Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Лесная школа"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Попова Елена Георгиевна

Представлен практический опыт по подготовке детей к школе с использованием оборудования сенсорной комнаты. Дети попадают в волшебную "Лесную школу" на необычные уроки и выполняют разные интересные задания, которые дают им лесные жители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия педагога-психолога

с детьми подготовительной группы.

Тема: «Лесная школа».

Педагог-психолог: Попова Елена Георгиевна

Задачи:

1. Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения.

2. Развивать активность, гибкость сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Развивать и корректировать познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, их произвольность.

4. Развивать операции ассоциативного мышления, воссоздающего воображения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной комнаты с предметами и явлениями окружающего мира.

5. Развивать умение входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе экскурсий, наблюдений.

6. Обогащать активный и пассивный словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме: «Школа».

7. Закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

8. Развивать диалогическую форму речи.

9. Воспитывать мотивацию к познанию.

Оборудование: сенсорной комнаты

Дополнительное оборудование: полумаска учителя-ежа,  медальки с изображением диких животных (зайца, медведя, волка, белки, лисы); корзинки по количеству детей; геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник) – по количеству детей; звонок, указка; кастрюля; портфель; краски; учебник математики; предметные картинки (яблоко, шкаф, ножницы, сумка, шапка), чудесные мешочки – по количеству детей; образцы материалов – железа, мех, бумага, пластмасса, дерево; цифры «пять» по количеству детей; шкатулка с цветными фишками красного и зелёного цветов.

Структура занятия:

I. Вводная часть

- Психогимнастическое упражнение «Кто я?».

- Постановка темы, цели занятия, сюрпризный момент.

- «Внимательные лапки» (статические позы рук).

II. Основная часть

- Урок математики. Игра «Магазин».

- Перемена. Игра «Волшебный круг».

- Урок рисования. Игра «Спор».

- Перемена. Игра «Ручки-липучки».

- Урок развития речи. Игра  « Волшебные кастрюли».

III. Заключительная часть

- «Волшебный сон» (релаксация).

- Рефлексия.

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. “Кто я?” (психогимнастическое упражнение) (мяч)

Цель: развивать самосознание на основе упражнения в определении себя относительно различных социальных ролей (родственных связей, пола, возраста).

2. Постановка темы, цели занятия, сюрпризный момент (оборудование: полумаски сов, медальки, портфель).

3. “Моё настроение” (психогимнастическое упражнение) (пиктограммы эмоций радости, грусти, злости, зеркало).

Цель: создать положительный настрой на занятие, закреплять знания об основных эмоциях.        

Дети сидят на креслах в передней части сенсорной комнаты.

Психолог:

- Кто сегодня пришёл в волшебную комнату? (Настя, …).

Я очень рада вас видеть. Интересно, а можно вас назвать как-нибудь по-другому? Кто вы ещё?

(дети садятся в круг, передавая друг другу мяч, называют себя по имени, родственным отношениям, полу, при необходимости психолог помогает наводящими вопросами):

- Для мамы ты кто? Дима тоже дочь?

- Папа – мужчина, а ты кто?

Вот как по-разному нас можно назвать. Вы - дети, внуки, племянники, а сколько вам лет?

- Совсем скоро – осенью вы пойдете в школу.

- Зачем ходят в школу? (получать знания)

- Кто ходит в школу? (ученики). Школы бывают разные.

- Лесные звери тоже ходят в школу, где их учит мудрый учитель-ёж.

- Я вам предлагаю поиграть в лесную школу. Вы будете зверятами- учениками, а я  - учителем-ежом. Согласны?

Психолог:

- А какие звери будут учиться в школе? Отгадайте.

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (заяц)

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Рыжая, пушистая на ёлочке живёт.

Крепкими зубками орешки грызёт… (белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост - пушистая краса, а зовут ее … (лиса)

(детям раздаются медальки  животных, педагог-психолог надевает полумаску учителя-ежа).

- В волшебном портфеле есть все, что необходимо для школы.

Психолог:

- Отправляемся в волшебное лесное царство (дети закрывают глаза, включается муз.запись со звуками «Леса», зеркальный шар). Открыв глаза, дети рассматривают «лес», проходят внутрь сенсорной комнаты.

- Зверята, у вас хорошее настроение? Покажите его.

