самоанализ воспитателя
статья на тему

Литвишко Марина Николаевна

анализ педагогоической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

ВОСПИТАТЕЛЯ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "РАДУГА"

Литвишко Марины Николаевны

Человек стал человеком,

     когда услышал шепот листьев

                              и песню кузнечика,              

                                журчание весеннего ручья…».

 В. А. Сухомлинский.

         Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.

Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентированна на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Я закончила Бутурлиновское педагогическое училище по специальности "учитель начальных классов" в 1997 году. В МКДОУ д/с №4 "Теремок" в должности воспитателя работаю с 2009 года, до этого работала в МКДОУ д/с №2 "Ласточка" г.Семилуки Воронежской области.

С18.04.2011 г. по 30.04.2011 года повышала свою квалификацию с отрывом от производства в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовке работников образования (лицензия ГУО ВО от 18.01.2007 года № 209359) на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений в объёме 90 часов.

Сдала экзамен, аттестована на I квалификационную категорию.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Свою работу я начала с изучения имеющейся по данной теме литературы и проведения диагностики. В ходе диагностики выясняла наличие у детей элементарных знаний о растениях и животных, наличие стремления у детей принять участие в уходе за животными и растениями. Исходя из полученных данных разработала перспективный план работы с детьми и с родителями.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий.

Для выполнения поставленных мною задач были созданы следующие условия:

1.Был создан  уголок природы в групповой комнате: мы пополнили его разнообразными комнатными растениями (декоративными и цветущими).

2.Для занятий исследовательской деятельностью я организовала минилабораторию, центр экспериментирования, центр песка и воды, где сосредоточен разнообразный природный материал для проведения опытов. Была создана зона коллекций и гербариев. Это помогло активизировать познавательный интерес детей.

3.Одной из форм работы с детьми по данной теме являются занятия. Мною был разработан перспективный план по данному разделу.

Также в группе проводится кружковая работа "Юный эколог"

Занятия проводились два раза в неделю с учётом сезонных изменений в природе, были построены в игровой форме с использованием наглядности и художественного слова. На занятиях дети знакомились с дикими и домашними животными и птицами (особенностями их внешнего вида, повадками, детёнышами), с растительным миром, с сезонными изменениями природы.

4.Большую помощь в ежедневных наблюдениях за погодными явлениями и сезонными изменениями природы оказывает календарь природы. Вернувшись с прогулки, мы с детьми отыскивали те картинки, на которых изображены погодные явления, наблюдаемые нами на прогулке, и помещали их в соответствующие окошки календаря. Ежедневно фиксируя изменения погоды в календаре природы, дети учатся внимательно наблюдать за окружающим их миром.

5.Мной был разработан маршрут экологической тропы и тропинок внутри учреждения. На территории детского сада созданы внешние природные зоны - сад, огород, зона наблюдения, "птичья столовая".

6.Каждый год мы проводим опытническую работу  «Зимний огород на окошке». Дети учатся ухаживать за растениями и знакомятся с условиями их содержания,  учатся подмечать красоту растительного мира. У детей формируются знания о росте растений в комнатных условиях

7.Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром.

 В своих играх с детьми я старалась использовать натуральные предметы (овощи, фрукты, цветы), фотографии, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и различные игрушки. Игры использовались в ходе проведения прогулок, занятий и свободное время. Например: “Кто что ест?”, “Чья это мама?”, “Узнай и назови” и др. Кроме дидактических игр проводились и несложные сюжетные и подвижные игры с имитацией движений животных и со звукоподражаниями.

8.Работа с родителями. Для родительского уголка оформила следующие письменные консультации: “Зависимость состояния здоровья ребёнка от качества окружающей среды”, “Экология жилища”, “Как вырастить экологически безопасный урожай”, “Комнатные растения: вред и польза” и др. Очень эффективным средством оказались информационные памятки, где давалась информация о темах прошедших занятий по ознакомлению с природой и предлагались вопросы, которые родители могли бы задать своим детям, чтобы закрепить в их памяти полученные знания. Кроме того ежеквартально организовывались тематические выставки: “Дары природы”, “Зимний лес”, “Весна пришла”.

