педагогический проект "Сказкатерапия"для старших дошкольников
проект (старшая группа) на тему
Актуальность проекта.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является сказкотерапия.
Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического , педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Сказкотерапия – это прежде всего ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.
Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка – источник народной мудрости. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается» (Древняя мудрость)
Проект по времени проведения - средней продолжительности
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы «Теремок», родители группы.
Место реализации: — МБДОУ №11 детский сад «Березка», старшая группа «Теремок».
Срок реализации: 2014 – 2015 год.
Актуальность проекта.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является сказкотерапия.
Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического , педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Сказкотерапия – это прежде всего ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.
Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
Цель: создание условий для развития у детей нравственных качеств.
Задачи:
- учить регулировать своё поведение нравственной нормой;
- Способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
-формировать понимание добра и зла;
- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Методы реализации задач:
- поиск информации в специальных источниках;
- мониторинг нравственного и эмоционального развития;
-информационно – образовательная работа с детьми.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание | Сроки |
Этап №1 | Подготовительный: - Диагностирование детей; -Изучение методической литературы -подбор художественной литературы для детей; -Разработка методического материала к проекту | Октябрь –ноябрь 2014 год |
Этап №2 | Практический: познавательный, игровой, творческий | Ноябрь- апрель2014 – 2015 год |
Этап №3 | Завершающий: Контрольно-оценочный | Апрель – май 2015 год |
План работы над проектом.
№ | Мероприятия | Сроки |
Работа с детьми. | ||
1. 2. 3 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Диагностика детей по социально – личностному развитию детей с использованием методик :« Закончи историю» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А.«Сюжетные картинки» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А« Раскрась рисунок» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А Занятие по сказке «Цветик – семицветик» Занятие по русской народной сказке « Крошечка – Хаврошечка» Занятие по русской народной сказке « Маша и медведь» Занятие по русской народной сказке « Гуси – лебеди» Занятие по сказке «Три поросенка» Занятие по сказке «Волк и козлята» Занятие посказке «Лесная полянка» -Свободная деятельность -Игровая терапия Дидактические игры: « Сочиняем сказки» « Расскажи сказку» « Что сначала, что потом» « Чьи это вещи» « Угадай сказку» и др. Литературная викторина по сказкам Беседы: « Мой любимый сказочный герой» « Сказка ложь, да в ней намёк….» Сюжетные творческие игры: « Салон красоты» « Театр моды» « Театр масок» Сказочная мастерская Чтение художественной литературы. Продуктивная деятельность детей. Досуг «В гостях у сказки». Работа с родителями. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально- нравственному воспитанию детей. Анкетирование родителей по данной проблеме. « Воспитание сказкой». Консультация по данной теме: « Сказкотерапия».- « Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников» Постановка театрализованного представления: «Мамина песенка»(ко дню матери)совместно с детьми и воспитателем; участие в новогоднем утреннике Творческая мастерская. ( Совместное творчество детей и родителей) Конкурс « Сочини свою сказку» « Любимый сказочный персонаж моего ребёнка». « День открытых дверей». Оборудование и пополнение развивающей среды. Оформление сенсорного уголка. Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксации). Приобретение необходимых материалов для проведения сеансов сказкотерапии: « Волшебная лампа», « Накидка для ведущего», «Ковёр – самолёт» . Пополнение театрального уголка в группе. Итоги работы. Презентация. Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам. Оборудованная предметно – развивающая среда | Октябрь, 2014;апрель.2015. В течение проекта В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. Январь 2015г. Октябрь - Ноябрь –.2014. Ноябрь 2014 Ноябрь – декабрь 2014 Февраль 2015. В течение проекта Апрель – май 2015 |
Ожидаемый результат.
При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:
1.Стабилизация эмоционального состояния детей.
2.Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств; проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.
3.Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Оценка результатов:
Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики.
Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации, ознакомлении с видеоматериалами.
По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.
«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать « сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций» (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».
1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила…
3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила…
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил…
Обработка результатов.
1 балл — ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла — ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла — ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2. Методика — «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина)
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.
Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны — плохие… Объясни, почему ты именно так разложил картинки».
Обработка результатов:
1 балл — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.
2 балла — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.
3 балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.
Методический комплекс:
1.А.В.Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду. М: Мозайка – Синтез -2007.
2.М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. М: ТЦ СФЕРА – 2001.
3. Л.А.Горохова. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ.
4.О.Л. Гнедова. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. СП: ДЕТСТВО – ПРЕСС 2007
5. Л.А. Варавина. В гостях у бабушки –Загадушки. М.АРКТИ, 2008.
6. И.И. Курочкина. Этикет для дошкольников. М: Просвещение 2007.
7. Т.Д.Пашкевич. Социально- эмоциональное развитие детей 3-7 лет.-Волгоград: Учитель, 2012.
8.Л.А.Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2012.
9.Л.В.Рыжова .Методика работы со сказкой.СПБ: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2012.
10. А.М.Машевская. Программа «Риторика + театр.»
11. Программа кружковой работы в студии «Театр +» -Арутюнян Н.В. –воспитатель группы «Теремок» МБДОУ №11.
Селенгинское РУО
МБДОУ №11 детский сад «Березка»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Составила: воспитатель высшей категории
Арутюнян Наира Васильевна
Г. Гусиноозерск
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика психолого-педагогического изучения личности старшего дошкольника
Представлена система мониторинга психодиагностических показателей развития личности старшего дошкольника...

«Педагогическая технология подготовки старших дошкольников к освоению грамоты"
Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети.Применение указанной методики в течение нескольких л...

Педагогический проект для старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Книга для ума - что теплый дождь для всходов"
Познавательное развитие детей с ОВЗ посредствам художественной литературы....

Сообщение на педагогическом совете "Знакомство старших дошкольников с ценностной категорией "Семья"
В работе с детьми основное внимание следует уделять расширению их представлений о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными...
Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи
Статья о приобщении дошкольников к социокультурным нормам и сесмейным традициям...

Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"
Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...

Педагогическое проектирование со старшими дошкольниками, решаюшее задачи пропедевтики по теме "Откуда хлеб пришел"
Педагогическое проектирование образовательной деятельности со старшими дошкольниками, решающее задачи пропедевтики проектных умений по теме " Откуда хлеб пришел?"...