Конспект занятия «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Возрастная группа: младшая группа.
Область:Познание.
Тема:Умные пальчики
Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, коммуникация, безопасность.
Методика: игровая технология.
Вид деятельности: познавательно-поисковый.
Литература: И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Е. Н. Шарикова «Пальчиковые игры», Г. И, Петрова «Игры и занятия по развитию речи».
Структура:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Материал: мелкие игрушки, соленое тесто, салфетки, крупа перловая,, пластмассовая миска, пластмассовые ложечки и тарелки на каждого ребенка, подносы.
Задачи:
1. Обучающая:
Безопасность
-напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке из соленого теста.
Коммуникация:
-формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. :
2. Развивающая:
Здоровье:
-развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.
-продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.
3. Воспитательная:
Художественное творчество:
-воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.
-формировать интерес к лепке, закрепить представление о свойствах соленого теста и способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями
- знакомить детей с пластикой соленого теста, совершенствовать умения и знания лепки .
Предварительная работа: пальчиковые игры с дидактическими подушками, чтение сказки «Колобок», показать процесс замешивания теста.
Словарная работа: тесто, ложечка, пальчик, крупа, вода, мука.
Структура деятельности:
I .Вводная часть
1. Сюрпризный момент. игра «Найди сюрприз».
II. Основная часть.
2. Пальчиковая игра «Моя семья».
3Игра «Волшебная ложечка».
4. Физкультминутка.
5. Игра «Слепи колобок»
II I часть - заключительная.
6. итог.
I часть. Вводная часть.
1. игра «Найди сюрприз».
Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.
Воспитатель собирает детей около себя:
-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?
На столе стоит миска наполненная крупой, в ней спрятаны игрушки.
-Давайте проверим, что там внутри находится. Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки
Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется- помочь ему при поиске игрушек.
Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого какая.
Диалог: -Скажи пожалуйста, что лежит в миске? Ребёнок скажет «крупа», если затрудняется напомнить.
-Как ты искал игрушку?
-Какая у тебя игрушка?
-Понравилась ли тебе игрушка?
Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж рук разбудили наши пальчики.
Предполагаемый результат: Дети получат положительные эмоции и удовольствие от найденных в крупе игрушек.
II часть Основная часть
2. Пальчиковая игра «Моя семья».
Цель: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь
-Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Моя семья».Посмотрите что у меня есть. Воспитатель показывает лица кукол нарисованные и надетые на пальцы своих рук и читает стихи.
“Давайте познакомимся! ”
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
А этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
-А теперь дети покажите мне свои руки. Давайте все вместе прочитаем стихи.
(Дети загибают пальчики, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком /Это - я/. На последние слова разжимаются и зажимаются ладони в кулак /Вот и вся моя семья/) .
Ожидаемый результат: Дети будут стараться выполнить упражнение, эмоционально откликаясь на игру.
Индивидуальная работа: Если ребёнок не сможет сделать упражнение, подойти и помочь, показать упражнение придерживая своими руками.
3 .Игра «Волшебная ложечка».
Цель:
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками.
На подносе две чашки :слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.
Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.
Индивидуальная работа: Если у ребёнка не получится показать как правильно держать ложку и пересыпать крупу
4. Физкультминутка игра «Прокати мяч под ворота».
Цель: Закрепить знания о круглой форме предмета, развивать игровые навыки, воспитывать интерес к игре.
Дети должны прокатить мяч под дугу при этом воспитатель обращает внимание на форму мяча .
5. Игра «Слепи колобок».
Цель: Закрепить приемы раскатывания теста между ладонями, вызвать интерес к лепке, воспитывать аккуратность.
-Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? Дети будут отвечать.
-Кто слепил колобок?
-А кто попросил слепить?
-А какой формы был колобок?
-Дети ответят круглый.
-Из чего был состряпан колобок?
-Из теста.
-А знаете ли дети, из чего делается тесто?
-Тесто делается из воды и муки.
Предполагаемый результат: Если дети не поймут вопроса, повторить еще раз
что нужно для теста. Тогда у детей сформируются и обогатятся знания.
-Дети, я вам принесла тесто но -это тесто не простое, оно соленое и его нельзя есть. Мы из этого теста сейчас будем лепить колобок. Посмотрите какое тесто эластичное его можно мять в руках как пластилин. Сейчас я вам раздам тесто и мы все будем лепить колобок.
-Еще раз кто мне скажет какой формы колобок?
-Правильно дети колобок круглый.
Воспитатель раздает детям по кусочку соленого теста.
-Дети, помните что, тесто нельзя брать в рот. Оно соленое и опасно для здоровья.
-Дети, возьмите в руки тесто и попробуйте его размять.
Воспитатель показывает приемы раскатывания теста между ладонями.
Предполагаемый результат: дети будут раскатывать тесто между ладонями, делать шарики круговыми движениями.
Индивидуальная работа: Помочь раскатать шарик ребёнку и похвалить за результат работы.
-Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и посмотрим у кого как получилось.
Проследить чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.
-Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.
III часть заключительная часть.
Итог: -Дети, чем мы сегодня занимались?
-В какие игры играли?
-Кому понравилось лепить из теста?
-Кому понравилось искать игрушку в крупе?
-А теперь за то что вы хорошо позанимались я принесла колобки.
Воспитатель вносит на подносе жареные колобки и раздает детям.
Список литературы
- 30 уроков развития мелкой моторики руки. - М.: Современная школа, Кузьма, 2011. - 751 c.
- Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте. - М.: Академия Развития, Астрель, 2011. - 160 c.
- Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет. - М.: Гостехиздат, 2015. - 449 c.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста. - Л.: Просвещение, 2012. - 176 c.
- Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. - М.: РГГУ, 2012. - 491 c.
- Группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. - M.: Сфера, 2010. - 112 c.
- Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2015. - 176 c.
- Нищева, Н. В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 334 c.
- Нянковская, Н. Н. Тетрадь для дошкольников по развитию мелкой моторики / Н.Н. Нянковская. - М.: Академия развития, 2011. - 754 c.
- Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Владос, 2013. - 176 c.
- Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 172 c.
- Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / В.А. Солнцева, Т.В. Белова. - М.: АСТ, Астрель, 2013. - 124 c.
- Теплюк, С. Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
- Тимофеичева, И. В. "Ладушки". Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста / И.В. Тимофеичева, О.Е. Оськина. - М.: Перспектива, 2010. - 764 c.
- Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики: моногр. / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2011. - 120 c.
- Хвостовцев, Андрей Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь / Андрей Хвостовцев. - М.: Сибирское университетское издательство, 2010. - 176 c.
- Хомякова, Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста / Е.Е. Хомякова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 128 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»
Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиками играем»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы....
"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....
"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....
Методическая разработка. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
Методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...