План по самообразованию на 2022-2023 учебный год Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
проект (младшая группа)

Раджабова Эльнара Пахрутдинова

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Нэбзый»

План по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

Тема: «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

Подготовила: Раджабова Э.П.

2022 г.


Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи:

-изучить научно – методическую литературу по проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ;

-составить перспективный план самообразования по проблеме адаптации ребенка к ДОУ;

-систематизировать полученные знания по проблеме исследования;

-изучить имеющиеся в научно-методической литературе психолого – педагогические методы исследования адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;

-составить диагностический комплекс исследования особенностей адаптации к условиям ДОУ детей младшего дошкольного возраста.

- обеспечение взаимодействия между детским садом и родителями воспитанников.

Актуальность выбранной темы

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее

На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Предполагаемый результат:

Благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

План работы на год

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь-

октябрь

  1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по вопросам адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

  1. Индивидуальные беседы, сбор информации о семейном  воспитании.

  1. Консультация для родителей «Особенности адаптации в детском саду»

4.Составление плана работы и подбор методик работы с детьми.

1.Ознакомиться с новыми достижениями педагогики, детской психологии.

Изучить новые программы и педагогические технологии (при помощи интернет-источников).

 

2. Анализ полученной информации

3. Подготовить консультацию для родителей об особенностях адаптации детей к ДОУ.

4.Разработать план работы с детьми младшего возраста на период адаптации детей к ДОУ.

Ноябрь

1.Приучение детей в игровой форме к режимным моментам («Собираемся на прогулку», «День рождение куклы»)

2.Памятки: « Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду».

3.Картинки-поздравления посвящённые празднику «День Матери».

1.Разработать и оформить картотеку сюжетно-ролевых игр.

2.Подготовить памятки, письменные консультации на тему адаптации детей младшего возраста.

3.Оформить открытки к празднику.

4.Подготовить сообщение.

Декабрь

1.Создание предметно-развивающей среды в группе.

2.Разработка адаптационных игр на знакомство с группой, детьми, воспитателями и сотрудниками детского сада. («Давайте познакомимся!», «Раздувайся, пузырь!»)

3.Консультация для воспитателей «Адаптация детей в детском саду»

1.Обновление РППС в группе

2. Картотека игр на знакомство.

3.Подготовить консультацию для воспитателей.

Январь

1.Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок  «Теремок» настольный театр).

2. Консультация для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду».

1.Картотека пальчиковых игр.

2.Инсценировка сказки.

3.Подготовка консультации для родителей

Февраль

1. Игры-ситуации «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок»

2.Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Карусель», «Воздушный шарик».

1.Картотека игр-ситуаций.

2.Картотека подвижных игр.

Март

 1.Театрализованная игра «Репка» (настольный театр).

2. Консультация для родителей «Гигиенические требования к одежде ребенка».

1. Показать сказку.

2.Подготовить консультацию.

Апрель

1. Театрализованная игра «Курочка ряба» (настольный театр)

2. Консультация для родителей «Общение родителей и детей. Игры и развлечения»

1.Инсценировка сказки.

2. Подготовить консультацию для родителей об общении детей с родителями.

Май

1.Составление рекомендаций для родителей детей.

3. Представление отчетов по итогам адаптации.

 

1.Памятка для родителей.

3.Представить отчет по итогам адаптации.

Работа с родителями

1. Индивидуальные беседы:  

- выяснение условий жизни ребенка дома, получение сведений о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи;

- рассказ о задачах работы группы, знакомство с программой воспитания и обучения, по которой работает дошкольное отделение;

- знакомство с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми;

- рассказ о режиме дня и расписании образовательной деятельности в группе;

- разъяснение значения режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок;

- уточнение пожеланий родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (сентябрь)

2. Заполнение родителями анкет (октябрь)

3. Выступление на родительском собрании (в течение года)

4. Организация мастер-класса для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» (январь)

5 Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения:

- «Ваш ребенок поступает в детский сад» (сентябрь);

- «Общение родителей и детей. Игры и развлечения» (февраль);

- «Гигиенические требования к одежде ребенка» (март);

 Памятка «Психологические рекомендации родителям» (апрель);

Работа с педагогами ДО

-  Консультация «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ» (сентябрь)

- Составление в помощь воспитателям памятки для родителей – «Мой ребенок идет в детский сад» (октябрь)

- Презентация-отчет о результатах проделанной работы на педсовете (май)

Выводы:

Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.

Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Список литературы:

  1. Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
  2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие  ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
  3. Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение, комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010. - 127 с.
  4. Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
  5. Печора К.Л.''  Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без сп...

Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема : «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни» в первой младшей группе

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем...