Презентация опыта работы "Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей"
методическая разработка

Сырокваш Оксана Александровна

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на социальный опыт, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко» г.Канск

Тел.8(39161)3-87-05                                        

Е-mail: dou27kansk@mail.ru

Степурка Светлана Юрьевна-  заведующий  

Сырокваш Оксана Александровна - старший воспитатель

 Уважаемые коллеги, доброе утро! Мы хотим поделиться опытом работы  эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей.

Чем вызвана эта тема?

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на социальный опыт, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Что же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

 Вопросы выстраивания взаимодействия педагогических коллективов с семьями воспитанников всегда были актуальны и находились в поле внимания ученых и исследователей в области дошкольного образования. Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.

  Этот вопрос не потерял своей актуальности и сегодня. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании», ФГОС ДО,  «Положение о дошкольном образовательном учреждении», и др.  

       Для меня, как руководителя ДОУ, эти документы  стали необходимым и целенаправленным инструментом в сфере повышения качества дошкольного образования путем взаимодействия с семьями воспитанников.  

        Наши наблюдения показали, что, несмотря на все положительные стороны реализации форм работы с родителями имеется и проблема, это то, что почти всегда родители остаются в основном пассивными участниками, слушателями и это дало толчок к размышлению  нашему коллективу об  усовершенствовании форм работы, чтобы родители из пассивных участников стали активными «познавателями».

       Таким образом, с целью обеспечения наиболее эффективной организации работы в данном направлении административно-педагогической рабочей группой  стала проводиться планомерная методическая работа, которая состояла из трех этапов.   На первоначальном этапе  была разработана и проведена анкета, которая состояла из 23 вопросов. В анкетировании приняли участие 109 семей. В данном анкетировании были вопросы, направленные на выявление социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, соотнесения опыта сотрудничества с семьями воспитанников в своем дошкольном учреждении.

     На основе полученных данных 38% родителей не часто обращались за помощью к педагогам и специалистам дошкольного образовательного учреждения; 32% родителей испытывают неудобства в ситуации общения с педагогами или специалистами дошкольного образовательного учреждения в процессе обсуждения своих трудностей в воспитании; 74% готовы к специальным занятиям, тренингам, посещению мероприятий в рамках деятельности семейного клуба; 76% ответили, что им нужно  сотрудничество с детским садом.

 С учетом всего этого и более успешного решения задач обозначенных документов вторым шагом стало определение цели и задач, которые вы видите на слайде:   

формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.

Задачи:

1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.

2 Выявить и изучить интересы и потребности семей воспитанников.

3  Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.

4 Расширить сферу образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия.

 

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка. 

Понимая сложившуюся ситуацию в том, что взаимодействие с семьями воспитанников огромная роль отводится воспитателям дошкольных учреждений, на третьем этапе, был проведен Педагогический совет, на котором был рассмотрен вопрос о  корректировке плана взаимодействия с родителями.

В соответствии с планом стала проводиться планомерная, целенаправленная работа.

 Так, одной из активных форм стало проведение «Дня самоуправления в группе», эта форма работы  предоставляет родителям возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

    Идея организации детско-родительского клуба «Карапуз»  возникла в рамках реализации Национального проекта «Образование» и направлена на установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.    Реализация идеи заключается в том, что в наш Клуб  дети приходят вместе с родителями. Содержание общения с родителями детей групп раннего возраста: как подготовить малыша к посещению детского сада; игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к условиям семейно-общественного воспитания; организация здорового образа жизни ребенка в семье: все о личной гигиене, закаливании и домашнем питании; что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье; как смотреть, чтобы видеть, понимать и чувствовать ребенка по его телесным проявлениям; о запугивании в семье, приводящем к психической травме; про вредные и полезные привычки малыша (сосать палец, соску, грызть ногти и пр.); как можно избаловать ребенка; как реагировать на детские истерики.

Показатели эффективности работы детско-родительского клуба мы видим в том, что:

- повышается посещаемость мероприятий;

- увеличивается количество индивидуальных консультаций специалистов ДОУ и изменяется характер запросов консультаций;

- у детей раннего возраста формируются новые умения и навыки, необходимые для дальнейшей  адаптации к детскому саду.

    В 2021г. организация  «Логопедической гостиной», позволила привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Заседания клуба проводятся 1 раз в 2 месяца, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводились преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба по темам «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. организовывались совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволило родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. 

    С 2022г. функционирует детско – родительский клуб «Дружная семейка». Это место, где родители всегда могут получить от специалистов поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении детей. В нашем детском саду проходили образовательно-игровые тематические программы для родителей с учетом их интересов и затруднений. Это циклы практикумов: «Когда ребенок сводит взрослого с ума», «Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни ребенка», «Путешествие в мир отцовства», «Как быть компетентным родителем», «Родителям о языке детской игры». Н

Наше наблюдение показывает, что в противовес сугубо вербальной информации, традиционно составляющей основную нагрузку содержания встречи с родительской аудиторией, более эффективным компонентом ее становится практическое действие с игровым заданием или игрушкой, игровым образом, рисунком, движением и пр.

   Активное участие родителей и детей в социальных акциях:  «Окна Победы», «Мы за мир», «Сад памяти», «Добрые дела», «Сохраним ёлку», «Помоги пойти учиться», «Открытка ветерану», «Пристегни ремень», «Безопасность на дороге» дает возможность семьям приобретать собственный опыт, осваивать и осмысливать мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса.

Используем форму взаимодействия с родителями это «Телефон доверия». Такая конфиденциальная помощь, которой могут воспользоваться родители, способствует профилактике по семейным вопросам. 

 

         Таким образом, организованное единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы и являясь эффективным механизмом реализации ФГОС ДО.

  Мы считаем, что данное направление в нашем ДОО находится  в стадии стабильного выполнения задач выше обозначенных документов и имеются положительные результаты:

- 2017г. презентация  опыта работы  «Практики образовательных организаций по работе с семьёй» в рамках Фестиваля Красноярского института повышения квалификации;

- 2018 г. – представление опыта работы в рамках гостевого обмена опытом для педагогов города Канска в  МБДОУ №27;

- 2019, 2021 гг.  презентация  опыта работы на XXIII Международной научно –практической конференции имени профессора В.А.Ковалевского «Психология и педагогика детства: развитие, воспитание, образование детей в условиях пандемии и ограниченного взаимодействия» на базе КГПУ им.В.П. Астафьева);

2022г.,2023г. представление семейной практики в рамках родительского  форума «Родительская компетенция» на муниципальном уровне.

 

 «На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не  сделался,  прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».

В.Г.Белинский:

Литература

1. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.

2. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № L- С. 17-20.

3. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта оценки педагогической компетентности воспитателя по созданию социальной ситуации развития детей

Шпаргалка для воспитателей в виде диагностического инструментария. чо позволит внедрить в свою педагогическую деятельность ФГОС. Воспитатель  просмотрев критерии педагогической компетентности най...

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Знакомить детей с театрализованной деятельностью надо начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят спектакли, которые показывают воспитатели, старшие дошкольники. Встреча с театром помогает д...

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста

В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или ин...

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

"Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста"

Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития,введенная Л. С. Выготским....

«Условия для создания социальной ситуации развития детей в дошкольном учреждении»

С целью индивидуализации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях используются следующие компоненты развивающей предметно – пространственной среды....