Перспективный план по образовательной области "Познавательное развитие" /Ознакомление с окружающим миром/
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Перспективный план составлен в соответствие с основной образовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы". План для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по образовательной области «Познавательное развитие»
Формирование целостной картины мира
Старшая группа
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Сентябрь | 1. | «Предметы, облегчающие труд человека в быту» | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться. Закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. | Картинки с изображением разных предметов. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом, маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих трудовую операцию в быту. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
2. | «Как заполнять календарь природы» | Формировать представления детей о странице календаря на сентябрь, об условных обозначениях. Формировать умение рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно закрашивать квадратики, обозначающие дни недели. Развивать интерес к наблюдениям за природой. | Страница календаря за сентябрь, страница календаря с условными обозначениями, белая бумага на каждого ребенка, трафареты значков, квадратиков дней недели, цветные карандаши. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
3. | «Моя семья» | Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | Фотоальбом с фотографиями членов семьи детей(на работе и дома). | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
4. | «Овощи и фрукты на нашем столе» | Совершенствовать представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу. Закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей. Формировать умение готовить салат. | Натуральные овощи и фрукты (качан капусты, морковь, свекла, яблоки), принадлежности для приготовления салата, картины «Сад», «Огород». | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Октябрь | 5. | «Что предмет расскажет о себе» | Формировать умение у детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. | Фишки (не менее 10), предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина, алгоритм описания предмета. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
6. | «Растения в нашем уголке природы » | Совершенствовать представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни(вода, почва, свет, тепло). Сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Формировать умение распознавать влагоустойчивые и засухоустойчивые экземпляры. | Игрушка – елочка, корзинка с красными кружочками, обозначающими лесные ягоды. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
7. | «О дружбе и друзьях» | Расширять представления о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай. | Конверт, в котором лежат письмо и карта. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
8. | «Корова и коза, лошадь и овца – домашние животные» | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено. | Картинки о корове и козе, фланелеграф. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Ноябрь | 9. | «Коллекционер бумаги» | Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. | Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги(альбом, коробка, газета). | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
10 | «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме» | Формировать представления у детей о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме. | Картинки «Белки осенью», «Белки». | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
11 | «Детский сад» | Формировать представления детей о детском саде. Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, к их труду. | Картинки с изображением работников детского сада. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
12 | «Уходит осень золотая» | Формировать представления детей об осени, когда все в природе меняется. Развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выражать себя в изобразительном творчестве. | Игрушка – мышонок, три страницы календаря, 2-3 репродукции картины художников об осени, магнитофон, принадлежности для изодеятельности, панно из засушенных листьев, картины «Сад», «Огород». | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Декабрь | 13 | «Наряды куклы Тани» | Формировать представления детей о разных видах тканей, об их свойствах. Побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | Кукла, кукольная одежда, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные образцы тканей, пипетки, лупа. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
14 | «Письма заболевшим детям» | Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый ребенок красиво выглядит. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям – взрослым и детям. Формировать умение у детей писать письма, с процессом его оформления. | Кукла Айболит, книга К.Чуковского «Айболит», зеркало, чистая бумага, конверты, изопринадлежности. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
15 | «Игры во дворе» | Формировать представления у детей об элементарных основах безопасности жизнедеятельности, о необходимых мерах предосторожности, о номерах телефонов первой необходимости. | Картинки с изображением подвижных игр. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
16 | «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса- проводят зиму в лесу» | Формировать представления детей о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время. | Картины «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога», игрушка – заяц. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Январь | 17 | «В мире металла» | Формировать представления у детей о свойствах и качестве металла. Формировать умение находить металлические предметы в ближайшем окружении. | Картинки с изображением металлических предметов, металлические пластинки и предметы, игрушка – робот. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
18 | «Что за зверь!» | Формировать умение детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты. | Рассказ Е.Чарушина «Что за зверь!», принадлежности для рисования. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
19 | «В гостях у кастелянши» | Формировать представления у детей о деловых и личностных качествах кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней. | Халат помощника воспитателя с оторванным карманом, инструменты для шитья. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
