Индивидуальная программа профессионального развития в межаттестационный период
рабочая программа на тему
Индивидуальная программа профессионального развития в межаттестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_professionalnogo_razvitiya_v_mezhattestatsionnyy_period.docx | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа профессионального развития в межаттестационный период
педагога МБДОУ «Ромашка»
Исмагиловой Гузель Ильдусовны на 2013-2018 учебный период
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
- развитие речевой деятельности посредством формирования точных движений мелких групп мышц; развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;
- развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельности.
Актуальность:
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выготский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
2013-2014 учебный год (2 группа раннего возраста)
Тема: «Играя пальчиками, развиваем речь»
Цель: Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
Задачи: выявить проблемы развития речи дошкольников; познакомить детей с сюжетными пальчиковыми упражнениями, которые развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту; познакомить родителей с игровыми упражнениями по развитию мелкой мускулатуры кистей рук; создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук.
Актуальность:
развивать мелкую моторику, способствующую развитию высших свойств сознания, такие как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики кистей рук детей необходима для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Форма отчетного продукта | Отметка о выполнении |
Аналитико-диагностический | Проведение диагностики. | Анкетирование родителей «В какие игры вы играете дома с ребёнком?» | Сентябрь | Анкеты родителей. | Обработка анкетных данных. |
|
Разработать требования к проведению пальчиковых игр. | | Октябрь-ноябрь | Картотека пальчиковых игр | Оформление папки передвижки. Тема: «Тексты к пальчиковым играм» |
Этап реализации | Создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук. | Разучивание с детьми текстов пальчиковых игр | Февраль- март |
| Родителям была представлена презентация на родительском собрании «Роль пальчиковых игр» |
Итогово-обобщающий | Осмысление и обобщение результатов индивидуальной самообразовательной работы. | Диагностика по пониманию и активной речи у детей | апрель | Экспертная оценка нервно-психического развития у детей | Фотоматериалы |
2014-2015 учебный год (первая младшая группа)
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников через различные виды деятельности»
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики
Задачи:
- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры.
- Подготовить дидактический материал.
- Разучить с детьми пальчиковые игры.
- Формировать навыки предметной деятельности детей.
- Формировать навыки самообслуживания.
- Привлекать родителей к совместной деятельности.
Актуальность: если вовремя не позаботиться о том, чтобы ребенок начал правильно захватывать и ощупывать игрушки, действовать с предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности.
Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики существенно влияет на формирование многих психических функций. Таким образом, отставание в развитии детей младшего дошкольного возраста не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.
По мнению итальянского педагога Марии Монтессори, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка.
От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Форма отчетного продукта | Отметка о выполнении |
Аналитико-диагностический | Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики. | Опрос родителей «Знаете ли вы о роли мелкой моторики?» | сентябрь | Анкеты родителей | Была проведена диагностика |
Организационный | Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения). |
| октябрь- ноябрь | Показ на родительском собрании приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. | В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда (игры-шнуровки, контейнеры с разнообразным материалом, мозаика). |
Этап реализации | Создание предметно - развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей. | Экспериментальная деятельность. Познание свойств предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага). | В течение учебного года | Памятка для родителей | Совместные поделки с родителями для развития моторики рук детей. |
Итогово-обобщающий | Изучение анализ полученных результатов, выводы. | Экспертная оценка нервно- психического развития детей. | апрель | Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. |
|
2015-2016 учебный год (вторая младшая группа)
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Цель: развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Актуальность:
У дошкольников уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения.
Решение данной проблемы у детей среднего дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная. В детском саду с детьми проводятся занятия по изобразительному искусству. Дети рисуют красками, карандашами, лепкой из пластилина, аппликацией. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения; самостоятельности; настойчивости; аккуратности; трудолюбия; умению доводить работу до конца; способствуют формированию изобразительных умений и навыков.
