«Проблемы адаптации и пути их решения через предметно-развивающую среду»
статья (младшая группа) на тему

Лисенкова Татьяна Михайловна

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

У педагога есть прекрасная

 возможность: научить детей

 «В одно мгновенье — видеть вечность,

 Огромный мир — в зерне песка.

 В единой капле — бесконечность,

 И небо в чашечке цветка»

Уильям Блейк

 «Проблемы адаптации и пути их решения через предметно-развивающую среду».

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. В процессе формирования ребёнок проходит две стадии: биологическую и социальную в различных формах социального развития и воспитания. В возрасте от года до трёх лет один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребёнком социального опыта, развитие его физических функций, психических свойств и процессов.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики), или негативных (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым – воспитателем – во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми. С появлением воспитателя ребёнок получает опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.

Работая с детьми раннего возраста в течение многих лет, и соприкасаясь с этой проблемой ежегодно, передо мной встала задача максимально улучшить работу с детьми и родителями в период адаптации. Поэтому я решила рассмотреть тему «Проблемы адаптации и пути их решения».

Важную роль в облегчении адаптации играла предметно-развивающая среда в группе, которая способствовала снижению стресса у детей, обеспечивала их комфортное состояние.
Развивающая среда создаёт благоприятные условия для обучения ребёнка в процессе его деятельности: ребёнок осваивает свойства и признаки предметов, пространственные отношения; постигает социальные отношения между людьми, узнаёт о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познаёт особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создаёт продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки. Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок-дошкольник знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления опыта ребенка, т.к. каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.

Предметно - развивающую среду я создавала по таким характеристикам:
- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
- зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны);

-учеты половых и возрастных различий детей.
Организация развивающей среды в моей  группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Описание своей группы я бы хотела начать с холла. Модель предметно - развивающей среды этого помещения включает в себя инновационные компоненты в виде мини-музеев. Здесь я решила расположить  мини-музей «Чудо-дерево», целью которого является знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязи растений и животных, значение деревьев  в жизни людей, ремёслами, воспитание бережного отношения к природе. Дети имеют возможность поиграть со всеми представленными экспонатами, совместно с родителями и воспитателями изучают предложенную литературу, делают поделки из природных материалов.

На противоположной стене я организовала выставку «На все руки от скуки», где представлены игрушки, сделанные своими руками. Первоначальная цель этой выставки в приобщении родителей к творчеству и установлению  более тесного эмоционального контакта детского сада и семьи.

Все игрушки функциональны и легки в исполнении. Используются в театрализованной, игровой и дидактической деятельности.

Каждое утро для моих воспитанников начинается со своеобразного мини-спектакля. Детей встречают бабушка Загадушка и дед Стобед.

Эти ростовые куклы придуманы мной для организации игровой и познавательной деятельности. Добрая и мудрая бабушка знает множество сказок, загадок, песенок и потешек. С большим интересом и удовольствием дети слушают её рассказы и делятся с Загадушкой своими переживаниями. А дедушка наш - добродушный весельчак, с которым каждый день случаются необычные происшествия. Мои малыши с радостью готовы придти на помощь «непутёвому деду». Дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, осваивают культурно-гигиенические навыки, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Уголок природы расположен здесь же. Целю его, является воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями и черепахами (в моей группе их две), учим детей правильному уходу за ними.

 Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; стенд-выставка  детского творчества. А на противоположной стене мы разместили  фотографии наших воспитанников для того чтобы приблизить  обстановку госучреждения к уютной домашней обстановке. Так же мы завели альбом с фотографиями «Наши карапузы», в котором родители могут видеть всю деятельность своих детей.

В раздевалке нашей группы помещена часть уголка  физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Так же здесь находится выносной материал для сюжетно-ролевых игр и  «уголок забытых вещей», где ребёнок может найти потерянный ранее носовой платочек, заколку и прочее...

Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность, игры с водой разной температуры (криомассаж).  В удобном выкатном модуле находятся:

-Набор для экспериментирования с песком и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые  и цветные стаканчики, воронки для переливания, бутылочки прозрачные, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, сачки и т.д.)

-Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые)

-Подносы и баночки с манкой, солью, песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания.

-Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)

 А в период адаптации используем  его для релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

Попадая в групповое помещение, мы оказываемся в игровой зоне, которая широко представлена уголками для сюжетно-ролевых игр. Мы в работе с детьми используем  вещи, с которыми они любят играть, так называемые “взрослые вещи”: телефоны, фотоаппараты, украшения. Детям важно пользоваться ими в своей игровой деятельности, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение.

