Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
календарно-тематическое планирование на тему
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя
«Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому саду должна базироваться на комплексном подходе:
- работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;
- создание максимально комфортных условий для детей в группе;
- постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;
- учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;
- ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.
Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:
При взаимодействии с детьми:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
При взаимодействии с родителями:
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Результатом работы по адаптации должно стать:
• благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
• создание комфортной обстановки для детей и в группе.
• преобразование предметно-развивающей среды
• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Анализ прохождения адаптационного периода в группе
Свою работу по самообразованию на тему «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» я разделила на три этапа.
I. Подготовительный этап
На подготовительном этапе, перед набором группы я ставила перед собой следующие задачи:
• подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста, отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы младшего возраста;
• составление плана работы и подбор методик работы с детьми.
Результат:
Мной была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОУ и составлен конспект основных моментов, которые помогут в моей дальнейшей работе.
Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.
Был составлен план работы на ближайшие две недели, а также перспективный план.
II. Основной этап Задачами основного этапа стали:
- заполнение родителями «Карт семьи»;
- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;
- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;
- создание доверительных отношений с каждым ребенком;
- адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с каждым помещением группы);
- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;
- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;
- исследование навыков самообслуживания детей;
- развитие умений играть на территории участка.
Результат:
В нашей группе набор детей начался с 01. 08. 2017 года. С первого же дня родителям была предложена «Карта семьи» для знакомства с ребенком, его родителями и уточнения контактных данных. Прием детей проходил постепенно. В первый месяц дети принимались по нескольку человек в день, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка велись листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
К концу первого месяца группа состояла из 12 детей, причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.
К концу второго месяца группа была сформирована. Большинство детей уже с интересом играли группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «полдник» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных занятиях и играх, хорошо знали свою игровую площадку на улице и только на территории своего участка.
С детьми я проводила целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, разучивание стихов о лете.
Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.
Постоянно проводились наблюдения в природе и целевые прогулки по территории д/с. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время.
К концу летнего сезона было выявлено:
75 % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.
25% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на коленях.
В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.
Проведенное анкетирование «Давайте познакомимся», личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.
Из анкеты узнала, как ласково называют ребенка дома родители, как ребенок засыпает дома, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, каковы любимые занятия дома, что хотели получить от пребывания ребенка в детском саду и т д.
Многим родителям помогли мои личные консультации, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация
- «Советы для облегчения адаптации детей»
- «Ваш ребенок поступает в детский сад»,
- «Режимные моменты в детском саду»,
- «Как одевать ребенка летом»,
- «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание».
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации
III. Заключительный этап
- Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду».
Результат:
Подведены итоги адаптации детей группы к детскому саду, даны советы по дальнейшей совместной работе родителей, детей и воспитателей.
Список использованных источников:
- Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с.
- Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. - 304с.
- Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
- Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с.
- Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
- Журнал № 4. Ребенок в детском саду. -2001.
- Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
- Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.
- Смирнова Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.
- Столяренко Л. Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.
- Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой. – М., 1992.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту помощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
1. Ф. И. О. ребенка ___
2. Кто из родителей заполняет анкету, Ф. И. О.?
___
3. Возраст ребенка, о котором Вы расскажете? ___
4. Какой ребенок по счету в семье? Есть ли младшие братья (сестры?
___
5. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?
- нервное
- от потовых желез (мокрый тип)
- от инфекций
6. Как ест и что? ___
7. Что не воспринимает?
- аллергик
- дома не даем___
8. Как засыпает ребенок?
- писается
- быстро засыпает
- сон тревожный
9. Во что лучше играет? ___
10. Кто играет с ребенком? ___
11. Чем играет?___
12. Сам ли одевается и раздевается? ___
13. Есть ли вредные привычки? ___
14. Как дома ласково называете ребенка? ___
15. Как вы охарактеризуете своего ребенка?
