Духовно-нравственное развитие дошкольников. Кружок "ТРОПИНКА". Рабочая программа.(фрагмент).
рабочая программа
Цель - гармоничное развитие личности ребёнка.
Задачи:
-прививать ребенку моральные ценности (доброта, преданность, взаимовыручка, ответственность );
-развивать внутренний мир ребенка;
- познавать русскую культуру, традиции;
- развивать умения видеть красоту мира вокруг себя .
-создавать условия для творческого развития.
-ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание ребёнка, ознакомление родителей с основами православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фрагмент кружковой программы "Тропинка" | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок духовно-нравственного развития «ТРОПИНКА»
Учебный план
Месяц | Раздел программы | Количество часов |
Сентябрь | «Красота мира и доброта вокруг нас» | 4 |
Октябрь | «Узоры русской души в рассказах и прикладном искусстве» | 4 |
Ноябрь | «Защитники добра. По страницам детской библии» | 4 |
Декабрь | «В ожидании Рождества-самого красивого события зимы» | 4 |
Январь | «Праздники-радости зимы» | 4 |
Февраль | «Ремесла и жизнь защитников земли русской» | 4 |
Март | «Свет храма души с наступленьем весны!» | 4 |
Апрель | «Пасха Красная!» | 4 |
Май | «Милости просим на Пасху в гости!» | 4 |
Итого: | 36 |
Планирование
Тема раздела (цикла) | Тематика занятий внутри раздела (цикла) | Цель занятия | Описание мероприятий |
Раздел 1 - сентябрь | |||
«Красота мира и доброта вокруг нас» | 1.Тема: «Красота вокруг нас!» | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, развитие чувства прекрасного. Раскрытие понятий добра и зла. Раскрытие понятия праздника «Вера, Надежда, Любовь». Чтение рассказа «Чему нас учит прекрасный мир», чтение стихотворений, пословиц, поговорок, загадок о первом месяце осени, о красоте сентября, его отличительных особенностях | Наблюдение за детьми и их отношениями со сверстниками и родителями. Проведение педагогической диагностики, тестирование и анкетирование родителей об их отношениях в семье. |
2.Красота рукотворная и нерукотворная. | |||
3.Что такое добро и зло. Священное предание о добрых и злых ангелах. | |||
4.Жития Святых. Вера, Надежда, Любовь и мать их София. | |||
Раздел 2 - октябрь | |||
«Узоры русской души в рассказах и прикладном искусстве». | 1.«Добрый человек – щедрый человек». | Воспитание чувства добра на практике. Раскрытие понятия праздника «Покров». Воспитание эстетики, красоты русско-народного прикладного искусства в технике хохломы. | Чтение произведений В.Сухомлинского |
2.«Тропинки человечности». | |||
3.Православный Праздник Покров Богородицы. | |||
4.«Этот волшебный завиток. Хохломские узоры на Руси» | |||
Раздел 3 - ноябрь | |||
«Защитники добра. По страницам детской библии» | 1.Архангел Михаил. | Воспитание чувства патриотизма к Родине через героев-защитников Руси и духовных наставников. Раскрытие понятия гордыня, плохие поступки, их последствия через библейские истории. | Рассматривание иконописных иллюстраций Арх. Михаила, сюжетных иллюстраций(анимации) из детской библии. |
2.А.В.Суворов-великий полководец. (Из детской библии) | |||
3 История о Великом Потопе. | |||
4.Вавилонская башня (Истории в иллюстрациях, анимации) | |||
Раздел 4 - декабрь | |||
«В ожидании Рождества-самого красивого события зимы» | 1.Добрые и злые люди. | Умение различать положительных и отрицательных героев в сказках, произведениях для детей. Раскрытие смысла православных праздников «Введение во храм Девы Марии», «Рождество». | Рождественские встречи. Литературно-музыкальная композиция. |
2. Мама – самое важное слово. | |||
3.Православнй праздник «Введение во храм Девы Марии». | |||
4.Рождественский вертеп (кукольный театр своими руками). | |||
Раздел 5 - январь | |||
«Праздники-радости зимы» | 1.Милости просим, гости званые, гости званые да желанные! | Знакомство детей с понятием «Колядки». Раскрытие значений традиций празднования. | Рождественские встречи. (участники: дети кружка «Тропинка». Приглашенные гости: родители, дети Православной Воскресной Школы храма Лазаря Четверодневного г.Тамбова. Почетный гость: руководитель Воскресной Школы протоиерей Виктор Шальнев. |
2.Пришли святки – запевай колядки! Крещение, традиция празднования. | |||
3. Зимние забавы. | |||
4. Праздники в нашем доме: День Ангела (именины), День Рождения, Новый Год. | |||
Раздел 6 - февраль | |||
«Ремесла и жизнь защитников земли русской» | 1.Быт и ремесла наших предков | раскрытие смысла пословиц, поговорок, прибауток, сказок, их значений; раскрытие понятия защитник земли русской на примере героев. | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, крестьянском быте и гостеприимстве на Руси. Обзор русской народной сказки с иллюстрациями Просмотр репродукций. |
2. Сказки в жизни русского народа. | |||
3.Защитники земли русской. Три богатыря. | |||
4. Князь Александр Невский. | |||
Раздел 7 - март | |||
«Свет храма души с наступленьем весны!» | 1.Свет Матери в детских глазах. | привитие духовного понятия о матери, как о самом чистом и светлом образе; раскрытие понятия православного понятия «Масленница», «Прощённоее воскресение. Пост», ознакомление с понятием храм в России (в родном городе). | Рассматривание репродукции Мадонны с младенцем, в том числе изображения Пресвятой Богородицы |
2. Масленица зиму провожает, а весну встречает! | |||
3. Прощеное воскресение. Пост. | |||
4.Храмы в жизни русского народа. | |||
Раздел 8 - апрель | |||
«Пасха Красная!» | 1.Внутреннее убранство Храмов. | раскрытие понятия православного храма , его внутреннего убранства ; раскрытие понятия «Библия»; раскрытие понятия православных праздников «Благовещение», «Вербное воскресение», «Пасха». | Объяснение понятий иконопись, фрески, «благая весть» в настоящее время |
2. Библейские истории о сотворении Мира. Что такое библия. | |||
3.Православный праздник «Благовещение». | |||
4.Вербное воскресение. Подготовка к Пасхе. | |||
Раздел 9 - май | |||
«Милости просим на Пасху в гости!» | 1.Праздник Пасхи! | раскрытие понятия азбука, её создатели; раскрытие красоты родного края через ансамбль православных храмов города. | Знакомство с биографией создателей славянской письменности Кириллом и Мефодием. Демонстрация слайдовой презентации на тему «Православный Тамбов». |
2. Красота русского языка. Дню славянской письменности и культуры посвящается. | |||
3. Золотые купола Тамбова. | |||
4. Праздничный показ-концерт «ПАСХА!» с участием детей детского сада. (По традиции приглашенные гости: родители, дети Воскресной школы, а так же руководитель школы и настоятель Храма Лазаря Четверодневного г.Тамбова протоиерей Виктор Шальнев). |
Ожидаемые результаты:
В итоге реализации программы «Тропинка» у детей будут сформированы:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- положительная динамика формирования нравственных качеств;
- развитие у детей внутреннего потенциала;
- осуществление партнерских отношений с родителями.
Список литературы:
1.Шевченко Л.Л. «Православная культура для малышей», Добрый мир. 2011г.
2.Шевченко Л.Л. «Православная культура» 1 год обучения. 2010г.
3. Грабовская В.В.«Энциклопедия маленького христианина» 2001г.
4.Владимирская Л.А. «От осени до лета» изд. «Учитель», серия «Дошкольник»2015г.
5. Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство с русским народным творчеством» изд. «Детство-пресс», 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников
На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной жизни. Об этом говорят: высокая детская преступность, искажен...
Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
Природа- как важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта дошкольника.
В материале раскрываются необходимые условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание....
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Рабочая программа дополнительного образования в ОО "Социально-коммуникативное развитие" на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников "Гармония"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»Л. Н. Толстой.«В человеке, которого ...