из опыта работы «Создание социальной ситуации в развитии воспитанников с учетом ФГОС»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Создание социальной ситуации в развитии воспитанников с учетом ФГОС»
(Из опыта работы)
Согласно ФГОС одной из основных задач ДО является развитие нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций у дошкольников, основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, основам поведения в быту, в природе, в обществе; формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо", восприятию окружающего мира, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.
Опыт работы убеждает: социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществлении. Сам личный опыт дошкольника организуется так, чтобы естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. При этом, человек остается главной ценностью культуры в представлении детей.
Эмоционально комфортный климат в группе, организация разнообразных ситуаций, содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми – основа для накопления положительного опыта и ценностных ориентаций воспитанников.
Ситуации конструируются воспитателем: игровые, имитационные, реального практического опыта и условные, ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был близок личному опыту ребенка, вызывал эмоциональный отклик и убеждал к проявлению активных действий.
Организуемые педагогом ситуации накопления положительного опыта всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие.
В каждой ситуации воспитателю необходимо:
- Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально предоставить ее, ввести детей в ситуацию. (Что случилось?)
- Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают?)
- Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций. (Как помочь?)
- Включить детей в конкретное практическое действие. (Помочь разрешить конфликт, проявить заботу.)
- Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья!)
Для разыгрывания игровых ситуаций с малышами используем игрушки, персонажи настольного и пальчикового театра, сказочных персонажей. Также применяем в работе игровые приемы. Общаясь с воспитанниками не только привлекаем их внимание, но и воспитываем культуру поведения. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста». Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводим игры:
- «Расскажи и покажи кукле Даше как разговаривать по телефону?»;
- «Научим вежливым словам волчонка»;
- «Расскажем Мишутке о правилах поведения на улице» и др.
В своей работе с детьми используем художественные произведения, например, «Что такое хорошо, что такое плохо»; беседуем на нравственные темы и разговариваем о поведении в общественных местах, используя при этом игрушки, сказочных героев, сюжетные картинки, художественное слово.
Задача наша состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других.
Нашими неизменными помощниками в социальном развитии детей являются родители. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов, при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально – коммуникативного развития.
Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию – основа наших совместных с семьей усилий и помощи дошкольнику в налаживании контактов с социальным миром и позитивному отношению к его среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Создание условий для всестороннего развития ребенка в рамках реализации ФГОС ДО»
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского к...
Тематический контроль "Организация работы по физической культуре и здровьесбережению воспитанниками с учетом ФГОС ДО»
Тематический контроль "Организация работы по физической культуре и здровьесбережению воспитанниками с учетом ФГОС ДО»...

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"
Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"...

Презентация опыта работы "Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей"
Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на социальный опыт, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих инст...

Наличие компетенций у педагога для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (ФГОС ДО)
Анализ деятельности педагога по формированию основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников,...