из опыта работы Создание социальной ситуации в развитии воспитанников с учетом ФГОС
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Создание социальной ситуации в развитии воспитанников с учетом ФГОС»
(Из опыта работы)
Согласно ФГОС одной из основных задач ДО является развитие нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций у дошкольников, основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, основам поведения в быту, в природе, в обществе; формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо", восприятию окружающего мира, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.
Опыт работы убеждает: социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществлении. Сам личный опыт дошкольника организуется так, чтобы естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. При этом, человек остается главной ценностью культуры в представлении детей.
Эмоционально комфортный климат в группе, организация разнообразных ситуаций, содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми – основа для накопления положительного опыта и ценностных ориентаций воспитанников.
Ситуации конструируются воспитателем: игровые, имитационные, реального практического опыта и условные, ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был близок личному опыту ребенка, вызывал эмоциональный отклик и убеждал к проявлению активных действий.
Организуемые педагогом ситуации накопления положительного опыта всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие.
В каждой ситуации воспитателю необходимо:
- Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально предоставить ее, ввести детей в ситуацию. (Что случилось?)
- Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают?)
- Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций. (Как помочь?)
- Включить детей в конкретное практическое действие. (Помочь разрешить конфликт, проявить заботу.)
- Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья!)
Для разыгрывания игровых ситуаций с малышами используем игрушки, персонажи настольного и пальчикового театра, сказочных персонажей. Также применяем в работе игровые приемы. Общаясь с воспитанниками не только привлекаем их внимание, но и воспитываем культуру поведения. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста». Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводим игры:
- «Расскажи и покажи кукле Даше как разговаривать по телефону?»;
- «Научим вежливым словам волчонка»;
- «Расскажем Мишутке о правилах поведения на улице» и др.
В своей работе с детьми используем художественные произведения, например, «Что такое хорошо, что такое плохо»; беседуем на нравственные темы и разговариваем о поведении в общественных местах, используя при этом игрушки, сказочных героев, сюжетные картинки, художественное слово.
Задача наша состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других.
Нашими неизменными помощниками в социальном развитии детей являются родители. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов, при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально – коммуникативного развития.
Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию – основа наших совместных с семьей усилий и помощи дошкольнику в налаживании контактов с социальным миром и позитивному отношению к его среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...
Статья из опыта работы «Создание условий для всестороннего развития ребенка в рамках реализации ФГОС ДО»
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского к...
Тематический контроль "Организация работы по физической культуре и здровьесбережению воспитанниками с учетом ФГОС ДО»
Тематический контроль "Организация работы по физической культуре и здровьесбережению воспитанниками с учетом ФГОС ДО»...
Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"
Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"...
перспективное планирование Тема проекта: «Игрушки в детском саду» Дата: 14.02.2022 – 18.02.2022 Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе игры. Задачи. Способствовать формированию знаний детей о «игрушках». Создание условий для продукти
Тема проекта: «Игрушки в детском саду» Дата: 14.02.2022 – 18.02.2022Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе игры.Задачи. Способствовать фо...
Презентация опыта работы "Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей"
Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на социальный опыт, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих инст...