Православный кружок как форма духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.
материал (подготовительная группа) на тему
Цель и задачи работы кружка православной культуры, формы проведения занятий, план и методические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на Рождественских чтениях | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Д О К Л А Д
«ПРАВОСЛАВНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА»
Евлампьева О.Н.
музыкальный руководитель
высшей категории
МБДОУ д/с № 6
г. Павлово
2012 г.
С января 2011 года в МБДОУ д/с №6 «Антошка» г. Павлово Нижегородской области начал работу кружок дополнительного образования «Основы православной культуры».Результаты анкетирования родителей показали, что ознакомление дошкольников с православной культурой необходимо и востребовано.(слайды №1, 2).По личным заявлениям родителей, кружок посещают 15 детей в возрасте 5-7 лет, один раз в неделю.
Основная цель педагога, руководителя кружка: зажечь искорку любви и интереса к традициям родной православной культуры, к истории Отечества, способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей.
Задачи работы кружка. (слайд № 3).
Образовательные:
- расширять кругозор детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о православной культуре, способствуя удовлетворению познавательных потребностей детей в процессе занятий православного кружка;
- учить детей понимать и воспринимать специфику языка православной культуры, его выразительные и изобразительные возможности.
Развивающие:
- развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, нравственные чувства сопереживания, благодарения, ответственности за другого человека;
- развивать познавательные и интеллектуальные способности детей в процессе совместной со взрослыми музыкальной и художественной деятельности на основе образцов православного искусства.
Воспитательные:
- вызывать у детей интерес к миру православной культуры, поддерживая детскую любознательность и активность;
- формировать опыт нравственного поведения во взаимодействии с окружающим миром людей и природы, воспитывать культуру общения.
Важным в организации работы кружка явилось создание условий (слайды № 4, 5,6, 7, 8 ), выбор помещения, сбор наглядного материала, предметов русского быта,
православной культуры, иллюстраций, репродукций, составление познавательных альбомов и многое другое.
Для занятий кружка Воскресенская церковь подарила икону Казанской Пресвятой Богородицы, детские православные журналы «Саша и Даша»,(слайды № 9, 10.) в библиотеку для чтения родителей – журналы «Фома» и «Надежда» ( слайд № 11. ). На полках познавательного уголка в группе можно рассматривать детскую Библию, детский Катехизис, Букварь Тихомирова, впервые изданный в 1872 году, литературно-художественный православный календарь.( слайд № 12.)
Для подготовки к занятиям используется разнообразная методическая литература ( слайд № 13). Основным для занятий кружка является учебник для дошкольников, рекомендованный Министерством образования России-
учебник «Основы православной культуры» для детей дошкольного возраста, составитель О.К.Харитонова, под редакцией прот. Виктора Дорофеева, М. 2002г. (слайд № 14). Используем: методическое пособие «Православная культура», автор Шевченко Л.Л., наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения, Священная история в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского, рабочая тетрадь-раскраска «Здравствуй мир», «Азбука в стихах для маленьких христиан» свящ. Анатолия Стальбовского.
Для музыкального развития детей используем на занятиях музыкальное пособие «Звуковая палитра», аудио и видео кассеты и диски. (слайды № 15, 16)
Содержание предмета «Основы православной культуры» имеет в своей основе традиционные отечественные культурные ценности – духовность, нравственность, истина, добро, красота. В содержание занятий православного кружка включены темы, знакомство с которым способствует сохранению чистоты и целомудрия детей в их личностном развитии: например, тема «Непослушание в жизни людей», «Что такое совесть?», «Отношение ребенка к родителям и близким; любовь и благодарность». Они раскрываются через такие познавательные области, как наука, искусство, политика, история, музыка, литература.( слайд № 17) Содержание кружковой работы позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация».
В кружке «Основы православной культуры» дети приобретают элементарные базовые знания о православной культуре на основе художественных впечатлений, учатся разбираться в ее разных формах и видах, различных выразительных средствах.
Программа, по которой работает кружок «Основы православной культуры», включает следующие тематические разделы: ( слайд № 18) основы православного мировоззрения, православная этика, православное искусство, православные праздники, азбука маленьких христиан.
При знакомстве с новой темой дети получают яркое эстетическое впечатление от изображения икон (слайды № 19, 20 ), картин русских и зарубежных художников, колокольного звона, хоровой церковной музыки, классической музыки, стихов русских поэтов и современных детских песен.
Формы проведения занятий кружка разнообразны: (слайд № 21)
интегрированные занятия, занятия-путешествия во времени, экскурсии, праздники, развлечения, занятие-игра, занятие-беседа, концерт,комплексные занятия.
