«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
материал по развитию речи на тему
Пояснительная записка к программе
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Учитель – логопед частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 75 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Белоножко Екатерина Алексеевна
Воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 75 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Пикалова Людмила Ивановна
Данная программа разработана учителем - логопедом и воспитателем.
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», успешно реализует одно из приоритетных направлений деятельности – сохранение и укреплении здоровья воспитанников, развитие физических и личностных качеств, коррекцию нарушений в развитии. Система коррекционно-оздоровительной работы включает в себя блок дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности - кружок «Степ-аэробика».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», успешно реализует одно из приоритетных направлений деятельности – сохранение и укреплении здоровья воспитанников, развитие физических и личностных качеств, коррекцию нарушений в развитии. Система коррекционно-оздоровительной работы включает в себя блок дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности - кружок «Степ-аэробика».
Учителем логопедом и воспитателем разработана программа «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)», в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы». В условиях дефицита двигательной активности детей, с одной стороны, а так же появлением современного оборудования и новых здоровьесберегающих технологий, с другой, занятия степ-аэробикой становятся эффективным и привлекательным видом физических упражнений, средством речевого развития и развития двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.
Педагогическая целесообразность и актуальность.
Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015 годы), Образовательная программа дошкольного образования, Рабочая программа учителя-логопеда предусматривает внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий для осуществления необходимой коррекции недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, воспитанников в целях обеспечения их возможности успешной адаптации в социуме.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач здоровья страны. Это подтверждается Указами Президента России.
Дошкольный возраст является одним из наиболее благоприятных периодов для формирования физически здорового человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогической деятельности в детском саду. Большое значение в настоящее время приобретают те научные знания, методические приёмы, новые технологии в работе с детьми способствующие здоровьесбережению.
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи – это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья, коррекцию нарушений психического и физического развития воспитанников.
У детей, с общим недоразвитием речи, наряду с отклонениями в речевом развитии отмечаются двигательные расстройства, недостаточное физическое развитие, соматическая ослабленность, нарушение координации движений, несформированность речевого дыхания (Фомичёва М.Ф., Селиверстов В.И., Филичева Т.Б., Чиркина Т.В., Нищева Н.В., Волкова Т.А., Тушенкова Т.В., Мастюкова Е.М., Жукова Н.С., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Волкова О.А., Пряжников Н.С.).
Физические упражнения являются эффективным средством воздействия на психические функции человека, одной из которых является речь. От степени сформированности речи в детском возрасте во многом зависит умение ребенка общаться, что сказывается на подготовленности ребёнка к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Выготский Л. С. писал, что неполноценная речь накладывает свой отпечаток и на формировании у детей высших психических функций. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, несобранность, неумение вовремя включаться или переключаться на другой вид деятельности.
Опыт работы с детьми, имеющие тяжёлые нарушения речи, в системе взаимодействия специалистов показал, что использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с ОНР способствует развитию координаций движений, двигательных операций, умений выполнять движения по словесной инструкции, инициативности в движениях, словесному сопровождению движений, речевому развитию, речевому дыханию и т.д.
Степ-аэробика одна из современных, интересных, эффективных и популярных форм организации двигательной активности детей.
Степ-аэробика в железнодорожном детском саду – это система физических и танцевальных упражнений с использованием степ-платформы, музыкального и словесного сопровождения, игровых этюдов, подвижных игр, тематических релаксационных комплексов и упражнений направленных на развитие звукопроизношения и речевого дыхания, связанных единой железнодорожной тематикой.
Особый интерес у детей вызывают сюжетные занятия о железной дороге и профессиях на железнодорожном транспорте.
Занятия степ-аэробикой развивают общую выносливость организма, благоприятно влияют на сердце, сосуды, в особенностях на сосуды головного мозга, повышают функциональные возможности нервной и дыхательной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают гибкость и пластику движений.
Степ-аэробика в оздоровительной и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР
Цели и задачи программы :
Цель - сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности дошкольников, как в рамках образовательной и коррекционно-развивающей деятельности, так и в свободной деятельности детей.
Задачи:
-Обеспечить гармоническое физическое развитие ребёнка, укрепление психического и физического здоровья.