В группе имеется все необходимое оборудование для таких сюжетно-ролевых игр как «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», Уголок «Ряженья» , «Транспорт», «Мастерская», «Водители».

Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных игрушек.

Так как мы большое внимание уделяем приобщению детей к здоровому образу жизни, в нашей группе отлично развита зона двигательной активности. Это машины и рули, тактильные дорожки и мягкие модули, а так же горка и спортивный уголок.

В спортивном уголке находятся пособия для комплексного физического развития наших малышей.

-Тренажёры и картотека для дыхательной гимнастики;

- игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (мыльные пузыри, вертушки, подвижные самодельные мобили и надувные игрушки);

-Картотека упражнений для точечного массажа;

-Массажные мячи  для развития мелкой моторики рук и общего массажа;

-Мешочки с крупой;

-Комплексы пальчиковой гимнастики;

-эмблемы и маски для проведения сюжетных подвижных игр и другой спортивный инвентарь, направленный на физическое развитие детей.

Вдоль окна у нас расположена зона творчества, представленная книжным, театральным, музыкальным, творческим  и сенсорным уголками. В центре для художественного творчества дети могут пользоваться восковыми и акварельными мелками, цветным мелом, гуашевыми красками, фломастерами, цветными карандашами, пластилином. Также есть кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты по темам, цветная и белая бумага, картон, рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ, доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами.

 В центре музыкальной и театральной деятельности есть маленькая ширма для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок , куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (кукольный, настольный, пальчиковый, на ложках, би-ба-бо, теневой, на фланелеграфе и прочие),музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочки, металлофон, шумовые кубики, погремушки и др.)

Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти « уголки» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Целью зоны  творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени.

Работы детей мы размещаем  в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на стенде-выставке детского творчества.

Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. В нашей группе  создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, весёлые детские песенки, различные сказки. Эти записи мы используем во время всей режимной деятельности, развивая слуховую память, регулируем эмоциональный фон.

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и прочему. Для этого у нас есть собственноручно сделанные пособия «Сенсорный куб», «Волшебная полянка», «Пособия для игр с прищепками», «Рыбки», «Прилетели птички», а так же пособия, купленные в специальных магазинах развивающих игрушек. Это и дидактическое панно, и сенсорный лабиринт и большое разнообразие пирамид, пазлов - вкладышей, шнуровок и прочего.

В уголке «Доктор», рядом с дидактическим панно, у нас расположен ещё один немаловажный  уголок «Позвони маме». Благодаря ему дети легче переживают разлуку с мамой во время адаптационного периода, так же фотографии из альбома используются на занятиях по формированию представлений о семье.

В спальное помещение мы попадаем через «Сухой дождь», сделанный мною в рамках проекта по самообразованию.

«Сухой дождь» – шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным, закрепленных на гимнастическом обруче. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой «дождь» (от теплых цветов к холодным), “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира. Он так же исполняет роль своеобразного «уголка уединения».

«Уголок уединения» у нас мобильный, располагается здесь же, в спальном помещении и представляет собой тканевый шатёр с мягко набивным эргономическим пуфом, альбомом с совместными фотографиями наших воспитанников с родителями.

Массажные коврики и дорожки, расположенные в проходах между кроватями, используются  для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети ходят по дорожкам  в тонких носках, либо босиком (во время подъема после дневного сна).

Сухой бассейн, стоящий неподалёку от «Уголка уединения», укрепляет  психическое и физическое здоровье детей в период адаптации к детскому саду. Выполняет работу по снятию психоэмоционального напряжения в период адаптации; регулирует  двигательную активность детей; развивает тактильную чувствительность, стимулирует зрительное  восприятие; создаёт положительный эмоциональный  фон.

Концепция построения предметно-развивающей среды требует предоставления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности. Это открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит возможность полноценного развития.

Таким образом, предметно-развивающая среда моей группы максимально приближена к  интересам и потребностям каждого ребёнка. Наши дети  имеют возможность заниматься любимым делом как самостоятельно, так и в выбранной ими группе  сверстников.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия  для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без сп...

Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»...

ОПЕКАЕМЫЕ ДЕТИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ.

На сегодняшний день становится актуальной задачей изучение роли замещающей семьи и особенностей вхождения приемного ребенка в ее состав. Проблемы, возникающие у родителей, взявших детей на воспитание,...

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года.

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года....

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек...