«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_palchiki.doc941.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Момского района

МБДОУ «Кэнчээри»

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           По теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

Разработчик:

Васильева Альбина Кузьминична

Должность:

Воспитатель

МБДОУ «Кэнчээри»

с.Хонуу

2015г

« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский.

« Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию».

В.М. Бехтерев.

Пояснительная записка.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.

    Я выбрала кружковую работу по теме « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка « Волшебные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Цель данной рабочей программы – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:

- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно- двигательных ощущений;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук,

- прививать усидчивость. Нравственные качества по отношению к окружающим ( доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.

Принципы реализации программы:

- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

    При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. Задействованы дети от 2 до 3 лет. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

Календарно – тематическое планирование:

     

В календарно-тематическом планировании по теме « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:

- пальчиковая гимнастика;

- массаж пальцев кистей рук;

- пальчиковые игры;

- игры с предметами;

- упражнения  для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

- лека из пластилина, пластилиновая картина;

- нетрадиционные способы рисования;

- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, с панно, с крупами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Месяц

п/п

Содержание

образовательной

деятельности

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

Октябрь

1.

- Пальчиковая гимнастика:

 « Пальчик, пальчик, где ты был?»

- массаж пальчиков мячиком-ежиком;

- дидактическая игра: «Подбери крышку».

Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувсвительности, учить закручивать и откручивать пробки, крышки.

Мячики-ежики, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров.

2.

- Пальчиковая гимнастика:

« Засолка капусты».

- массаж пальчиков грецким орехом;

- Дидактическая игра:

« Пальчиковый лабиринт».

Активизировать движение пальцев рук,

Координацию движений.

Грецкие орехи, наборы для игры « пальчиковый лабиринт».

3.

- Пальчиковая гимнастика:

« Апельсин».

- массаж пальчиков карандашами;

- игра « Рисуем пальчиком по манке».

Развивать моторику обеих рук, обогащение словарного запаса.

Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки.

4.

- Пальчиковая гимнастика:

« Пальчики здравсвуйте!»

- массаж пальчиков « Сильные пальчики» ( нажимаем на резиновый мяч с силой);

- Дидактическая игра:

« Бумажный мяч»

.

Развивать моторику рук, развитие образного мышления.

Резиновые мячи, бумаги разной плотности, бумажные салфетки.

   

   

Месяц

п/п

Содержание

образовательной

деятельности

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

Ноябрь

1.

-Пальчиковая гимнастика:

« По ровненькой дорожке».

- массаж пальчиков « Сухой бассейн».

- дидактическая игра:

« Цветные вкладыши».

Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность.

« Сухой бассейн» с горохом, цветные вкладыши разной величины.

2.

- Пальчиковая гимнастика:

« Семья».

- массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти;

-дидактическая игра:

« Чудесный мешочек».

Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.

Учить детей сгибать пальчики поочередно.

Мешочек, разные объемные фигуры (шар, куб, конус, цилиндр).

3.

- Пальчиковая гимнастика:

« Ножки».

- массаж пальчиков грецким орехом;

- Пальчиковая живопись « Снег идет»

Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования.

Грецкие орехи, альбомные листы, гуашь.

4.

- Пальчиковая гимнастика:

« Пальчики в лесу».

- массаж пальчиков: мячиком сделанный из конского хвоста;

-  игра:

« Чаппараах».

Развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса.

Мячи сделанные из конского хвоста, дидактическая подушка « Чаппараах», якутские узоры с заклепками.

                   

                                      

Месяц

п/п

Содержание

образовательной

деятельности

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

декабрь

1.

- Пальчиковая гимнастика:

« Сорока-белобока».

- массаж пальчиков карандашами;

- Дидактическая игра:

« Разберем счетные палочки по цвету».

Развивать мелкую моторику рук, Учить детей сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом.

Карандаши, счетные палочки.

2.

- Пальчиковая гимнастика:

« Быстро тесто замесили».

- массаж пальчиков ( поглаживание пальцев в разных направлениях);

- Игра: « Нанизываем бусы».

Учить нанизывать предметы на медной проволоке.

Медная проволока, бусинки разного размера.

3.

- Пальчиковая гимнастика:

« Засолка капусты».

- массаж пальчиков грецким орехом;

- игра: завязывание и развязывание узлов.

Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев.

Грецкие орехи, веревки разных цветов.

4.

- Пальчиковая гимнастика:

 « Тарбахчаан, тарбахчаан, эн хана сырыттын?».

- Массаж пальчиков мячом из конского хвоста;

 - Игра: « Салама».

Развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса.

Мячи из конского хвоста, дидактическая подушка: « Салама», ленточки разного цвета.

                   

Месяц

п/п

Содержание

образовательной

деятельности

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

Январь

1.

- Пальчиковая гимнастика:

« Апельсин».

- массаж пальчиков « Сильные пальчики» ( нажимаем резиновый мяч  с силой).

 - Лепка из пластилина с использованием семян дыни

.

Учить детей выкладывать из семян дыни украшение, развитие эстетического вкуса.

Резиновый мяч, картон, пластилин, семена дыни.

2.

-Пальчиковая гимнастика:

« Ладошки играют».

-массаж пальчиков « Катаем карандашики»;

- Игра: « Поможем Золушке сортировать макароны».

Развитие усидчивости, чувства цвета и размера.

