Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи
статья (старшая группа) на тему
Статья о приобщении дошкольников к социокультурным нормам и сесмейным традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Золотарёва Тамара Леонидовна,
Панкова Лариса Валентиновна,
Филипская Светлана Викторовна
«Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи»
Ключевые слова: семья, старший дошкольник, социокультурные нормы, традиции семьи.
Аннотация. Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей. Основной задачей является стимулирование познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка.
Семья как уникальный социальный институт транслирует культурные ценности из поколения в поколение, так как именно здесь у ребенка формируется первое целостное представление о мире, закладывается фундамент человеческой личности. Однако в современных условиях социально-экономической нестабильности в обществе семья испытывает существенное напряжение по ряду причин: растет число разводов; падает рождаемость, утрачена престижность материнства; разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений и представления о содержании семейных ролей; наблюдается неудовлетворенность супругов эмоционально-психологическим климатом семьи; происходит забвение традиций, слабеет межпоколенное общение; снижается уровень психолого-педагогической культуры семьи, что отражается в целом на ее воспитательном потенциале.
Анализ специальной литературы по данной проблеме позволил выявить противоречия между:
- признанием богатства традиций и ценностей, накопленных российским народом, и отсутствием системных исследований семейных традиций, отражающих их развитие;
- нарушением семейных традиций, вызванных снижением роли семьи, позитивного, целенаправленного влияния ее уклада жизни на воспитание детей и необходимостью сохранения традиций для успешного воспитания подрастающего поколения;
- потребностью родителей в знаниях по вопросам воспитания и недостаточной методической подготовленностью воспитателей к работе с ними.
Приобщение старших дошкольников к семейным традициям может быть успешным, если оно осуществляется при соблюдении следующих условий:
- сформированы мотивационно-ценностные взаимные отношения старших дошкольников и их родителей к семейным традициям;
- если идет передача социокультурных ценностей на основе принципа преемственности традиций, обеспечивающего взаимосвязь поколений;
- детский сад участвует в сохранении и развитии семейных традиций.
Рассматривая аспекты освоения социокультурных норм по программе «От рождения до школы» выявилось, что отбор методов обучения по данной программе осуществляется с учётом характера процессов восприятия и приобщения старших дошкольников.
В соответствии с содержанием ПОП и с учётом местных условий, воспитатель планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определённой системе. Наиболее целесообразно использовать тематическое планирование. Темы могут быть различными по объёму познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по длительности изучения.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей, в игре, продуктивных видах детской деятельности, праздников и др. формах. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимулирование познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка.
Таким образом, детский сад участвует в сохранении и развитии современных семейных традиций, межпоколенная связь осуществляется на личном примере и авторитете родителей с учетом возрастных особенностей старших дошкольников; организуется психолого-педагогическое просвещение родителей, что способствует гуманизации детско-родительских отношений, повышению ответственности за воспитание детей и переходу современных родителей, педагогов от стихийно-эмпирического знания о традициях к системному, научно-педагогическому.
Список литературы
- Абакарова, P.M. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре: Дис. док.пед. наук / P.M. Абакарова. СПб, 2003. - 333с.
- Долгушин, М.И. Традиции как феномен социокультурного наследия: Дис. . канд. филос. наук / М.И. Долгушин. Пермь, 2000. - 150с.
- Семейное воспитание / Сост. П.А. Лебедев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 408с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Статья "Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в условиях ДОО".
Статья опубликована в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической Интернет - конференции «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся: опыт, тенденции и проблемы реализации в совр...
Перспективное планирование по методической теме: "Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям"
Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям...
Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников
Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников изучались такими известными учеными, как Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, З.И. Истоминой, А.В. Запорожцем и др. Д...
Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников
Аннотация. В статье проанализировано понятие тревожности. Представлена характеристика старшего дошкольного возраста, обобщены результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана корре...
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР.
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР....
Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество с семьей и библиотекой
laquo;Люди перестают мыслить, когда перестают читать»...