"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"
рабочая программа
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка»
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Озорные пальчики»
Подготовила: Ковалевская О.П.
воспитатель 1 квалификационной
категории
с. Екатеринославка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движение руки всегда тесно связано с речью и
способствует ее развитию»
В.М. Бехтерев
Пояснительная записка
При разработке программы использован следующий нормативно-правовой документ:
- Закон Российской федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка.
Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Работа кружка «Волшебные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Цель – развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребенка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Принципы реализации программы:
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.
Формы и режим занятий:
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах – 7 человек по 10 минут. Общее количество занятий в год - 320 минут.
Занятия предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитие речи детей;
- совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений. И они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Учебно-тематический план работы кружка
Виды деятельности | Количество занятий | |
1 | Работа с крупами («сухой бассейн», вкладывание мозаики» | 7 |
2 | Работа с бумагой | 4 |
3 | Работа со шнурками, нитками (шнуровки, нанизывание прдметов) | 6 |
4 | Рисование | 4 |
5 | Моделирование (счетные палочки) | 5 |
6 | Лепка | 2 |
7 | Диагностика | 2 |
Итого: | 30 |
Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- лепка из пластилина;
- нетрадиционные способы рисования;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Месяц | Тема | Цель | Развивающая предметно-пространственная среда | Технология | |||
Октябрь 1.
| - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Капуста»; - дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений | Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт» | 1.Здоровьесберегающая технология 2.Личностно-ориентированный подход | |||
2 | - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»; - игра «Подбери крышку» | Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров | ||||
3 | - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра «Бумажный мяч» | Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления | Бумага разной плотности, бумажные салфетки | ||||
4 | - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»; - игра «Рисуем пальчиком по манке» | Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса | Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки | ||||
Ноябрь 1. | - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» - д/игра «Цветные вкладыши» | Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность | Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи | 1.Здоровьесберегающая технология 2.Личностно-ориентированный подход | |||
2 | - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Рыбка»; - д/игра «Чудесный мешочек» | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. | Грецкие орехи, Разные по величине и качеству предметы | ||||
3 | - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот» - Пальчиковая живопись «Снег идёт» | Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования | Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь. | ||||
4 | - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль), - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - д/игра «Разберем счетные палочки по цвету» | Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом; | «Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки. | ||||
Декабрь 1.
| - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»; - Игра «Нанизываем бусы» | Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму | Карандаши, тесьма, Картонные бусы | 1.Здоровьесберегающая технология 2.Личностно-ориентированный подход | |||
2. | - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»; - шнуровка | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев | Шнуровка | ||||
3 | - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»; - штриховка «Яблоко», «Груша» | Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе | Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша» | ||||
4 | - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»; - лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и.т.д. | Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса | Грецкие орехи, пластилин, семена овощей | ||||
Январь 1. | - массаж пальчиков «Катаем карандашики»; - пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету» | Развитие усидчивости, чувства цвета и размера | Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки | 1.Здоровьесберегающая технология 2.Личностно-ориентированный подход | |||
2. | - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур) | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Резиновые мячики, счетные палочки | ||||
3. | - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) | Учить обрывать бумагу на мелкие кусочки | Деревянные палочки, бумага | ||||
Февраль 1. 2. 3. 4. | - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Бычок»; - д/игра «Спрячь в ладошку» - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Паучок»; - игра-шнуровка | Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации. Активизировать движения пальцев рук, координацию движений Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание | Наборы «Пальчиковый театр» Мячики-ёжики, поролоновые игрушки Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками Карандаши, шнуровки | 1.Здоровьесберегающая технология 2.Личностно-ориентированный подход | |||
Март 1.
| - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Наша мама»; - рисуем пальчиками «Мимоза для мамы» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких | Резиновые мячики, краски, картон | 1.Здоровьесберегающая технология 2.Личностно-ориентированный подход | |||
2 | - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль); - пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками) | Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета | Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки | ||||
3 | - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Замок»; - аппликация из рваной бумаги «Тучки» | Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации | Картон, клей, салфетки | ||||
4. | - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - выкладывание из палочек геометрических фигур | Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение | Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки | ||||
Апрель 1. | - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»; - мягкие пазлы | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления | Грецкие орехи, мягкие пазлы | 1.Здоровьесберегающая технология 2.Личностно-ориентированный подход | |||
2 3. 4. Май 1. 2. 3. | - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»; - лепка «Пластилиновые дорожки» - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - игра «Геометрическая мозаика» - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»; - игра «В гости к Винни-Пуху» - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»; - штриховка «Животные» - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Улитка»; - игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки) - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; - «Бусы для мамы» | Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости Совершенствование координации и движений пальцев рук Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса | Карандаши, картон, пластилин Резиновые мячики, мозаика Мячики-ёжики Раскраски «Животные», цветные карандаши Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы |
Предполагаемые результаты
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулировать мелкими предметами;
- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;
- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;
- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
Литература:
- Ларегина Е. Пальчиковые игры для малышей.- ООО «Речь» 2011г.
- Трясорукова Т. П. Гимнастика для пальчиков – для девочек и мальчиков. – «Феникс» 2012г.
- Хвостовец А. Ю. Развиваем мелкую моторику. – ООО «Актуальная литература» 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Аннотация к рабочей прогр...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...