А как вы думаете, какое настроение будет у вас, если у вас сломается любимая игрушка? (назвать, показать)

- Какое настроение будет у вас, если вы на улице вдруг встретите злую собаку, которая рычит и скалит зубы? (назвать, показать)

- Какое настроение будет у вас, если вас угостят вкусными конфетами? (назвать, показать)

- Какое настроение мы с вами возьмём на занятие? Улыбнёмся друг другу и сохраним хорошее настроение в течение всего занятия.

II. Основная часть

1. Урок математики – игра «Магазин»

(оборудование: цветовая напольная панель; учебник математики, геометрические формы, корзинки).

Цель: закреплять навыки классификации предметов по форме и цвету, оперируя их представлениями; расширять объем опосредованной памяти; активизировать представления о предметах с опорой на тактильные ощущения, совершенствовать диалогическую форму речи, упражнять в использовании в речи простого распространённого предложения с прямым дополнением.

 Упражнение «Верх - низ»

Цель: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, лавного прослеживания, зрительно-моторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве (низ-верх).        

Психолог:

- Звенит звонок, начинается первый урок. Какой урок? (дети читают его название на учебнике).

- Поиграем в игру «Магазин». Вот витрина магазина, нужно разложить товары, которые будут продаваться (дети получают разные геометрические формы, раскладывают их на клетки, подбирая товары по цвету клетки и форме).

- Витрина оформлена. Вспомним, что продается в магазине (психолог зажигает цвет клетки, дети называют соответствующие товары).

- Можно открывать магазин. Первый покупатель купит что-то мягкое…(шершавое, гладкое, твёрдое) (дети по очереди «покупают товары» заданной фактуры, называя товар и его фактуру («Дайте, пожалуйста, мягкую квадратную синюю подушку»). «Покупки» складываются в корзинки).

- Посмотрим, что вы купили (дети перечисляют свои «покупки»).

Психолог:

- Сколько много разных форм на витрине. А к нам в гости приплыли… Кто это? (рыбки).

 Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).

- Ребята, куда поплыла эта красная рыбка? И т.д. (дети определяют расположение рыбок, внимательно рассматривают и прослеживают взглядом).

2. Перемена. Игра «Волшебный круг»

(чудесные мешочки по количеству детей, в каждом мешочке по одному образцу материала изготовления, аудиокассета с песней «Учат в школе»)

Цель: закрепление знаний материалов изготовления различных предметов (железо, мех, пластмасса, дерево), активизация представлений о предметах разного материала, развивать быстроту мышления, упражнять в образовании качественных прилагательных, в их спряжении и составлении с ними словосочетаний.        

Психолог:

- Звенит звонок. Начинается перемена. Можно на перемене быстро бегать по школе? А что можно делать? Чтобы хорошо отдохнуть, поиграем в игру «Волшебный круг».

(по кругу разложены мешочки с образцами материала изготовления, дети под музыку двигаются по кругу, музыка останавливается–дети останавливаются, берут мешочки напротив себя, подбирают предметы к материалу изготовления, который оказался в их мешочке)

- «В моем мешочке лежит железная ложка… деревянный стул…»

3. Урок рисования «Спор»

(краски, предметные картинки, указка, панель тактильных ощущений)

Цель: коррекция операций аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в определении признаков сходства заданных предметов и образцов панели тактильных ощущений, учить составлять сложноподчинённые предложения с союзом «потому что», упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Самомассаж: повышение энергетического потенциала сенсорного восприятия, активизация умственных способностей.        

Психолог:

- Звенит звонок, начинается урок. Какой? (показываются краски) – рисования.

- Прежде чем приступить к рисованию, сделаем массаж ушей, зарядим себя энергией и бодростью. Поиграем с ушами (растирание ладонями ушей поступательными движениями 3 раза сверху вниз и 3 раза от щёк к затылку, локти при этом направлены вперёд).

- Вот ваши рисунки (раздаются детям предметные картинки). А это наша общая большая картина. Каждый из вас должен доказать, что это (образец тактильной панели) его рисунок. Получится дружеский спор. Поспорим? («сова» указкой показывает образец панели, «ученики» по очереди доказывают, что это их рисунок, находя признаки сходства образца панели и их рисунка; начинать спор).

Варианты ответов детей:

- Это яблоко, потому что оно красное.

