Конспект занятия «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Возрастная группа: младшая группа.
Область:Познание.
Тема:Умные пальчики
Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, коммуникация, безопасность.
Методика: игровая технология.
Вид деятельности: познавательно-поисковый.
Литература: И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Е. Н. Шарикова «Пальчиковые игры», Г. И, Петрова «Игры и занятия по развитию речи».
Структура:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Материал: мелкие игрушки, соленое тесто, салфетки, крупа перловая,, пластмассовая миска, пластмассовые ложечки и тарелки на каждого ребенка, подносы.
Задачи:
1. Обучающая:
Безопасность
-напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке из соленого теста.
Коммуникация:
-формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. :
2. Развивающая:
Здоровье:
-развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.
-продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.
3. Воспитательная:
Художественное творчество:
-воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.
-формировать интерес к лепке, закрепить представление о свойствах соленого теста и способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями
- знакомить детей с пластикой соленого теста, совершенствовать умения и знания лепки .
Предварительная работа: пальчиковые игры с дидактическими подушками, чтение сказки «Колобок», показать процесс замешивания теста.
Словарная работа: тесто, ложечка, пальчик, крупа, вода, мука.
Структура деятельности:
I .Вводная часть
1. Сюрпризный момент. игра «Найди сюрприз».
II. Основная часть.
2. Пальчиковая игра «Моя семья».
3Игра «Волшебная ложечка».
4. Физкультминутка.
5. Игра «Слепи колобок»
II I часть - заключительная.
6. итог.
I часть. Вводная часть.
1. игра «Найди сюрприз».
Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.
Воспитатель собирает детей около себя:
-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?
На столе стоит миска наполненная крупой, в ней спрятаны игрушки.
-Давайте проверим, что там внутри находится. Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки
Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется- помочь ему при поиске игрушек.
Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого какая.
Диалог: -Скажи пожалуйста, что лежит в миске? Ребёнок скажет «крупа», если затрудняется напомнить.
-Как ты искал игрушку?
-Какая у тебя игрушка?
-Понравилась ли тебе игрушка?
Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж рук разбудили наши пальчики.
Предполагаемый результат: Дети получат положительные эмоции и удовольствие от найденных в крупе игрушек.
II часть Основная часть
2. Пальчиковая игра «Моя семья».
Цель: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь
-Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Моя семья».Посмотрите что у меня есть. Воспитатель показывает лица кукол нарисованные и надетые на пальцы своих рук и читает стихи.
“Давайте познакомимся! ”
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
А этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
-А теперь дети покажите мне свои руки. Давайте все вместе прочитаем стихи.
(Дети загибают пальчики, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком /Это - я/. На последние слова разжимаются и зажимаются ладони в кулак /Вот и вся моя семья/) .
Ожидаемый результат: Дети будут стараться выполнить упражнение, эмоционально откликаясь на игру.
Индивидуальная работа: Если ребёнок не сможет сделать упражнение, подойти и помочь, показать упражнение придерживая своими руками.
3 .Игра «Волшебная ложечка».
Цель:
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками.
На подносе две чашки :слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.
Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.
Индивидуальная работа: Если у ребёнка не получится показать как правильно держать ложку и пересыпать крупу
4. Физкультминутка игра «Прокати мяч под ворота».
Цель: Закрепить знания о круглой форме предмета, развивать игровые навыки, воспитывать интерес к игре.
Дети должны прокатить мяч под дугу при этом воспитатель обращает внимание на форму мяча .
5. Игра «Слепи колобок».
Цель: Закрепить приемы раскатывания теста между ладонями, вызвать интерес к лепке, воспитывать аккуратность.
-Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? Дети будут отвечать.
-Кто слепил колобок?
-А кто попросил слепить?
-А какой формы был колобок?
-Дети ответят круглый.
-Из чего был состряпан колобок?
-Из теста.
-А знаете ли дети, из чего делается тесто?
-Тесто делается из воды и муки.
Предполагаемый результат: Если дети не поймут вопроса, повторить еще раз
что нужно для теста. Тогда у детей сформируются и обогатятся знания.
-Дети, я вам принесла тесто но -это тесто не простое, оно соленое и его нельзя есть. Мы из этого теста сейчас будем лепить колобок. Посмотрите какое тесто эластичное его можно мять в руках как пластилин. Сейчас я вам раздам тесто и мы все будем лепить колобок.
-Еще раз кто мне скажет какой формы колобок?
-Правильно дети колобок круглый.
Воспитатель раздает детям по кусочку соленого теста.
-Дети, помните что, тесто нельзя брать в рот. Оно соленое и опасно для здоровья.
-Дети, возьмите в руки тесто и попробуйте его размять.
Воспитатель показывает приемы раскатывания теста между ладонями.
Предполагаемый результат: дети будут раскатывать тесто между ладонями, делать шарики круговыми движениями.
Индивидуальная работа: Помочь раскатать шарик ребёнку и похвалить за результат работы.
-Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и посмотрим у кого как получилось.
Проследить чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.
-Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.
III часть заключительная часть.
Итог: -Дети, чем мы сегодня занимались?
-В какие игры играли?
-Кому понравилось лепить из теста?
-Кому понравилось искать игрушку в крупе?
-А теперь за то что вы хорошо позанимались я принесла колобки.
Воспитатель вносит на подносе жареные колобки и раздает детям.
Список литературы
- 30 уроков развития мелкой моторики руки. - М.: Современная школа, Кузьма, 2011. - 751 c.
- Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте. - М.: Академия Развития, Астрель, 2011. - 160 c.
- Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет. - М.: Гостехиздат, 2015. - 449 c.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста. - Л.: Просвещение, 2012. - 176 c.
- Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. - М.: РГГУ, 2012. - 491 c.
- Группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста. - M.: Сфера, 2010. - 112 c.
- Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2015. - 176 c.
- Нищева, Н. В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. Домашняя тетрадь / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 334 c.
- Нянковская, Н. Н. Тетрадь для дошкольников по развитию мелкой моторики / Н.Н. Нянковская. - М.: Академия развития, 2011. - 754 c.
- Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Владос, 2013. - 176 c.
- Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 172 c.
- Солнцева, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / В.А. Солнцева, Т.В. Белова. - М.: АСТ, Астрель, 2013. - 124 c.
- Теплюк, С. Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
- Тимофеичева, И. В. "Ладушки". Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста / И.В. Тимофеичева, О.Е. Оськина. - М.: Перспектива, 2010. - 764 c.
- Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики: моногр. / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2011. - 120 c.
- Хвостовцев, Андрей Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь / Андрей Хвостовцев. - М.: Сибирское университетское издательство, 2010. - 176 c.
- Хомякова, Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста / Е.Е. Хомякова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 128 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-751783-1454920057.jpg)
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»
Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/15/picture-1009467-1689430392.jpg)
Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиками играем»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/23/picture-1153542-1563867362.jpg)
"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/23/picture-1153542-1563867362.jpg)
"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....
Методическая разработка. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
Методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-897667-1508772148.jpg)
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...