Сообщение на педагогическом совете "Знакомство старших дошкольников с ценностной категорией "Семья"
консультация (старшая группа) на тему

Петрова Татьяна Александровна

    В работе с детьми основное внимание следует уделять расширению их представлений о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек»

 «Знакомство детей с ценностной категорией «Семья»

Сообщение на педагогическом совете

                                Воспитатель: Петрова Татьяна Александровна

с. Григорьевское,

2016год

    Семья!  Что может быть теплее, роднее, ближе для каждого из нас! Ведь это неизменно общечеловеческое, данное свыше и завещанное поколениями.

    Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни.

    В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

   Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера.

    В традиционной культуре в условиях большой много поколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать, но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.

    Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним любовь, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

   Представления детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных портретов.

    В работе с детьми основное внимание следует уделять расширению их представлений о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными. Так же надо объяснять детям,  почему нужно беречь родных, заботиться о близких; раскрыть значение заповеди «Чти отца своего и мать свою» и пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Рассказывать дошкольникам о правилах почитания и уважения старших, о том, что укрепляет семью – любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность. Во время бесед, занятий использовать ключевые слова: семья, родные, род, мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры, предки, традиции и раскрывать их суть.

   Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.

   Так же необходимо проводить работу с родителями: предлагать им совместно с детьми рассматривать семейные альбомы, рассказывать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и других родных; о семейных реликвиях и традициях; составлять генеалогическое дерево семьи.

 Приложение

Стихи о семье
Семья – это МЫ,  семья – это я, 
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Павлик — братишка родной, 
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие, 
Семья – и сестренки мои озорные. 
Семья – это крестный, и тети, и дяди, 
Семья – это елка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом, 
Семья – это счастье, семья – это дом, 
Где любят и ждут, и не помнят о злом! 

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно,  семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья! 

  Гимн семье

 Что может быть семьи дороже?!

 Дороже дочери, жены?

 Имеет цену всё. Быть может,

 Семье лишь только нет цены!

 Как оценить нам смех ребенка?

 Во сколько долларов, рублей?

 И дивный аромат пелёнки

 Для матери духов ценней!

 А сколько стоит лад семейный?

 Когда, собравшись за столом,

 Все вместе в этот миг бесценный

 Мы говорим о том, о сём…

 И, в заключение, простое

 Предположенье выдам я:

 Что, если есть что-то святое,

 То это только лишь Семья!      (Рюрик Иванов)

Три человека

Если  три  человека

Идут  вдоль  реки,

А  потом  над  водой

Стерегут  поплавки,

Если  три  человека

Сидят  у  костра

И  грустят,

Что  уже  возвращаться  пора,

 Если  три  человека

 Повсюду  втроём,

 Друг  без  друга  не  могут

 Ни  ночью, ни  днём,

 То  они  -  эти  три  человека-

 Друзья.

 Это  папа, и  мама,

 И  я!                (Олег Бундур)

Семья

Мама  с  папою - под  ручку,

 А  со  мной  идёт - за  ручку,

 На  руках  у  папы  брат,

 Сам  он  топать  маловат.

 А  прохожие  проходят,

 А  прохожие глядят

 И  про  нас  они, похоже,

 Меж  собою  говорят:

 - Сразу  видно, что  семья!

 Папа, мама, брат  и  я!     (Олег Бундур)

Пословицы и поговорки о семье

 В семье и каша гуще.

 В семье разлад, так и дому не рад.

 В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

 В недружной семье добра не бывает.

 В хорошей семье хорошие дети растут.

 Вся семья вместе, так и душа на месте.

 Когда нет семьи, так и дома нет.

 Намёки да попрёки - семейные пороки.

 Не будет добра, коли в семье вражда.

 Семейный горшок всегда кипит.

 Семьёй и горох молотят.

 Семья без детей, что цветок без запаха.

 Семья в куче - не страшна и туча.

 Семья сильна, когда над ней крыша одна.

 Согласие да лад в семье клад.

 Согласную семью горе не берёт.

Загадки о членах семьи

1. Он стар, но это ничего,

    Его добрее нет.

    Он папа папы моего,

    А для меня он (дед).

2. Она совсем не старая,

     Хотя совсем седая,

    Она расскажет сказку мне,

    На картах погадает.

    Я сяду с нею рядышком:

  - Продолжи сказку, (бабушка).

3. Она всё на свете помнит и знает,

    И бабушка мамой её называет!

    И часто приходят к ней в дом доктора,

    Она же мне пра (бабушка).

4. Радость в глазах, в глазах удивленье,

    В семье у нас нынче ещё прибавленье!

    В доме у нас появилась девчонка!

    Теперь я ей брат, а она мне (сестренка).

5. К нам приехал папин брат.

    Встрече с ним я очень рад!

    Он твердит, в глаза мне глядя:

  - Руку жми, ведь я твой (дядя).

6. Кого всегда с работы ждём,

    А он несётся под дождём?

    Всем очень нужный и родной.

    Картошки купит в выходной,

    Починит чайник и утюг.

    Мне и братишке - лучший друг.

    Он ростом чуть пониже шкафа.

    Давно всем ясно! Это (папа).

7. В доме всё стоит вверх дном,

    Разговоры все о нём.

    Он в своей кроватке улыбается.

    На него глядят и восхищаются.

    Я, конечно, тоже рад:

    Появился младший (брат)

8. У мамы сестра,

    Вы добрей не найдёте.

    Я очень горжусь,

    Ведь она моя (тетя).

9. На Волге живут мои дяди и тёти.

    Меня на каникулах там вы найдёте.

    От мамы и папы к ним я посланник,

    Меня они любят, ведь я же (племянник).

