Доклад "Содержание, методы и формы организации восприятия детьми художественной литературы и фольклора"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nov.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: Содержание, методы и формы организации восприятия детьми художественной литературы и фольклора.
«Чтение-это окошко, через
которое дети видят и познают мир и самих себя»
Сухомлинский В.А.
Значение художественной литературы и фольклора в развитии личности ребенка весьма велико. Прежде всего это воспитательное, затем познавательное и эстетическое. Художественные произведения закладывают основу детского мировоззрения. На важность приобщения ребенка к детской литературе и красоте художественного слова указывали многие психологи и педагоги, такие как К.Д. Ушинский и Л.С.Выгодский, Леонтьев и другие. На современном этапе в детских садах продолжается работа по данному направлению. Педагогический процесс проходит в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, в котором четко прослеживается не разрывная связь между следующими образовательными областями: речевым и художественно-эстетическим развитием. В речевое развитие включено знакомство с книжной культурой, детской литературой, а также понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; формирование восприятия худ.лит. и фолк.; стимулирование сопереживания персонажем худ.произ., реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме этого восприятие худ.лит. по ФГОС ДО является одним из видов детской деятельности.
Основная цель моей работы в данном направлении это развитие художественного восприятия детей, приобщение их к словесному искусству. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
- формирование целостной картины мира.
- приучать детей слушать потешки, стихи, сказки, рассказы и следить за развитием действия.
- развивать литературную речь: умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.
- способствовать развитию навыка инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя.
На первом этапе работы для достижения поставленной цели и решения задач, необходимо было создать предметно-развивающую среду. Прежде всего провела подборку худ.лит. с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии требованиям программы. Оформила книжный уголок, аккуратно расставила книги, а рядом поставила стол. Дет.худ.лит. в течении года постоянно обновлялась в зависимости от комплексно-тематического планирования. При подборке материала старалась учитывать принцип от простого к сложному, а также обращала внимание на познавательную и нравственную сторону худ.произв. В работе воспитателя очень важно докопаться до родника живой воды, что таиться на дне детской души.
Именно мы воспитатели должны привить детям любовь и интерес к книге. Постараться вызвать у ребенка в ходе ознакомления сильные чувства и переживания. Ознакомление с художественной литературой происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности. Мы знаем, что игра является основным видом деятельности у детей младшей группы. Именно поэтому вся работа с детьми проводиться в игровой форме. Для того чтобы привлечь внимание дошкольника, часто использую игрушку и только затем читаю и рассказываю. С помощью вопросов старюсь вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения. Широко использую настольный и кукольный театр. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей. С большим удовольствием дети берут в руки лисичку, петушка из кукольного театра и пытаются повторить действия воспитателя. Умелое проигрывание худ.произ. позволяет создавать радостное настроение в группе, устанавливать эмоциональный контакт с малышом, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, способствует пополнению запаса знаний и сведение об окружающем. В течение года дети знакомятся с разными художественными произведениями. На ряду с авторскими произведениями, такими как стихи А.Барто из серии «Игрушки», А.Плещеева «Сельская песенка», В.И.Токмаковой «Весна», К.И.Чуковского «Чудо-дерево», «Путаница», «Краденое солнышко», «Сказку о глупом мышонке», С.Я.Маршака рассказ об «Усатом-полосатом» котенке и другие, также знакомлю детей с устным народным творчеством или фольклором. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказки, потешки и колыбельные песенки.
Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Именно поэтому дошкольники с большим удовольствием слушают эти сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д. Как показывает опыт, восприятие фольклорных произведений происходит более успешно в нашем музее. Специально созданная нами предмето-пространственная среда «Комната русского быта», была организована несколько лет назад при активном участии родителей наших воспитанников и сотрудников дет.сада. Где среди старинных предметов, мебели, утвари, народных инструментов фольклор звучит особенно ярко, задушевно. Русская печка, лавочки, дорожки, колыбельная с младенцем создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим. В этой комнате гостеприимная хозяюшка проводит с детьми народные игры, исполняет народные песни, рассказывает сказки и потешки: «Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Огуречек,огуречек» и т.д. Малыши с удивлением смотрят, как Хозяйка достает из русской печки Колобок, кладет его на окошко, чтобы он остыл. Затаив дыхание слушают колыбельную, видят как укладывают куклу и укрывают лоскутным одеялом. Очень весело обыгрывается потешка «Сорока-белобока», дети садятся за стол, берут деревянные плошки, ложки и варят кашу. Закрепление разученной потешки происходит во время режимных моментов перед тем как помыть руки дети дружно повторяют «Водичка, водичка, умой мое личико». Девочки с удовольствием играют в сюжетно-ролевую игру «Дочки-матери»: накрывают на стол, одевают, раздевают куклу, укладывают спать и ласково напевают:
Баю- баю- баю- бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
Чтобы малыши быстрее и лучше запомнили колыбельную песенку, можно использовать мягкую игрушку Собачку, которая может разбудить уснувшую куклу. После таких коротких обыгрываний они легко запоминают песенку и переносят ее в повседневную игру. Задача воспитателя- заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-своему.
Маленькие дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть кого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Воображение, как волшебная палочка, переносит ребенка в иную плоскость бытия, наделяя его новыми, недостижимыми в реальной жизни возможностями. Под веселую музыку, в ярких шапочках предложенные воспитателем, дети увлеченно изображают персонажей русской народной сказки «Теремок».
На ряду с групповой и подгрупповой работой по ознакомлению с худ.лит. и фольк., планируются и проводятся индивидуальные занятия с детьми недостаточно полно усвоившими материал на занятии. Такой подход позволяет более подробно остановиться на содержании литературного произведения и рассмотреть иллюстрации вместе с воспитателем. При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Она помогает ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияет на нравственное воспитание детей. Дошкольники учатся более бережно относится к книге. Начинают понимать, что нельзя рвать страницы, закрашивать картинки, кидать их на пол. Но если все таки это происходит, то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания данный факт. Необходимо объяснить, что кто-то из детей поступил плохо, не правильно и предложить заклеить вместе с воспитателем.
Книжные уголки имеются в каждой группе детского сада. Организация экскурсий позволяет моим воспитанникам рассмотреть книжные уголки других групп. Во время таких посещений, я обращаю внимание детей как аккуратно расставлены книги, в каком они состоянии. А дети старшей группы показывают любимые произведения, рассказывают стихи, инсценируют русс.народ.сказки. Не смотря на то, что моим воспитанникам не более 3х лет, они принимают участие в открытых мероприятиях, на которых присутствуют воспитатели других групп. Например, в конце осени вместе с инструктором по физ.кул. в спортивном зале было проведено открытое занятие «В гости к сороке-белобоке». Зимой аналогичное занятие проводили в музее «Красивые варежки». А весной в группе вместе с муз.рук. «На лесной полянке».
И конечно, одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт с мамами и папами. Для этого мы проводим: беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? какие?», приглашаем на просмотр открытых мероприятий, а также оформляем стенды, книжки-раскладушки, помещаем в уголок список художественной литературы для детей 2 – 3 лет.
Таким образом могу с уверенностью сказать, что в ходе организации восприятия худ.лит. и фолк. нам удалось достичь положительных результатов; дети стали более внимательно слушать худ.произв. понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольш.сказки. принимать участие в драматизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание потешки «Мыши водят хоровод»
Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей ...
Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и поз...
Перспективный план по восприятию детьми художественной литературы
В перспективном плане подобраны произведения художественной литературы по темам недели....
«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн
laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...
Восприятие детьми художественной литературы.
Особенности восприятия литературы дошкольниками....
Конспект занятия по восприятию детьми художественной литературы в группе компенсирующей направленности(ЗПР) (4-6 лет) "Путешествие в Страну русских народных сказок"
Программное соднржание: Продолжать закреплять знания о русском народном фольклоре (сказки, загадки).Формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям. Формировать умение детей отвечать на ...
Восприятие детьми художественной литературы в дошкольной образовательной организации
laquo;Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок» ...