- Нет, это сапоги, потому что они резиновые…

Возможно усложнение заданий: называть не только признак сходства образца панели со своим предметом, но и признак различия образца с предметом предыдущего отвечающего ребёнка, отрицая тем самым его ассоциацию. («Это яблоко, потому что оно красное…». «Нет, это не яблоко, оно же не деревянное. Это деревянный забор»)

4. Перемена - "Кричалки-шепталки-молчалки" (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы.

Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно шуметь;

желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться,

на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.

Заканчивать игру следует "молчалками".        

5. Урок развития речи. Игра: «настенное панно»

(настенное панно «Сказочное»)

Примеры дидактических игр для «панно»:

«Собери в корзинку».

Ребенок «собирает» в корзинку грибы, ягоды и др. и считает их.

«Сосчитай цветы».

Ребенку предлагается сосчитать все цветы на поляне. Сосчитать только синие, красные, белые и т. д. цветы.

«Найди такого же цвета».

Педагог показывает карточку определенного цвета и просит найти все объекты такого же цвета.

«Один – много».

Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в единственном числе.

«Найди по форме».

Воспитатель показывает карточку с изображением геометрической фигуры и просит найти на «панно» предметы такой же формы.

«Чего не стало?»

Воспитатель просит запомнить все, что прикреплено к «панно», а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать какой.

«Прикрепи  куда скажу».

Вверху – внизу, справа – слева, высоко – низко и т. д.

«Где что находится?»

Взрослый называет объект, а ребенок говорит, где он находится на «панно» (вверху, внизу, посередине и т. д.)

6. «Сухой душ».

Сколько разных заданий мы уже выполнили. Не пора ли нам освежиться?

- Посмотрите-ка у нас и волшебный, цветной водопад есть. Хотите окунуться в него? Слушайте меня внимательно: я буду говорить, кто с какой стороны будет проходить под водопадом.

- Какого цвета струйки воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить мне, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струйками воды.

III. Заключительная часть

1. «Волшебный сон»

(зеркальный шар, медленная музыка)

Цель: совершенствовать навыки расслабления по представлению, лежа под спокойную музыку.

2. Рефлексия.        

Психолог:

- Уроки закончились. Отдохнем. Выбирайте на поляне себе удобное место. Лапки удобно лежат. Итак, представьте, что вы лежите на солнечной поляне. Стоит тёплый летний день, ласково светит солнце. Дышим ровно, глубоко, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Подул легкий ветерок, он касается ваших животиков, щек. Вам хорошо, легко и тепло. Вас ничего не волнует. Глаза тоже хотят спать, становятся тяжелыми и закрываются. Легкий ветерок ласкает мордочки зверей, лапки замерли, не двигаются.

Психолог:

- Проснулись только ротики. Все тело спит. Вспомним,  в какой школе вы сегодня учились.

- Какие уроки были сегодня у вас?

- Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? Что было трудным для вас?

- Учитель-ёж очень доволены своими учениками. И всем зверятам  ставит оценку «5»: волчёнку – за правильные и быстрые ответы, медвежонку – за внимание и старание, за правильные ответы; лисёнку – за сообразительность и смекалку, за активность на уроках; зайчёнку – за правильные ответы и  помощь товарищам (даются качественные оценки деятельности детей по результатам занятия, раздаются медальки).

Психолог:

- Закрыли глаза, на счет 3 возвращаемся из лесной школы в детский сад в волшебную комнату (оборудование выключается).

- Встанет тот, у кого на одежде есть красный цвет,… нарисованы круги…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6–7 лет) «Волшебная страна эмоций »

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6–7 лет) «Волшебная страна эмоций »  Цель:  учить детей распознавать следующие эмоциона...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Волшебные лепестки»

Конспект открытого занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Волшебные лепестки". Цель: развтите позновательной и эмоционально-волевой сферы детей....

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6 -7 лет) «Путешествие в страну Знаний»

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы (6 -7 лет) «Путешествие в страну Знаний»...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в увлекательный мир Знаний»

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в увлекательный мир  Знаний»Цель: Формирование позитивной мотивации к школьному обучен...

Неделя педагогического мастерства Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний»

Конспект открытого занятия педагога-психолога  с детьми  подготовительной группы  «Путешествие в страну знаний»Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развит...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога методом сказкотерапии в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный остров знаний»

Психологические задачи:Способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед занятием.Способствовать развитию эмоционально-волевой  готовности детей к школе.Изучить уровень самооценки лично...