-Формировать потребность в двигательной активности
-Развивать физические качества. Как базовую основу для формирования двигательных навыков (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость)
-Совершенствовать мышечно-двигательных навыки правильной осанки, через включение упражнений, воздействующие на мышцы брюшного пресса, груди и т.д., упражнения для дыхания и релаксации.
-Расширять функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
-Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
-Развивать чувство ритма, положительные эмоции через художественное слово, музыкальное сопровождение.
-Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, речевых умений и навыков.
-Развивать координацию движений.
Методы обучения на занятиях:
- Словесный метод – это рассказ, беседа, словесное сопровождение движений под музыку.
- Наглядный метод – это показ упражнений, прослушивание ритма и усвоение темпа движений.
- Практический метод основан на активной двигательной деятельности самих детей. Использование практических методов – выполнение упражнений, организация подвижных игр вызывает эмоционально положительный настрой детей, способствует овладению определёнными взаимоотношениями в соответствии с ролью, стимулирует речевое развитие детей.
В речевой степ-аэробике необходимо правильное выполнение упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой и речевым материалом (воспитатель и логопед).
Дыхательную гимнастику можно выполнять стоя на степе, или за степом. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.
Решая коррекционные задачи, в процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия, рабочей программой. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен.
Место степ-аэробики в двигательном режиме.
Степ-аэробика используется:
- В виде полных коррекционно-оздоровительных занятий учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (25-30 минут)
- Как часть физкультурного занятия (продолжительность 10-15 мин).
- В форме утренней гимнастики
- В виде показательных выступлений на праздниках.
- Как степ-развлечение.
- Кружок
Основные правила организации образовательной деятельности в степ-аэробике.
В степ-аэробике движения выполняются с использованием степ-платформы, с регулируемой высотой 10,15,20 см. Степ-платформы для детей обладают особой привлекательностью. Как некоторые ограничители персонального пространства – «домики». Занять по команде свой «домик», выбежать из «домика» и заскочить обратно – одна из любимых детских подвижных игр на степ-платформах. Для педагога такие ограничители являются действенным способом организации и управления группой.
Время выполнения одного комплекса степ-аэробики как полного занятия выполняется детьми в течение трёх месяцев; некоторые упражнения, по мере их усвоения могут видоизменяться. Для достижения эффекта продолжительность одного занятия должна соответствовать не менее 20-30 минут.
Правила при составлении комплексов и проведений занятий:
-Подъём на степ-платформу осуществляется за счёт работы ног, а не спины.
-Ступню надо ставить на платформу полностью. Следить, чтобы не двигались ни носки, ни пятки. Вся стопа на степе.
-Спину всегда держать прямо.
-Нельзя резко останавливаться после интенсивной физической нагрузки.
-Стоять надо примерно 1 стопа от степа (не очень близко и не очень далеко).
-Прыжки со степа запрещены, только шагом.
-Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладели в совершенстве движениями ног.
-Не подниматься и не опускаться со степ-платформы, стоя к ней спиной
-Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ-платформе ногами.
-В процессе работы на степе необходимо соблюдать принцип симметричности, который заключается в смене ноги в результате выполнения серии шагов. Сколько сделали повторов и элементов с правой ноги, столько же нужно сделать с левой.
Объем программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6,5 лет. Длительность образовательной деятельности зависит от возраста детей и составляет от 20 мин (для детей пятого года жизни) до 35 минут (для детей старшего дошкольного возраста).
Мониторинг здоровья и физического развития воспитанников логопедической группы, занимающихся в течении двух лет степ-аэробикой показывает улучшение здоровья, снижение заболеваемости, повышение уровня физической подготовки, достижение целостного позитивного психосоматического состояния.
Программа «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы» имеет рецензию кандидата педагогических наук, доцента, профессора, заведующего кафедрой здоровья ребенка ФБГОУ ВП «Орловский Государственный университет» Н.И. Бочаровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи)
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В проце...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Данный материал является рабочей программой разработанной на основе адаптированной основной образовательной программы МБДОУ. Программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе компенсир...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из важнейших задач является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состоя...