Организация проектной деятельности в работе с детьми с общим нарушением речи.
статья на тему
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatlnost_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в работе с детьми с общим нарушением речи.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУОпроектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОО. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который по праву занял свое достойное место в системе дошкольного образования.
Сущность проектной технологии как способа достижения дидактической цели.
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение.
Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.
Что такое проект? Следует знать, что сам термин “проект” был заимствован из латинского языка и означал “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” – это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он совместно с родителями разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Следовательно, метод проекта способствует объединению воспитательной работы ДОО и семьи.
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой).
Типы проектов
Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап –подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Этапы проектной деятельности
1 этап
«Выбор темы»
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области. Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, не утомляющая обучаемых. Задача воспитателя - создать условия для реализации познавательной деятельности детей. Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОО важна еще и тем, что учит четко распределять и планировать свое время. Важно научиться так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.
2 этап
«Реализация проекта»
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация развивающей предметно- пространственной среды группы. В групповой помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для детского понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
3 этап
«Презентация»
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своими эмоциями и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
4 этап
«Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Последовательность работы педагога над проектом
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта);
- даёт рекомендации родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Критерии проектов
1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2.Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3.Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4.Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5.Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям качества эскизов, схем, рисунков.
Методические рекомендации по применению проектной технологии в работе с детьми с ОНР.
Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, я решила внедрить данную технологию в свою профессиональную деятельность в работе по развитию речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Работая в группе комбинированной направленности, приходилось работать индивидуально с детьми с ОНР. Так как таких детей оказалось восемь человек и дети проявляли активность, то, во взаимодействии с музыкальным руководителем, мы определили форму совместной работы с детьми с ОНР – музыкальную сказку, где дети только пели. Как известно, в пении звуки произносятся более чётко, поэтому происходит автоматизация этих звуков. Мы определили роли детей. Это были дети старшей группы, которые затруднялись в произношении в основном свистящих и шипящих. Один ребенок заикался.
Родители получили задание по сбору информации о выбранном герое и подготовке выступления с докладом на занятии. Параллельно музыкальный руководитель разучивал сольные партии, а логопед работал над постановкой звуков. Источники информации фиксировались в специальных картах.
Презентация проходила в два этапа: сначала слушались доклады детей перед детьми своей группы. Заключением было представление сказки перед детьми младшего возраста.
Результат работы порадовал: у четырёх детей был снят диагноз, но главное – дети чувствовали себя очень комфортно. Родители отнеслись к работе тоже очень ответственно и были довольны, т.к. повторно сказка была представлена на общем родительском собрании СПДС.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Все это способствует формированию нормальной самооценки. Проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже вузе. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Список использованных источников
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.
- КомратоваН.Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.
- http://www.syl.ru/article/170884/new_proektnaya-deyatelnost-v-dou-tehnologii-proektnoy-deyatelnosti-v-dou
Проектная деятельность в Комсомольском детском саду
«Музыкальная сказка».
Петрова Наталья Семеновна воспитатель.
Подготовка к новогоднему утреннику создала творческую обстановку. Дети пожелали сохранить ее и продолжить занятия театральной деятельностью. Наибольший интерес проявили дети с ОНР. В процессе подготовки к утреннику они чувствовали себя более раскрепощенно, т.к. совместная творческая деятельность помогает снять скованность и зажатость детей. К тому же пение способствует более легкому произношению слов.
Цель проекта: обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие музыки, развитие у детей творческих способностей.
Гипотеза: в процессе подготовки спектакля дети станут доброжелательными и контактными в отношениях со сверстниками, снимется зажатость и скованность.
Задачи:
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира посредством музыки.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление.
- Тренировать четкое произношение согласных .
- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- Развивать чувство ритма и координацию движения.
Проектная идея: постановка спектакля для детей других групп.
Вид проекта творческий, краткосрочный, групповой.
Адресация: проект реализуется в рамках Программы образования и воспитания в ДОУ под редакцией Васильевой М.А.
Участники проекта: дети старшей группы с ОНР 2 и 3 уровня, родители, специалисты ДОУ.
Время реализации проекта: февраль – март 2012 года.
Ожидаемый и результат: улучшение грамматического строя речи детей, формированию у них певческих навыков, сплочение коллектива.
Способы оценки: умение характеризовать собственный опыт творческой деятельности, анализ результата творчества детей.
Материалы и оборудование: справочная и художественная литература, декорации, музыка, костюмы.
Схема реализации проекта.
Разделы программы | Виды детско-взрослой деятельности. |
Игровая деятельность. | Дидактическая игра «Кто во что одет?», «Большой – маленький», «Угадай насекомое». Подвижные игры: «Игра в медведя», «Заяц и капуста». |
Социально-нравственное воспитание. | Умение общаться, договариваться о совместной деятельности. |
Речевое развитие. | Разучивание чистоговорок, потешек, считалок, загадок, пословиц; занятия с логопедом. |
Познавательное развитие. | Изучение условий жизни персонажей сказки, просмотр книг, энциклопедий, видеоколлоквиумов. |
Художественная литература. | Чтение книг, сказок «Почему зайцы зимой белые шубки носят», «Петух и собака», «Мужик и медведь», «Снегурушка» и др. Рассказы Акимушкин И. «Жил-был медведь», К. Паустовский «Заячьи лапы», В. Танасийчук «Кто видит ушами», К. Чуковский «Цыпленок». |
ИЗО | Просмотр иллюстраций, рисование главных героев. Изображение детьми слов-ассоциаций по теме. |
Музыка. | Слушание маршей Д. Шостаковича, А. Шульгина, пьесы С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами», песни Карасева «Кукушка», пение, разучивание музыкально-ритмических движений, игра на музыкальных инструментах. |
Этапы работы.
- Были определены цели, поставлены задачи, выбрана сказка, распределены роли.
- Дети совместно с родителями изучали литературу о своих героях, их повадки, среду обитания. Проводились занятия с логопедом, на которых отрабатывались речевое дыхание и правильная артикуляция.
- Результаты сбора информации отражались в виде рисунков и докладов
- Показ спектакля «Заячий домик» для детей других групп и родителей.
Критерии отслеживания результативности: улучшение произношения у детей; формирование навыков музыкального сольного исполнения; проявление доброжелательности в отношениях со сверстниками.
Список литературы:
- Использование элементов современных педагогических технологий в деятельности дошкольных образовательных учреждений, под ред. В.Н. Чупина, Самара 2005.
- Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М. Мозаика-Синтез 2007г.
- Буева Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений М. 1972г.
- Панкеев И. Русские народные игры. М. 1998г.
- Скуликовская Т.А. Сорок новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. М. 2003.
- Савкова З.В. Техника звучащего слова. М. 1998г.
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...
Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".
Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...
Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Использование современных технологий - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность повышают результаты корр...
Статья: «Метод проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ТНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназ...
Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"
Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....
Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....
«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Ежегодное увеличение количества детей с общим недоразвитие речи, в том числе очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, заставляют искать новые, более эффективные психол...