Духовно-нравственное развитие дошкольников. Кружок "ТРОПИНКА". Рабочая программа.(фрагмент).
рабочая программа

Болдина Жанна Владимировна

Цель  - гармоничное развитие личности ребёнка.

Задачи:

-прививать ребенку моральные ценности (доброта, преданность, взаимовыручка, ответственность );

-развивать внутренний мир ребенка;

 - познавать  русскую культуру, традиции;

 - развивать умения видеть красоту мира вокруг себя .

    -создавать условия для  творческого развития.

     -ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание ребёнка, ознакомление родителей с основами православной культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок духовно-нравственного развития «ТРОПИНКА»

Учебный план

Месяц

Раздел программы

Количество часов

Сентябрь

«Красота мира и доброта вокруг нас»

4

Октябрь

«Узоры русской души в рассказах и прикладном искусстве»

4

Ноябрь

«Защитники добра. По страницам детской библии»

4

Декабрь

«В ожидании Рождества-самого красивого события зимы»

4

Январь

«Праздники-радости зимы»

4

Февраль

«Ремесла и жизнь защитников земли русской»

4

Март

«Свет храма души с наступленьем весны!»

4

Апрель

«Пасха Красная!»

4

Май

«Милости просим на Пасху в гости!»

4

Итого:

36

Планирование  

Тема раздела

(цикла)

Тематика занятий

внутри раздела (цикла)

Цель занятия

Описание мероприятий

Раздел 1 - сентябрь

«Красота мира и доброта вокруг нас»

1.Тема: «Красота вокруг нас!»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, развитие чувства прекрасного.

Раскрытие понятий добра и зла.

Раскрытие понятия праздника «Вера, Надежда, Любовь».

Чтение рассказа «Чему нас учит прекрасный мир», чтение стихотворений, пословиц, поговорок, загадок о первом месяце осени, о красоте сентября, его отличительных особенностях

Наблюдение за детьми и их отношениями со сверстниками и родителями. Проведение педагогической диагностики, тестирование и анкетирование родителей об их отношениях в семье.

2.Красота рукотворная и нерукотворная.

3.Что такое добро и зло.

Священное предание о добрых и злых ангелах.

4.Жития Святых.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Раздел 2 - октябрь

«Узоры русской души в рассказах и прикладном искусстве».  

1.«Добрый человек – щедрый человек».

Воспитание чувства добра на практике.

Раскрытие понятия праздника «Покров».

Воспитание эстетики, красоты русско-народного прикладного искусства в  технике хохломы.

Чтение произведений В.Сухомлинского

2.«Тропинки человечности».        

3.Православный Праздник Покров Богородицы.

4.«Этот волшебный завиток. Хохломские узоры на Руси»

Раздел 3 - ноябрь

«Защитники добра. По страницам детской библии»

1.Архангел Михаил.

Воспитание чувства патриотизма к Родине через героев-защитников Руси и духовных  наставников.

Раскрытие понятия  гордыня, плохие поступки, их последствия через библейские истории.

Рассматривание иконописных иллюстраций Арх. Михаила, сюжетных иллюстраций(анимации) из детской библии.

2.А.В.Суворов-великий полководец.

(Из детской библии)

3 История о Великом Потопе.

4.Вавилонская башня

(Истории в иллюстрациях, анимации)

Раздел 4 - декабрь

«В ожидании Рождества-самого красивого события зимы»

1.Добрые и злые люди.

Умение различать положительных и  отрицательных героев в сказках, произведениях для детей.

Раскрытие смысла православных праздников «Введение во храм Девы Марии», «Рождество».

Рождественские встречи.

Литературно-музыкальная композиция.

2. Мама – самое важное слово.

3.Православнй праздник «Введение во храм Девы Марии».

4.Рождественский вертеп (кукольный театр своими руками).

Раздел 5 - январь

«Праздники-радости зимы»

1.Милости просим, гости званые, гости званые да желанные!

Знакомство детей с понятием «Колядки».