Карандаши с гранями, макароны белого и красного цвета, тарелочки.

3.

- Пальчиковая гимнастика:

« Вот кулак, а вот ладошка».

- массаж пальчиков: катание деревянных палочек по столу;

- Игры с предметами домашнего обихода.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Деревянные палочки, прищепки, пуговицы, ракушки, камешки, ленточки и др.

4.

-Пальчиковая гимнастика:

« Куобах, куобах барахсан».

- массаж пальчиков: растирать в руках рисовую крупу;

- игра-панно: « Лесная полянка».

Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки.

Емкость с рисовой крупой, панно « Лесная полянка».

                   

             

Месяц

п/п

Содержание

образовательной

деятельности

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

Февраль

1.

- Пальчиковая гимнастика:

« Пальчик-мальчик».

- массаж пальчиков мячиком-ежиком;

- игры с персонажами пальчикого театра.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к драматизации.

Мячики-ежики, наборы кукол « Пальчиковый театр».

2.

- Пальчиковая гимнастика»

 « Выполнение фигурок из пальцев».

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- Игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок

.

Развитие точности движений, внимания и контроля собственных движений.

Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками.

3.

- Пальчиковая гимнастика:

« Моя семья».

- массаж пальчиков карандашами;

 - Лепка из пластилина геометрические фигуры.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук.

Карандаши, пластилин, геометрические фигуры.

4.

- Пальчиковая гимнастика:

« Тарбахчаан, тарбахчаан эн хана сырыттын?».

-массаж пальчиков мячом из конского хвоста;

- игра-панно: « Туесок с ягодками».

Развивать мелкую моторику, учит застегивать расстегивать пуговицы.

Мячи из конского хвоста, дидактическая подушка: « Туесок с ягодками».

                   

Месяц

п/п

Содержание

образовательной

деятельности

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

  Март

1.

-Пальчиковая гимнастика:

« Наша мама».

- массаж кистей рук;

- пальчиковая живопись « Цветы для мамы».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких.

Гуашь, картон.

2.

- Пальчиковая гимнастика:

« Быстро тесто замесила».

- массаж пальчиков « Сухой бассейн» перебираем фасоль;

 - Игра развесь белье на веревку (закрепляем разноцветные платочки прищепками).

Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета.

Пальчиковый бассейн, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки.

3.

- Пальчиковая гимнастика:

« Пальчики в лесу».

- массаж пальчиков грецким орехом;

- Вкладывание из палочек геометрических фигур ( Вебер)..

Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение.

Грецкие орехи, разноцветные палочки разного размера.

4.

- Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики здороваются».

- массаж пальчиков мячом из конского хвоста.

- Игра-панно « Чаппараах».

Развитие мелкой моторики рук, обогащение словарного запаса.

Мячи из конского хвоста, дидактическая подушка « Чаппараах», узоры с заклепками.

                   

Месяц

п/п

Содержание

образовательной

деятельности

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

Апрель

1.

- Пальчиковая гимнастика:

« Апельсин».

 - массаж пальчиков: пересыпать и перемешивать крупы;

- Мягкие пазлы: « Поезд», « Самолет», « Корабль».

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространстенного мышления.

 Крупы: рис и гречка, мягкие пазлы.

2.

- Пальчиковая гимнастика:

« Ножки».

- массаж пальчиков карандашами;

- игры на выкладывания: « Разрезные картинки», кубики, мозаики

Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие.

Карандаши, разрезные картинки, кубики, мозаики.

3.

- Пальчиковая гимнастика:

« Расскажи стихи руками».

- массаж пальчиков « Сухой бассейн»;

- Игра « Волшебные макароны».

Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности.

« Сухой бассейн», макароны.

4.

- Пальчиковая гимнастика:

« По ровненькой дорожке».

-массаж пальчиков: катание ладошкой шариков по столу;

- игры-шнуровки по методике Марии Монтессори.

Развивать сенсомоторную координацию.

Деревянные шарики, шнурки.

                   

Месяц

п/п

Содержание

образовательной

деятельности

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

  Май

1.

- Пальчиковая гимнастика:

« Пальчики в лесу».

- массаж пальчиков « Сильные пальчики»;

- игры с пуговицами, выложить неваляшку, бабочку, снеговика и.т.д.

Способствовать точной точечной координацию рук, развитию мышления, художественного вкуса.

Резиновые мячики, пуговицы разного размера, цвета.

2.

-Пальчиковая гимнастика:

« Куобахчаан».

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- Игра: « Лего».

Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости.

Грецкие орехи, лего разного размера.

3.

- Пальчиковая гимнастика:

 « Апельсин».

- массаж пальчиков( поглаживание пальцев в разных направлениях).

- Игра: опускать шарики в отверствия в горлышко бутылки.

Совершенствование движений рук, различение цвета.

Пластиковая бутылка, шарики разных цветов.

4.

- Пальчиковая гимнастика:

« Тарбахчаан, тарбахчаан эн хана сырыттын?».

- массаж пальчиков мячом из конского хвоста;

- Игра: « Капельки» ( капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки).

Совершенствование координации и движений пальцев рук.

 Мячи из конского хвоста, пипетки, стаканчики, бутылочки.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....

"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности "Озорные пальчики"

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребёнка....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Аннотация к рабочей прогр...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...