Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи
статья (старшая группа) на тему

Статья о приобщении дошкольников к социокультурным нормам и сесмейным традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Золотарёва Тамара Леонидовна,

Панкова Лариса Валентиновна,

     Филипская Светлана Викторовна

«Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи»

Ключевые слова: семья, старший дошкольник, социокультурные нормы, традиции семьи. 

Аннотация. Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей. Основной задачей является стимулирование познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка. 

Семья как уникальный социальный институт транслирует культурные ценности из поколения в поколение, так как именно здесь у ребенка формируется первое целостное представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности. Однако в современных условиях социально-экономической нестабильности в обществе семья испытывает существенное напряжение по ряду причин: растет число разводов; падает рождаемость, утрачена престижность материнства; разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений и представления о содержании семейных ролей; наблюдается неудовлетворенность супругов эмоционально-психологическим климатом семьи; происходит забвение традиций, слабеет межпоколенное общение; снижается уровень психолого-педагогической культуры семьи, что отражается в целом на ее воспитательном потенциале.

Анализ специальной литературы по данной проблеме позволил выявить противоречия между:

- признанием богатства традиций и ценностей, накопленных российским народом, и отсутствием системных исследований семейных традиций, отражающих их развитие;

- нарушением семейных традиций, вызванных снижением роли семьи, позитивного, целенаправленного влияния ее уклада жизни на воспитание детей и необходимостью сохранения традиций для успешного воспитания подрастающего поколения;

- потребностью родителей в знаниях по вопросам воспитания и недостаточной методической  подготовленностью воспитателей  к работе с ними.

 Приобщение старших дошкольников к семейным традициям может быть успешным, если оно осуществляется при соблюдении следующих условий:

- сформированы мотивационно-ценностные взаимные отношения старших дошкольников и их родителей к семейным традициям;

- если идет передача социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций, обеспечивающего взаимосвязь поколений;

           - детский сад  участвует в сохранении и развитии семейных традиций.

Рассматривая аспекты освоения социокультурных норм по программе «От рождения до школы»  выявилось, что отбор методов обучения по данной программе осуществляется с учётом характера процессов восприятия и приобщения старших дошкольников.

В соответствии с содержанием ПОП и с учётом местных условий, воспитатель  планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определённой системе. Наиболее целесообразно использовать тематическое планирование. Темы могут быть различными по объёму познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по длительности изучения.

Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей, в игре, продуктивных видах детской деятельности, праздников и др. формах. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимулирование познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка. 

Таким образом, детский сад  участвует в сохранении и развитии современных семейных традиций, межпоколенная связь осуществляется на личном примере и авторитете родителей с учетом возрастных особенностей старших дошкольников; организуется психолого-педагогическое просвещение родителей, что способствует гуманизации детско-родительских отношений, повышению ответственности за воспитание детей и переходу современных родителей, педагогов от стихийно-эмпирического знания о традициях к системному, научно-педагогическому.

Список литературы

  1.  Абакарова, P.M. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре: Дис. док.пед. наук / P.M. Абакарова. СПб, 2003. - 333с.
  2. Долгушин, М.И. Традиции как феномен социокультурного наследия: Дис. . канд. филос. наук / М.И. Долгушин. Пермь, 2000. - 150с.
  3. Семейное воспитание / Сост. П.А. Лебедев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 408с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".

Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в совр...

Перспективное планирование по методической теме: "Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям"

Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям...

Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников

Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников изучались такими известными учеными, как Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, З.И. Истоминой, А.В. Запорожцем и др. Д...

Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников

Аннотация. В статье проанализировано понятие тревожности. Представлена характеристика старшего дошкольного возраста, обобщены результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана корре...

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников  с ОНР....