Раскрытие значений традиций празднования.

Рождественские  встречи. (участники: дети  кружка «Тропинка». Приглашенные гости: родители, дети Православной Воскресной Школы  храма Лазаря Четверодневного г.Тамбова. Почетный гость:  руководитель Воскресной Школы  протоиерей Виктор Шальнев.

2.Пришли святки – запевай колядки! Крещение, традиция празднования.

3. Зимние забавы.

4. Праздники в нашем доме: День Ангела (именины), День Рождения, Новый Год.

Раздел 6 - февраль

«Ремесла и жизнь защитников земли русской»

1.Быт и ремесла наших предков

раскрытие смысла пословиц, поговорок, прибауток, сказок, их значений;

раскрытие понятия защитник земли русской на примере героев.

Знакомство с пословицами, поговорками,  прибаутками, крестьянском быте и гостеприимстве на Руси.

Обзор русской народной сказки

с иллюстрациями Просмотр репродукций.

2. Сказки в жизни русского народа.

3.Защитники земли русской.

 Три богатыря.

4. Князь Александр Невский.

Раздел 7 - март

«Свет храма души с наступленьем весны!»

1.Свет Матери в детских глазах.

привитие духовного понятия о матери, как о самом чистом и светлом образе; раскрытие понятия православного понятия «Масленница», «Прощённоее воскресение. Пост», ознакомление с понятием храм в России (в родном городе).

Рассматривание репродукции Мадонны с младенцем, в том числе  изображения Пресвятой Богородицы

2. Масленица зиму провожает, а весну встречает!

3. Прощеное воскресение. Пост.

4.Храмы в жизни русского народа.

Раздел 8 - апрель

«Пасха Красная!»

1.Внутреннее убранство Храмов.

раскрытие понятия православного храма , его внутреннего убранства ; раскрытие понятия «Библия»; раскрытие понятия православных праздников «Благовещение», «Вербное воскресение», «Пасха».

Объяснение понятий иконопись, фрески, «благая весть» в настоящее время

2. Библейские истории о сотворении Мира. Что такое библия.

3.Православный праздник «Благовещение».

4.Вербное воскресение. Подготовка к Пасхе.

Раздел 9 - май

«Милости просим на Пасху в гости!»

1.Праздник Пасхи!

раскрытие понятия азбука, её создатели; раскрытие красоты родного края через ансамбль православных храмов города.

Знакомство с биографией создателей славянской письменности  Кириллом и Мефодием.

Демонстрация слайдовой презентации на тему «Православный Тамбов».

2. Красота русского языка. Дню славянской письменности и культуры посвящается.

3. Золотые купола Тамбова.

4. Праздничный показ-концерт «ПАСХА!» с участием детей детского сада. (По традиции приглашенные гости: родители, дети Воскресной школы, а так же руководитель школы и настоятель  Храма Лазаря Четверодневного г.Тамбова протоиерей Виктор Шальнев).

Ожидаемые результаты:

        В итоге реализации программы «Тропинка» у детей будут сформированы:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.                  

- положительная динамика  формирования нравственных качеств;

- развитие у детей внутреннего потенциала;  

- осуществление партнерских отношений с родителями.

Список литературы:

1.Шевченко Л.Л. «Православная культура для малышей», Добрый мир. 2011г.

2.Шевченко Л.Л. «Православная культура» 1 год обучения. 2010г.

3. Грабовская В.В.«Энциклопедия маленького христианина» 2001г.

4.Владимирская Л.А. «От осени до лета» изд. «Учитель», серия «Дошкольник»2015г.

5. Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство с русским народным творчеством» изд. «Детство-пресс», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников

На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной  жизни. Об этом говорят:  высокая детская преступность,   искажен...

Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Природа- как важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта дошкольника.

В материале раскрываются необходимые условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание....

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Рабочая программа дополнительного образования в ОО "Социально-коммуникативное развитие" на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников "Гармония"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»Л. Н. Толстой.«В человеке, которого ...