарок (достает календарь).  

Воспитатель: Ребята, кто знает, что это такое? (ответы детей) 

 А почему в календаре, одни числа - черные, а другие - красные?  ( Красные числа - это праздники, а черные числа - это будни). А какие праздники вы знаете? (дети называют). 

Человек  Рассеянный: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?  (1 июня - День защиты детей!).

Человек  Рассеянный: Какие вы, молодцы! Правильно, но до этого праздника еще далеко! Что же нам делать? Кажется, я придумал! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас? И назовем его - "День прав ребенка"! Согласны? Внимание! Внимание! Объявляется праздник - "День прав ребенка"! Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Ребенок (читает стихотворение наизусть)

- Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны,  

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Еще право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Человек  Рассеянный: Ну, я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в кармане! (начинает искать в карманах) Где же оно? Ах, вот, нашел!

(находит конверт в носке, открывает, достает карточки с буквой "Я" (7 штук), выкладывает их на мольберте)

- Сколько букв "Я"? Верно, семь! Семь - Я! Что у нас получается? ( Семья!)

Человек Рассеянный: Расскажите мне, что это за право?

Ребенок: Каждый ребенок имеет право на семью.

Ребенок: Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой

Ребенок: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.

Ребенок:

- Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: А ты знаешь, Человек Рассеянный, о семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа?

Человек Рассеянный:  Как интересно! А вы научите меня?

Воспитатель: Обязательно! Но сначала, посмотри, какие древа приготовили дети нашей группы и их родители. (Человек Рассеянный и дети рассматривают генеалогические древа)

Воспитатель: Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи?  ( Чтобы знать своих родственников).

Воспитатель:  Правильно, молодцы! А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика "Моя семья"  

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?  (хлопки на счет)        

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать! (хлопки на счет)        

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я         (поочередное поглаживание пальчиков)

Вот и вся моя семья!          

Человек Рассеянный:  Я все понял, у детей есть право на семью, и у меня есть право на семью.

Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности. Ребята, расскажите,  какие обязанности есть у вас?  (дети рассказывают о своих обязанностях в семье).

Воспитатель: Замечательно! Человек Рассеянный, ребята хотят с тобой поиграть еще! Согласен?

Человек  Рассеянный: Согласен! А что мне нужно делать?

Воспитатель: Тебе нужно быть внимательным и сообразительным!

Игровое упражнение " Отгадай и назови"

Ход:  Дети загадывают движение, затем подходят к Человеку Рассеянному со словами:

- Человек Рассеянный  прими нас на работу!

- А что вы умеете делать?

-Что умеем мы не скажем, а что делаем,  покажем!  (Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща:  петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться! Человек Рассеянный, я снова приглашаю тебя поиграть с ребятами!

Игровое упражнение "Покажи как:"

Ход: Дети с помощью мимики показывают выражение лица по заданию воспитателя:

- нахмуриться, как - осенняя туча, злая волшебница

- улыбнуться, как - солнышко;

- разозлиться, как жадина,  

- испугаться, как трусливый заяц

- устать, как трудяга - муравей, как папа после работы.

Человек  Рассеянный: Мне так у вас понравилось!

Воспитатель: Все тебя называют «Рассеянный», вот имя у тебя есть?  Как тебя зовут?

Человек  Рассеянный: А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.

Воспитатель: Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.

Человек  Рассеянный:  А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал!

Воспитатель:  Человек  Рассеянный, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать?  (дети предлагают имя) 

Воспитатель: Теперь, Человек Рассеянный, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравится тебе твое имя?

Человек Рассеянный: Очень, нравится. Спасибо вам, ребята!

Воспитатель: Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам срочно нужно расшифровать имя "Кузя". Что же оно обозначает?

Дети:  К - культурный, красивый;  У - умный, уважаемый; З - заботливый, знающий; Я - яркий, ясный.

Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?

Ребенок:

Я - Александр.

Добрый и великодушный,

Слабых,  защищает он.

С Сашей никогда не скучно,

Он и весел, и умен.

Он собаки не боится,

От нее кота спасет,

Птичке он нальет водицы

И крупы ей принесет.

Ребенок: Я -  Лиза.

Лиза - добрая душа,

Обаятельна, открыта

И собою хороша,

Может, будет знаменита!

Воспитатель: Кузя, для того, чтобы ты лучше познакомился со всеми детьми, мы приглашаем тебя поиграть. Наша игра называется "Обратись друг к другу по имени"

Игровое упражнение "Обратись друг к другу по имени"

Правило игры: Нужно обращаться друг к другу ласково, нежно.

Ход:

Воспитатель: Вставайте, ребята, в круг, передавайте палочку, поворачиваясь лицом к соседу, и обращайтесь к нему ласково. Например: Сашенька, Лизонька и т.д.

Воспитатель: Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется "Свидетельство о рождении".

(показывает "Свидетельство о рождении)  В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего понравится. И я впишу в него твое имя. (Дети  при помощи штампиков, ватных палочек рисуют  рамку "Свидетельство о рождении».  Вписывают  имя героя, рисуют рамочку.)

Воспитатель: Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.

Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. А можно мне взять сразу два свидетельства, ведь я рассеянный, если потеряю,  у меня еще одно будет.  Пойду, покажу это свидетельство своим друзьям! До свиданья, ребята!

Воспитатель: Приятно, что наш гость  ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день - "День прав ребенка"! О чем самом важном для детей, мы сегодня говорили?  (Дети показывают иллюстрации и сопровождают их текстом)

1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

    У него уже с пеленок веские права!

2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;

3. Иметь просторный, добрый дом

4. Видеть тихий мирный сон.

5. Врачей помощь получать,

6. Обучаться, отдыхать,

7. Быть веселым и здоровым,

8. Восхищаться чем-то новым

9. И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...