ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ и ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «КАЗАЧОК»
рабочая программа (подготовительная группа)
Развитие патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_kazachok.docx | 204.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
№ 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
Ставропольский край село Покойное ул. Ленина, 43.
Телефон: (886559) 94-5-51E-mail: sad_25_26@mail.ru
Адрес сайта:http://www.mdou-25-solnysh.moy.su
ИНН 2624024207 / КПП 262401001
ОГРН 1022603223532 / ОКПО 51981927
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ д/с№ 25
«Солнышко» с. Покойного
________Г.В. Овчаренко
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
КРУЖОК
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ и ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
«КАЗАЧОК»
Программа кружка «Казачество»
Тип программы: образовательная.
Направленность: культурологическая
Форма реализации программы: подгрупповая,фронтальная.
Возрастная направленность: с3до7лет
Пояснительная записка.
Работа кружка составлена на основе региональной программы «Региональная
культура как средство патриотического воспитания дошкольного возраста» под редакцией Р.М.Литвиновой.
Время проведения кружка: во вторую половину дня с 15.25. по 15.50 один раз в неделю.
Руководитель кружка: Чепракова.Н.В
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребенка как гражданина, патриота своей Родины.
Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти, и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края.
Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально- культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к малой Родине, ее историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважениемотносящегося к другим народам. Многонациональный состав населения Ставропольского края создает такую среду. При этом объективно история и культура казачества стали ведущим фактором, определяющим специфику края в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования. Овладение этим компонентом одинаково важно для всех дошкольников. Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества
- жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к пониманию проблем казачества, к продуктивному сотрудничеству с ним.
Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокамкультуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями и историей Казачества Терского казачества, Ставропольского края.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач,методов,средств познакомству детей дошкольного возраста с нашим краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, края, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого,современного) поколения южан, для которых Ставрополь – малая родина и уникальная часть юга России.
Цель: Развитие патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:
- Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ставрополья; - Формировать знания о коренном населении (русские казаки, украинцы, адыги), их
образе жизни; о традициях и фольклоре северокавказских народностей;
- Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории - Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем
систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
- Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.
- Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.
- Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.
- Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
- Познание. Проводятся занятия,наблюдения,экскурсии,целевые прогулки,беседы,игры.
- Социализация, где используются дидактические,сюжетно-ролевыеигры;проводятся экскурсии,встречи с интересными людьми.
- Художественное творчество,где используются произведения живописи оприроде по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.
- Художественная литература,где используются произведения познавательнойнаправленности (сказки, стихи,пословицы, притчи); рассматривание иллюстраций, картинок.
- Музыка,где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикойзанятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные), фестивали, музыкальные игры.
- Физическая культура,где проводятся подвижные игры,развлечения,спортивныепраздники, досуги.
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
- Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
- Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
- Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
- Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Стимулирование активности.
Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, воспоминания старожилов, экскурсии в краеведческий музей, к памятникам архитектуры, художественную школу, библиотеку
- др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, развивают нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, поселку, природе, обществу, краю.
Культуросообразности.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций. Условиями, для наиболее эффективного решения задач по изучению истории, традиций казачества в ДОУ является комплексный подход: знание педагогом культуры казачества, правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности), тематическое построение материала, совместная работа детского сада, семьи.
- средствам ознакомления воспитанников ДОУ с традициями казачества относят: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыку, художественную литературу, подвижные игры, самостоятельную деятельность. Данные средства реализуется через различные формы: занятия, экскурсии, праздники, спортивные и музыкальные развлечения, выставки.
Реализация содержания программы предполагает различные формы работы с детьми: тематические занятия, экскурсии, путешествия, экологические тропы, целевые прогулки, беседы, традиционные праздники, посещение музеев.
Цикл занятий осуществляется через посещение музея казачества, где дети видят и могут потрогать атрибуты быта прежних казаков. Путешествие в казачью станицу проходит в форме импровизированной художественно-творческой игры. На занятиях и в свободной деятельности уделяется большое внимание казачьим играм, которые развивают ловкость, силу, ответственность, терпение ребенка.
Важно отметить, что казачий фольклор образует фундамент для формирования патриотического отношения гармонично развитой, активной личности к своей Родине, ее истории, национальным традициям.
- настоящее время народное творчество занимает особое место, как средство несущее общечеловеческие ценности. Возрастает интерес к народному творчеству, как к неиссякаемому источнику народной культуры.
Родная культура входит в сознание человека вместе с генами отца и матери. Система ценностей родной культуры, модели поведения, целостность этических идеалов непереоценимы для формирования личности.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он имеет больше возможности для формирования этических и эстетических идеалов.
Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой иобщественным укладом жизни. О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне.
Программа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр.), обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны).
Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Этапы работы: | |||
1этап учебный год:на этом этапе следует познакомить детей с культурой,бытом итрадициями казаков; | |||
2 | 2Этап | Создание предметно-развивающей среды и изучение быта, | |
традиций, обрядов, праздников казачества, их духовной жизни; | |||
3 | 3этап: | Обогащение эмоционального опыта детей на основе традиций |
казачества; развитие любознательности и интереса к истории и культуре казачества.
Цель 1 этапа:
- Закрепить у детей представления о положительных качествах (доброте, смелости, скромности, трудолюбия) и отрицательных (жестокости, трусости, лени).
- Воспитывать интерес к народному творчеству.Разработанная методика включает также слушание детьми музыки, живое исполнение, созерцание изделий декоративно-прикладного искусства (в том числе казачьих костюмових элементов) на основе сотрудничества со Ставропольским городским казачьим обществом, их собственную активную деятельность: импровизация казачьих песен, изображение героев, эпизодов из легенд и былин, получение представлений о социальной действительности.