Результатом моей работы служит одобрение педагогическим советом следующих открытых интегрированных занятий:

  1. «Путешествие по русским народным сказкам» (развитие речи, знакомство с окружающим миром, ХТД) - ноябрь 2009года
  2. ."Лесные животные" (развитие речи, знакомство с окружающим миром, ХТД) - апрель 2010 года
  3. «Домашние животные» (ОО «Познание», ОО «Физкультура», ОО «ХТД») ноябрь 2010 года
  4. "Поможем ёжику" (ОО «Познание», ОО «Безопасность», ОО «ХТД») март 2011года
  5. «Пришла зима» (ОО «Познание», ОО «Физкультура», ОО «ХТД») декабрь 2011 года
  6. «Солнышко потеряло лучики» (ОО «Познание», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «ХТД») март 2012 года

По результатам проведённой работы было проведено повторное диагностическое исследование по разделу “Природный мир”. С уверенностью можно сказать, что знания детей о предметах, живых объектах и явлениях природы, окружающих малышей, заметно увеличились по сравнению с началом обучения.

В конце 2009 - 2010 учебного года (ясельная группа)

Высокий уровень -38%

Средний уровень - 45%

Низкий уровень - 17%

В конце 2010 - 2011 учебного года (младшая группа)

Высокий уровень - 52%

Средний уровень - 36%

Низкий уровень - 12%

В начале 2011-2012 учебного года (средняя группа)

Высокий уровень – 62%

Средний уровень – 29%

Низкий уровень – 9%

В средней группе 11  девочек и 14 мальчиков. Чтобы лучше узнать детей и их родителей, проводила анкетирование.

Работа с детьми велась по общеобразовательной  программе «Детство» -СПб 2011. В планировании была отображена учебная и совместная деятельность, условия для самостоятельной деятельности детей. На учебный год приоритетными направлениями были выбраны художественно-эстетическое и эколого-патриотическое развитие детей. В течение года создавались все необходимые для этих видов деятельности условия. Для создания предметной среды в группе пополняется уголок творчества, который помогает детям поддерживать интерес к изодеятельности, даёт возможность выразить свои чувства в рисунке, поделке, игре. Знания, полученные на занятиях, обязательно закрепляются в дидактических играх, изготовленных своими руками, викторинах, самостоятельной деятельности. В работе с детьми по изодеятельности использовались нетрадиционные техники (кляксография, рисование ладошками, обрывная аппликация, пластилиновая живопись и др.)

Наша группа приняла участие в областном конкурсе среди ДОУ Воронежской области по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасный мир детства»; в районной выставке детских работ, посвящённой безопасности дорожного движения.

В своей работе я обращаю внимание на:

- обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях

- развитие речи у детей

- развитие у детей самостоятельности, овладение разными способами  действий

- укрепление здоровья детей благодаря двигательной активности

- укрепление добрых отношений с детьми и взрослыми

Ставлю перед собой задачи:

- формировать бережного отношения к природе и всему живому

-воспитывать уважения к труду

- расширить контакты детей с другими людьми, сверстниками

- расширить и активизировать словарь

- воспитывать интерес к активной деятельности и потребности в ней.

Для выполнения всех задач и осуществления более полноценного развития детей использую следующую учебно-методическую литературу:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
  2. Ушакова О.С. «Развитие речи»
  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»
  4. Полозова Е.В. « Изодеятельность в детском саду»
  5. Горькова Л. Г., Жиренко О.Е., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (средняя группа).
  6. Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
  7. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду»
  8. Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в средней группе»
  9. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром»
  10.  Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет»
  11. Третьякова Н.Г.  «Обучение детей рисованию в детском саду»

В своей работе использую методики Монтесорри, Базарного; развивающие игры Воскобовича, Никитина; технологии: ТРИЗ, блоки Дьеныша; гибкий режим.

Занятия провожу интегрированные, в игровой форме, занятия –путешествия, по подгруппам, классические.

Особое место отводилось здоровьесберегающему развитию детей. Мы проводим недели здоровья в зимний и осенний периоды. Ежемесячно проводятся физкультурные досуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал из опыта работы "Самоанализ воспитателя"

От того,как воспитатель умеет проанализировать свою деятельность зависит его настоящее и будущее....

Самоанализ воспитателя.

Самоанализ воспитателя для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию....

Контроль в ДОУ. Самоанализ воспитателя "Социально-личностное развитие дошкольника"

Предлагаю вариант вопросника для осушествления контроля по теме " Социально-личностное развите дошкольника". Материал может использоваться воспитателем для самоанализа работы по образовательной област...

самоанализ воспитателя

  Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в д...

Самоанализ воспитателя по игровой деятельности

Самоанализ воспитателя по игровой деятельности...