Формирование математических представлений и развитие мыслительной деятельности дошкольников в игре.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 «Светлячок» г. о. Троицк г. Москва
Составила: воспитатель Жукова Т.Н.
Консультация для воспитателей на тему:«Формирование математических представлений и развитие мыслительной деятельности дошкольников в игре».
Для того чтобы были реализованы задачи формирования математических представлений и математического развития детей, необходимо организовывать образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует организованная самостоятельная математическая деятельность детей дошкольного возраста. Самостоятельная математическая деятельность детей – это деятельность, в которую ребенок переносит сформированный в результате целенаправленного обучения объём математических понятий, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса (А.В. Калинченко). Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми математических представлений и способствует приобщение детей к математической деятельности. Проблему развития детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности изучали Т.Н. Доронова, З.А. Михайлова, Н.М. Полякова и др. З.А.Михайлова рекомендует уделять большое внимание развитию самостоятельности детей через логико-математические игры и моделирование. Следовательно, выстроив целенаправленную и систематическую работу в условиях самостоятельной математической деятельности можно значительно разнообразить формы организации деятельности с детьми дошкольного возраста по математическому развитию. Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка всознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения, учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы. Работа эта непростая и требует четкой продуманной организации. В. Новикова считает совершенно необходимым учитывать следующее:
- - обучение дошкольников должно проходить в игровой и практической деятельности детей, связанной с решением проблемных задач;
- - значительное место на всех этапах обучения следует отводить поисковой деятельности детей;
- - в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность в тех или иных знаниях.
В играх дети знакомятся с разными свойствами предметов – цветом, формой, величиной, сравнивать их, группируют по отдельным признакам, учатся ориентироваться в пространстве и времени. При этом тренирует внимание, память, развиваются умственные способности. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя. Ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: 1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. 3. Все психологические новообразования берут начало в игре. 4. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связанна с работой всех психических процессов. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания. Упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно, а начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её, активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В отличии от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра- для них труд, игра- для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувство, на сознание, на волю и на поведение в целом. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников. Дидактические и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процесс проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в неё детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших. Дошкольный возраст – это важный период, когда закладываются основы математического мышления и математическое развитие является приоритетной задачей дошкольного образования. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста, создание математической зоны в предметно - развивающей среде группы, способствующей организации самостоятельной математической деятельности и организации взаимодействия воспитателей с родителями по математическому развитию детей дошкольного возраста способствуют оптимальному математическому развитию в процессе самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей
Выступление из опыта работыПо теме: «использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей»...
Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"
Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...
Познавательный интерес у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, через развитие исследовательской деятельности
Познавательный интерес является основой учебной деятельности: так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний, развивает и повышает качество мыслительной деятельности, создает боле...
Презентация "Формирование математических представлений как части образовательной деятельности дошкольников у условиях ФГОС"
Презентация к педсовету в форме деловой игры для педагогов...
Деловая игра для педагогов «Формирование математических представлений как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
laquo;Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано...
Конспект занятия для дошкольников для формирования математических представлений и развития речи "Лесная школа"
План-конспект занятия по подготовке к школе в кружке для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по формированию математических представлений и развитию пространственного мышления детей 4-5 лет через математические игры на тему: "Путешествие в страну Математики
Более подробная публикация находиться в сборнике методических материалов педагогов-участников городского семинара-практикума "Использование игр логико-математического содержания в развитии простр...