Кружок по духовно нравственному воспитанию "Лад"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Кружок «Лад»
Пояснительная записка
В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Актуальность
На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям и семьи, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
В нашей группе ознакомление детей с нравственными нормами поведения происходит через знакомство с бытом, традициями русского народа в процессе деятельности кружка «Лад».
Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурному прошлому своего народа, что поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о быте, жизни родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры;
- развивать способность слушать новые русские народные сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям, обогащать словарный запас;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Ожидаемые результаты:
Данный процесс реализации кружковой работы будет способствовать формированию и повышению нравственной культуры дошкольников; развитие толерантности, межличностных отношений.
У детей повысится интерес к русским народным сказкам, потешкам, появится умение эмоционально на них откликаться, они научатся использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
Произойдёт духовное общение детей, родителей и педагогов.
Перспективное планирование кружка «Лад» (ссылаюсь на программу О.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры)
На 2014-2015 учебный год II младшая группа «А»
Воспитатель Понкратова Н.В.
Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурному прошлому своего народа, что поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Месяц | Неделя | Тема занятия |
Сентябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Милости просим, гости дорогие» «Ходит сон близ окон» «Во саду ли, в огороде» «Репка» |
Октябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Чудесный сундучок» «Как у нашего кота» «Котик, котик, поиграй» «Девочка и лиса» |
Ноябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Водичка, водичка, умой моё личко» «С гуся вода, а с Ванечки худоба» «Идёт коза рогатая» «Волк и семеро козлят» |
Декабрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» «Колобок» «Уж ты, зимушка- зима» «Сундучок Деда Мороза» |
Январь | 3 неделя 4 неделя | «Пришла коляда – отворяй ворота» «Три медведя» |
Февраль | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Масленица – дорогая – наша гостьюшка годовая» «Маша и медведь» «Хозяйкины помощники» «Половичку курочка веничком метёт» |
Март | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» «Приди, весна, с радостью» «Петушок – золотой гребешок» «Заюшкина избушка» |
Апрель | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | «Трень – брень, гусельки» «Кот лиса и Петух» Петушок с семьёй» «Курочка Ряба» «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» |
Май | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Здравствуй солнышко – колоколнышко!» «Сорока – белобока кашу варила» «Кто в тереме живёт?» «Прощание с избой» |
Использованная литература: О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Тематическое планирование кружка
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
|
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
|
|
Апрель |
|
|
Май |
|
|
Направление кружка: духовно - нравственное
Форма работы с детьми:
- Чтение народных сказок;
- Проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- Тематические выставки;
- Знакомство детей с бытом русского народа;
- Слушание русских народных песен;
- Продуктивная деятельность;
Форма работы с педагогами:
Музыкальным руководителем -
Подбор русской народной музыки
Физинструктором -
Подбор физминуток, народных игр.
План работы с родителями
Месяц | Мероприятие | Тема |
Сентябрь | Консультация | «Духовно – нравственное воспитание детей» |
Октябрь | Выставка поделок из природного материала | «Русь православная» |
Ноябрь | Консультация | «О важности формирования духовно – нравственных ценностей у детей»» |
Декабрь | Изготовление открыток к Рождеству | «К нам гости пришли» |
Январь | Папка - передвижка | «Рецепты воспитания нравственности ребёнка» |
Февраль | Выставка православной литературы | «Живой родник» |
Март | Конкурс чтецов | «Православная книга» |
Апрель | Выставка поделок | «Пасхальные сувениры» |
Май | Драматизация сказки | «Репка» |
График работы: еженедельно с 16.00 по 16.20 (среда, четверг)
Январь – 21, 29
Февраль – 4, 12, 18, 26
Март – 4, 12, 18, 26
Апрель – 1, 9, 15, 23, 29
Май – 7, 13, 21, 27
(Девочек 7 человек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...
Православный кружок как форма духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.
Цель и задачи работы кружка православной культуры, формы проведения занятий, план и методические материалы....
Кружок по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Малыш и сказка»
План работы кружкао духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Малыш и сказка»...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»
Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...
Духовно-нравственное развитие дошкольников. Кружок "ТРОПИНКА". Рабочая программа.(фрагмент).
Цель - гармоничное развитие личности ребёнка.Задачи:-прививать ребенку моральные ценности (доброта, преданность, взаимовыручка, ответственность );-развивать внутренний мир ребенка; - познав...
презентация Кружок по развитию духовно – нравственной культуры «Азбука добра»
Цель: развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных, духовных и нравственных ценностей....
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ и ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «КАЗАЧОК»
Развитие патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование целостной картины мира посредством ознакомления с р...