Методы и приемы определяются задачами духовно-нравственного воспитания, эстетического образования и познавательного развития дошкольников:
- наблюдение за живой природой, просмотр иллюстраций окружающего мира; (слайды № 22,23,24 )
- рассматривание репродукций икон, детских православных книг и журналов;
- диалог с детьми, беседа по содержанию темы, вопросы к детям, вопросы детей;(слайды № 25, 26, 27, 28), вопросы поискового характера;
- анализ сюжета иконы, сравнение разных по содержанию икон;( слайды № 29,30 )
- рассматривание познавательного альбома;
- познавательная минутка «Знаешь ли ты?»;
- чтение поучительных рассказов, притч, стихотворений, пословиц, поговорок;
- - повторение за взрослым простых молитв, приветствий, благодарений;
- исполнение песен под фонограмму и а саpello; (слайды № 31,32 )
- слушание православной музыки – колокольной, хоровой;
- фоновое использование произведений классической музыки во время художественной деятельности;
- раскрашивание рисунка в рабочей тетради; (слайды № 33,34,35,36,37,38, 39, 40 )
- конструирование поделок из бумаги;
- выполнение коллективной художественной работы;
- выставка творческих работ; (слайды № 41, 42 )
- инсценирование библейских рассказов;
- показ кукольного спектакля; ( слайды № 43, 44, 45)
- создание и решение проблемных ситуаций;
-задание на дом;
-игровые приемы «Найди свою букву», «Копилка», «Поймай слово»,(слайды № 46, 47, ) «Уложи куклу спать», «Помогаю маме», «Помогаю папе»;
- игровые методы ТРИЗ;
- прием «эмпатия»;
- моделирование в пении, в конструировании;
-показ видео материалов.
В конце учебного года дети знают:
-правила культурного поведения в православной семье;
- предметную среду русского дома;
- особенности мужского и женского домашнего труда в православной семье;
- название христианских символов и их значение;
- несколько коротких молитв, стихотворений русских и современных поэтов;
- что такое Библия, кто такой Иисус Христос, Богородица;
- основные православные праздники;
- что такое икона и кто изображается на иконах;
- православные храмы своего города.
Использование различных видов деятельности педагога и детей на занятиях кружка позволяет раскрыться индивидуальным талантам каждого ребенка. Одни дети с удовольствием слушают рассказы педагога, включаются с ним в диалог, задают вопросы, активно участвуют в театральных постановках, другие – приобретают мастерство аккуратно раскрашивать рисунок в рабочей тетради, подбирая нужные цвета. Но все дети любят выступать с концертами для малышей и родителей, изготавливать поделки и сувениры для друзей. (слайды № 48, 49, 50)
В этом году наш кружок участвовал в конкурсе детского прикладного творчества «Рождественская елка» Павловского благочиния. (слайд № 51) Дети вместе с руководителем кружка и воспитателем старшей логопедической группы, родителями выполнили творческую работу в современной технике из ниток и пластилина. В возрастной группе «Дети до 8 лет» наша работа оказалась одной из лучших и ее отправили в Нижний Новгород для участия в областном фестивале «Мы – православные нижегородцы». (слайды № 52,53,54 )
В конце учебного года с детьми проводилась экскурсия в Вознесенскую церковь, где работники Православного центра рассказали детям об истории Павловских церквей, их архитектуре, о том, что люди делают в храме, как нужно себя вести во время посещения храма.
Следует отметить, что дети с большим желанием посещают кружок, интересуются иллюстрациями в книгах, любознательны, задают много вопросов по темам занятий, связывая их с окружающей жизнью.
В проведении народных праздников «Покровские посиделки», «Вербное воскресенье», «Пасха» дети-кружковцы принимали осмысленное и активное участие. У детей формируются художественно-речевые навыки, пополняется словарь, расширяется кругозор, активизируется мыслительная деятельность.
(слайд № 55).
Мы надеемся, что развитие познавательных способностей и потребностей детей совместно с нравственным совершенствованием пригодится детям в будущем, и каждый из них вырастет «мирным гражданином, честным предпринимателем, храбрым воином, верным супругом, заботливым хозяином».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...
Православное краеведение как источник духовно – нравственного воспитания детей.
Доклад о работе по православному краеведению с детьми....
«Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания»
Материал о духовно-нравственном воспитании детей...
Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федераци...
Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"
Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...
Презентация проекта "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольника"
В презентации представлена вся работа с детьми по проекту....
Организация православных праздников как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Каждый человек, имеющий свою семью, заботиться о будущем для своих детей, о будущем всего поколения. И это будущее в значительной степени зависит от нас, от того, чему мы научим наших детей, что мы см...