- Обидчивый
- Упрямый
- Веселый
- Стеснительный
- Бойкий
- Драчун
- Ласковый
- Болтун
- Молчун
16. Из каких источников Вы получаете педагогические знания:
- смотрите передачи по телевидению, находите в интернете;
- посещаете лекции для родителей;
- читаете педагогическую литературу;
- из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;
- воспитываете без знаний;
- советуетесь с воспитателем?
17. Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет); если нет, то почему:
- знания слишком общие;
- не касаются конкретно моего ребенка;
- даются в сложной форме;
- другое?
18. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:
- непослушание ребенка;
- не поддерживают другие члены семьи;
- испытываете недостаток педагогических знаний;
- ребенок растет нервным;
- ребенок неусидчив, невнимателен;
- трудностей нет;
- другое?
19. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?___
20. Какие черты огорчают?___ ___
21. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:
- порицание;
- наказание;
- поощрение;
- запрещение;
- другое?
22. Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:
- ввести консультационные пункты для родителей;
- освободить женщину от работы;
- увеличить тираж педагогических журналов;
- проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ.
- другое?
23. Хотели бы Вы, чтобы в нашем д/с:
- улучшилось материальное положение, база
- изменилось отношение к детям
- повысилось качество учебно-воспитательной работы
- проводилась интересная работа с родителями
- возникло уважение между родителями
24. Чем могу помочь группе:
- материально
- ремонт
- изготовление пособий
- шью, вяжу, рисую и т. д.
25. ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
___
Спасибо!
Советы родителям в адаптационный период
Наши советы помогут исключить стрессовые ситуации в период адаптации ребёнка к детскому саду.
- Очень важно, чтобы малыш пошёл в ясли абсолютно здоровым
- Сделать необходимые профилактические прививки за 1 месяц до поступления ребёнка в детский коллектив
- Дома создать ребёнку условия, максимально приближенные к условиям детского сада
- Малыш должен привыкнуть спать, есть, бодрствовать именно в те часы, которые приняты в соответствующей возрастной группе детского учреждения
- Большое внимание уделите своевременному формированию навыков самообслуживания
- Малыш должен уметь в определённом возрасте пить из чашки, есть ложкой, пользоваться горшком, одеваться и раздеваться
- Дома приучите ребёнка к определённой температуре воздуха в помещении, не должно быть не выше 22 С, чтоб малыш не испытывал в детском саду состояние теплового дискомфорта; не кутайте, правильно одевайте его
- Первое время ребёнка лучше приводить в ясли всего на несколько часов, постепенно увеличивая время нахождения ребёнка в группе, поможет малышу легче привыкнуть к коллективу
- Создайте щадящий режим дома: больше занимайтесь с малышом, гуляйте, играйте в тихие игры, рассматривайте картинки, раньше укладывайте спать
- К возможным капризам ребёнка в это время будьте более снисходительными
- В домашних условиях постарайтесь компенсировать возможное недоедание и недосыпание в детском саду
- В период привыкания ребёнка к яслям не следует ходить с ним в гости и другие общественные места, это создаёт дополнительную нагрузку на нервную систему малыша
- Утром, приведя ребёнка в ясли, поставьте в известность персонал группы об изменениях в поведении и состоянии малыша. Это поможет выработать совместную тактику поведения и обращения с ребёнком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для воспитателей:"Адаптация детей к детскому саду"( к выступлению на пед. совете)
Знакомит воспитателей, с понятием адаптации дошкольников, какие виды адаптации бывают, как облегчить процесс адаптации ребёнка к детскому саду, какие виды игр можно использовать в зависимости от темпе...
Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»...
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек...
Материал к самообразованию Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Консультации, игры, конспекты...
Отчёт по самообразованию . Тема: « Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» 05.06.2023
отчет по самообразованию...
План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2023 учебный год Тема: « Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» 10.09.22
план по самообразованию...
“Отчет плана самообразование педагога-психолога на 2022-2023 учебный год на тему Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» 05.06.2023
презентация плана самообразования адаптация детей...