Развитие мелкой моторики у дошкольников будет успешно осуществляться при использовании различных видов деятельности, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость. Которые позволяют преодолевать имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Форма отчетного продукта | Отметка о выполнении |
Аналитико-диагностический | Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. | Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Сентябрь | Анкеты родителей. | Обработка анкетных данных. |
|
| Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов | Октябрь-ноябрь | Папка-передвижка «Чем занять непоседу дома» | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей средствами изобразительной деятельности» |
Этап реализации | Использование разных методов изобразительной деятельности с целью развития моторики рук у детей. | Участие во Всероссийских конкурсах детского рисунка. | Февраль- март | «Волшебные превращения» | Выставка «Работы выходного дня» |
Итогово-обобщающий | Осмысление и обобщение результатов индивидуальной самообразовательной работы. | Диагностика детей по по развитию мелкой моторики. | апрель | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. | Совместная выставка творческих работ детей |
2016-2017 учебный год (средняя группа)
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Цель:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность: Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники дает возможность для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач по нетрадиционному рисованию из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Форма отчетного продукта |
Аналитико-диагностический | Подбор диагностического материала, мониторинг. | Анкетирование родителей | Сентябрь, май | Степень освоения ребёнком задач по разделу нетрадиционной художественной деятельности. |
Организационный | Оформление стенда «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» | Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий. | ноябрь | Выставка - презентация детских работ. |
Этап реализации | Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе. |
| декабрь | Открытый показ родителям занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов нетрадиционной техники рисования. |
Итогово- обобщающий | Осмысление и обобщение результатов индивидуальной самообразовательной работы. | Мастер-класс для педагогов по проведению занятия по авторскому семинару | апрель | Организация и оформление выставок |
2017-2018 учебный год (старшая группа)
Тема: «Развитие мелкой моторики - как один из аспектов развития речи и подготовке руки к письму старших»
Цель: подготовка руки детей дошкольного возраста к письму и выявление практической значимости и путей улучшения развития мелкой моторики.
Основные задачи:
1. Совершенствовать речь детей.
2. Формировать графические навыки, подготавливая руку ребенка к овладению письмом:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память, речь;
- умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Актуальность:
проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности. А почему? Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
Этапы работы | Содержание работы | Формы работы | Сроки | Форма отчетного продукта | Отметка о выполнении |
Аналитико-диагностический | Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года. | Предоставить родителям педагогическую информацию по данной теме. | сентябрь | Диагностика графомоторных навыков у детей. | Анализировать показатели результатов диагностики |
Организационный | Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук. |
Конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр | октябрь- ноябрь | Проведение практикума с родителями по освоению ими приёмов развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, с помощью бумаги – оригами, с помощью графического диктанта. | Сделать памятку для родителей |
Этап реализации | Использовать с детьми: силовых упражнений (сжимание резиновых игрушек), игры для развития мышц кисти руки и пальцев, графическую работу с помощью трафарета, штриховку рисунков. | Проведение открытого занятия в старшей группе | декабрь | Консультация для родителей «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости» | Выставка детских творческих работ (рисунки, штриховки, раскраски). |
Итогово-обобщающий | Подведение итогов работы, выявление результатов и определение дальнейшей работы. | Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года. | апрель | «Круглый стол» (в ходе родительского собрания) – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук. | Отчёт и фотоматериалы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период воспитателя Фаритова Ольга Ивановна 2015-2020 г.г
Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период воспитателя 2015-2020 г.г...
Индивидуальная программа профессионального развития в межаттестационный период педагога
Индивидуальная программа профессионального развития в межаттестационный период педагога. ПРОБЛЕМА. Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования первичных математических пр...
индивидуальная программа профессионального развития в межаттестационный период
ПРОБЛЕМА «Развитие активной речи у детей раннего возраста»Цель: Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей раннего возраста.Задачи: Активизировать словарный запас....
Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период 2017-2022г.г.
Организация методической работы в ДОУ...
Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период музыкального руководителя МБДОУ "Батыр" Макаровой Т. И.
Краткий план содержит основные направления в профессиональном развитии педагога...
Индивидуальный план профессионального развития педагога межаттестационный период 2017-2022г.г.
Индивидуальный план ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Родничок»» г. Лениногорска «МО»ЛМР РТ НА 2021-2025г.
План профессионального роста музыкального руководителя на межаттестационный период 2021-2025гг....