На 2 этапе основное внимание уделяется изучению быта,традиций,обрядов,праздниковказачества, их духовной жизни с привлечением сотрудников краевого музея казачества и городского казачьего общества. На этом этапе следует добиваться, чтобы эмоционально-положительный настрой перерастал в целостное от ношение к культуре казачества. Тут не только проявляется любовь к народному творчеству, а и просматривается связь поколений
– старшего, которое сберегает народные традиции, и молодого, которое приобщается к ним, и несет с собой в будущее.
Основная задача 3этапа работы с детьми: перенос пережитых детьми чувств в реальную жизнь путем дискуссий, оценочных суждений, изготовление атрибутики, экскурсий, встреч. Расширение знаний детей о культуре и быте, истории казачества, знакомство с архитектурой, религиозными мировоззрениями.
Методические рекомендации
Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для нравственного, физического развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части донского казачества, причастности к культуре казачества следует:
Учитывать возрастные особенности детей. Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка должна быть пропитана духом казачества, его культуры.
На первом этапе работы с детьми необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя; - использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на прогулке, вовремя наблюдений, во время занятий, организации игры; проводить дидактические игры типа « У бабушки Загадушки», « Чья игрушка», « Узнай, откуда гости» и др. Поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе.
Продолжая начатую работу, на втором этапе следует: - привлекать детей к самостоятельной деятельности;- использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках; - побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд;- на занятиях по ИЗО самостоятельно изображать предметы казачьего быта, расписывать костюмы элементами символики, изготовлять игрушки (лепка, конструирование); - работать в тесной связи с музыкальным руководителем исполнение казачьих песен, частушек разучивание хороводов, танцевимпровизированные исполнения на народных музыкальных инструментах участие в фольклорных праздниках - привлечение к работе родителей;
встречи с бабушками и дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества экскурсии в музей. Продолжая работу, проводимую на этих этапах обучения и воспитания, побуждать детей канализу, сравнению культуры казачества в прошлом и настоящем. Закреплять знания, полученные на 1 и 2 этапах и продолжать углубленное изучение тем, предусмотренных программой - давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения донских казаков в прошлом;
- использование детьми в речи выражений языка казаков;
- самостоятельная организация игр;
- изучение жизни казачества в городе и деревне, их особенности путем сравнений;
- знакомство с архитектурой, живописью путем рассказов, бесед, экскурсий по городу, музеям;
- разъяснение воспитателям и родителям значимости традиций, обычаев современной жизни;
- использование в свободной двигательной деятельности детей казачьих игр, а также при проведении занятий, на прогулке.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
№ 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ д/с№25«Солнышко» с. Покойного
________Г.В. Овчаренко
Перспективно – календарный план работы кружка «Казачество»
на 2024-2025 учебный год.
Календарн | Дата | Тема | |
ый период | |||
Сентябрь | «Край родной мой - Ставрополье» | конспект | |
Сентябрь | «Символика края ( флаг, герб, гимн )» | конспект | |
Сентябрь | « Город Ставрополь – столица | конспект | |
Ставропольского края» | |||
Сентябрь | «Знакомство с древними жилищами людей и | конспект | |
предметами быта казака». | |||
Октябрь | «Жизнь, традиции и обычаи казаков» | конспект | |
Октябрь | «Традиции и быт казачества». | конспект | |
Октябрь | «Покров Пресвятой Богородицы» | конспект | |
Октябрь | «Знакомство с предметами быта: прялка, | конспект | |
веретено». | |||
Октябрь | «Знакомство с предметами быта:рубель,чугунный утюг» | конспект | |
Ноябрь | «Знакомство с казачьим костюмом». | конспект | |
Ноябрь | «Вышивка». | конспект | |
Ноябрь | «Русской печки нет добрее» | конспект | |
Ноябрь | «День казачки» | конспект | |
Декабрь | «Жилище казаков». | конспект | |
Декабрь | «Казачье подворье» | конспект | |
Декабрь | «Одежда казака». | конспект | |
Декабрь | «Старый медный самовар». | конспект | |
Январь | «Рождество Христово» | конспект | |
Январь | «Быт казаков». | конспект | |
Январь | «Вареники для казаков» | конспект | |
Январь | «Культура и традиции Терского казачества». | конспект | |
Февраль | «Служба казака». | конспект | |
Февраль | «Воспитание казачат». | конспект | |
Февраль | «Масленица» | конспект | |
Февраль | «Национальная одежда казака и казачки» | конспект | |
Март | « Люблю тебя – мой край родной»». | конспект | |
Март | «Казачьему роду нет переводу» | конспект | |
Март | Ставропольские поэты и писатели | конспект | |
Март | «Казачий фольклор: пословицы и поговорки». | конспект | |
Апрель | «Как на Пасху куличи пекли» | конспект | |
Апрель | «Встречаем Пасху!» | конспект | |
Апрель | «Период казачества в селе Надежда» | конспект | |
Апрель | «Культура русского народа, поговорки и | конспект | |
поверья». | |||
Май | «Знакомство с бытом казаков» | конспект | |
Май | Казачья сказка «Виноградная лоза» | конспект | |
Май | «Красная горка». | конспект | |
Май | «Кодекс Казачат». | конспект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
Авторская программа по дополнительному образованию кружок «Грация»
«Степ – аэробика в физическом воспитании старших дошкольников»Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. О...
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)
В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет
Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора....
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...