10. Кто всех милей на свете?

      Для каждой мамы – (дети).

Загадки о членах сказочных семей

  1.  Дед и баба вместе жили,

          Дочку из снежка слепили,

          Но костра горячий жар

          Превратил девчурку в пар (Снегурочка).

  1.  Он в Италии родился,

          Он своей семьёй гордился.

          Он не просто мальчик-лук,

          Он надёжный, верный друг (Чипполино).

  1.  Хоть он стоек был и смел,

          Но в огне не уцелел.

          Младший сын столовой ложки,

          Он стоял на крепкой ножке.

  1. Родилась у мамы дочка

         Из прекрасного цветочка.

         Хороша, малютка просто!

         С дюйм была малышка ростом (Дюймовочка).

  1.  Над простым моим вопросом

          Не потратишь много сил.

          Кто сынишку с длинным носом

          Из полена смастерил? (папа Карло).

  1.  Что за сказка: кошка, внучка,

           Мышь, ещё собака Жучка

           Деду с бабой помогали,

           Корнеплоды собирали? (Репка).

  1.  Стрела молодца угодила в болото,

           Ну, где же невеста? Жениться охота!

           А вот и невеста, глаза на макушке.

           Невесту зовут … (Царевна-Лягушка).

  1.  Ждали маму с молоком,

          А пустили волка в дом…

          Кем же были эти

          Маленькие дети? (Козлята).

  1.  Бабушка девочку очень любила.

          Шапочку красную ей подарила.

          Девочка имя забыла своё.

          А ну, подскажите имя её (Красная Шапочка).

  1.   Всех важней она в загадке,

           Хоть и в погребе жила:

           Репку вытащить из грядки

           Деду с бабкой помогла (Мышь).

  1.  У отца был мальчик странный,

           Необычный - деревянный.

           Но любил папаша сына -

           Шалунишку  (Буратино).

  1.  Человек немолодой

          С преогромной бородой

          Привёл с собой за ручку

          К нам на праздник внучку.

          Отвечайте на вопрос:

          Кто же это? (Дед Мороз).

  1.  В диких джунглях он живёт.

           Волка он отцом зовёт.

          А удав, пантера, мишка

          Дружат с этим вот мальчишкой (Маугли).

  1.  В гости к бабушке пошла,

          Пироги ей понесла.

          Серый Волк за ней следил,

          Обманул и проглотил (Красная Шапочка).

Песня о семье «Семейный маячок»

Стихи  О. Рощина; музыка Л. Беловой, Е. Соловьёвой

 В доме пахнет пирогами,

 Чисто вымыты полы:

 Здесь сегодня соберутся

 Люди близкие мои.

 Будут песни, будут шутки

 И играть аккордеон,

 И под бабушкины песни

 Не умолкнет долго он.

 Я люблю очаг семейный:

 В нём и чисто, и светло.

 Что б там не было снаружи,

 Мне уютно и тепло.

 Жаль, что это ненадолго -

 Всё пройдёт, как снег весной,

 Только хочется мне видеть

 Маму снова молодой.

 Корабли уходят в море,

 Ветер парус их напряг.

 Чтоб прийти к далёкой цели,

 Нужен компас и маяк.

 Так и мы идём по жизни

 За далёкою мечтой.

 Пусть Семья нам будет вечной

 Путеводною звездой.

Сказки о семье

«Гуси-лебеди»;

 «Репка»;

«Сестрица Аленушка и  братец Иванушка»;

«Морозко»;

«Снегурочка»;

«Три медведя»;

«Волк и семеро козлят»;

«Маша и медведь»;

«Красная Шапочка»;

Ненецкая сказка «Кукушка»;

Нанайская сказка «Айога».

 Сердце матери

( М. Скребцова)

   Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

   Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

   Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

   Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

   С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

Рассказы о семье

Б. Алмазов «Горбушка»;

А. Майков «Мать и дети»;

В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь»;

В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Именинный обед».

Мультфильмы о семье

«Мешок яблок» 1974г.

«Волк и семеро козлят»» 1957г.

«Гуси-лебеди» 1949г.

«Кошкин дом» 1958г.

«Крошка Енот» 1974г.

«Высокая горка» 1951г.

«Трое из Простоквашино» 1978г.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1953г.

«Мама для Мамонтенка» 1981г.

«Машенька и Медведь» 1960г.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик -  я,

Вот и вся моя семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при подготовке их к школе

Данная презентация педагогического проекта отражает комплексный подход в подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработаны индивидуальные маршруты сопровождения дошкольников. Созд...

Сообщение к педагогическому совету «Организация коллективного труда и формирование коллективизма в совместной деятельности старших дошкольников и воспитателей»

Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать труд как средство нравственного воспитания дете...

Сообщение на педагогическом совете "Знакомим дошкольников с ОВЗ с традициями и культурой русского народа"

Актуальность:одним из важнейших приоритетов в воспитании дошкольников, является духовно-нравственное воспитание . Цель: формирование у дошкольников с ОВЗ патриотических чувств, знакомство с народ...

Статья на тему: «Социально-личностная и педагогическая готовность старших дошкольников к школе»

В статье идет речь об игровой деятельности детей как ведущей деятельности только в случае её полноценного развития. Качества, определяющие успешность обучения ребенка в школе развиваются в игровой дея...

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «Ознакомление дошкольников с национальными праздниками традициями и обычаями мордвы.»

сообщение на педагогическом совете«Ознакомление дошкольников с национальными праздниками традициями и обычаями мордвы.»...

План по самообразованию "Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу "

Цель и задачи самообразования по теме:1.Рассмотреть основные проблемы подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС2.Провести анализ факторов успешной подготовки и адаптации детей к школе3.Выявить пр...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи

Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...