20 | «Лес – это дом для многих жильцов» | Формировать у детей первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех животных зависит друг от друга. | Знакомые детям картины о зимнем лесе, плакат со следами зайца, фигурки настольного театра: деревья, кусты, лесные животные, произведение В.Бианки «Снежная книга». | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Февраль | 21 | «Песня колокольчика» | Совершенствовать знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах. Формировать представления об истории колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. | Игрушка – Петрушка, колокольчик, ложки, иллюстрации с изображением церквей и колоколов. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
22 | «Как люди помогают лесным обитателям» | Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. | Картина «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных», игрушка – птичка Зинька. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
23 | «Российская армия» | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Формировать представления о военных профессиях – пограничник, моряк, летчик. Воспитывать выносливость, смелость, находчивость. | Иллюстрации с изображением представителей военных профессий. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
24 | «Прошла зима холодная» | Совершенствовать представления детей о зиме, как о сезоне наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы. Побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности. | Календарь наблюдений за птицами, 3 страницы календаря природы, репродукции картин «Русская зима», «Мартовское солнце», фотографии, открытки, принадл. для рисования. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Март | 25 | «Путешествие в прошлое лампочки» | Формировать представления детей об истории электрической лампочки. Вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. | Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
26 | «Наши четвероногие друзья» | Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними. | Картина «Собака со щенятами», цветные иллюстрации с изображениями собак различных пород. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
27 | «В гостях у художника» | Формировать представление об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты труда художника отражают его чувства, личностные качества, интересы. | Кисточка, карандаш, мольберт, краски, альбом для рисования, игрушка – кукла Маша. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
28 | «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке» | Воспитывать доброе отношение к близким людям. Побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака. | Кукла – Катя, различные открытки, предметы – ложки, тарелки, вазы, принадлежности для рисования. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Апрель | 29 | «Путешествие в прошлое пылесоса» | Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. | Пылесос, предметные каринки. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
30 | «Как люди заботятся о здоровье весной» | Формировать представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов. Формировать представления о важных внутренних органах человека (скелете, сердце, легких). Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. | Кукла – Айболит, большая грузовая машина, сушеные ягоды, отвар шиповника, лимон, чеснок. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
31 | «Россия – огромная страна» | Формировать представления о том, что наша огромная многонациональная страна называется Российская Федерация, в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями. | Иллюстрации с изображением Москвы, родного города детей, русской природы, карта России. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
32 | «Весна в жизни лесных зверей» | Расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время; весна создает для всех хорошие условия. | Рассказ И.Акимушкина «Жил-был медведь», картины «Семья ежей», «Медведи весной», «Картины из жизни диких животных», рукавица. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Май | 33 | «Путешествие в прошлое телефона» | Формировать представления детей об истории изобретения и совершенствования телефона. Закреплять правила пользования телефоном, развивать логическое мышление, сообразительность. | Иллюстрации с изображением различных телефонов, картинки, на которых изображены телефоны с недостающими деталями. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. |
34 | «Как человек охраняет природу» | Формировать представления детей о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, создают заповедники. Познакомить детей с Красной книгой, с растениями, которые находятся под охраной. | Красная книга, фотографии о заповедниках, иллюстрации, бумага, клей для изготовления Красной книги детского сада. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» | |
35 | «Профессия - артист» | Формировать представления детей о творческой профессии актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, в кино, на эстраде. Подвести к пониманию того, что продукт труда артиста отражает его чувства. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий. | Наборное полотно «Гостиница», 4 листа бумаги, кукла из театра, афиша спектакля, открытки с артистами театра, кино, эстрады и цирка. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением». Система работы в старшей группе детского сада. | |
36 | «Весна кончается – лето начинается» | Обобщить представление детей о весне, как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни. | Календарь природы за три весенних месяца, оборудование для изобразительной деятельности. | О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "В гости к детям"
Данный конспект предназначен для ознакомления детей с окружающими предметами ( посуда)...
Сценарный план непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста "Родничок - всему начало""
Данный материал формирует у дошкольников представления о воде....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.
Цель совместной деятельности взрослого и воспитанников...
План-конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День пожилого человека»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"28867669","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"604","width":"483"}}]]...
План - конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа о почте и профессии - почтальон»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28915190","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План - конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Беседа – Хлеб всему голова!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28969838","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План - конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29089617","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...