Статья: «Метод проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ТНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tnr_po_proektam.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Метод проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ТНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей.
В дошкольной педагогике широко используются методы проблемного обучения: моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок, кроссвордов и т.д.
Одним из современных инновационных методов является метод проектов или проектно-исследовательский метод.
В педагогической практике нашей группы метод проектов используется в работе с детьми с нарушениями речи, начиная со старшего дошкольного возраста. Скорее это мини-проекты.
Учитывая особенности работы логопедической группы, когда в соответствии с перспективным планом, каждую неделю изучается новая лексическая тема, мы стараемся обозначить проблему в рамках изучаемой темы.
Поэтому по продолжительности проекты чаще всего краткосрочные - неделя. К участию в проектах активно привлекаются родители.
За время работы в данном направлении нами были реализованы следующие проекты:
«Как я провел лето», «Все о насекомых», «Моя семья», «Наши домашние любимцы», «Празднование Нового года в разных странах», «Волшебный мир искусства», «Я горжусь своими бабушкой и дедушкой», «Блокада», «Подводный мир», «Путешествие в Африку», «Весенние изменения в жизни животных», «Путешествие к Голубой звезде», «Мой город», «Все профессии важны, все профессии нужны».
Рассмотрим примерный принцип работы над проектами на примере отдельной темы.
Проект «Волшебный мир искусства»
I. Целеполагание
Проблема:
Поверхностные знания детей о различных видах живописи. Обоснование проблемы:
Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине. При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики, в изложении последовательности своих мыслей, чувств. Исходя, из данной актуальности была выбрана тема проектной деятельности.
Цели проекта:
Закреплять знания детей о видах живописи. Познакомить с творчеством известных русских художников. Развивать речь, пополнять словарный запас; развивать умение ясно, четко, грамотно излагать свои мысли. Развивать умение самостоятельно работать с разнообразными источниками информации. Учить детей осознанному восприятию произведений искусства, развивать положительные эмоции при знакомстве с картинами русских художников. Воспитывать любовь к прекрасному. Привлечь родителей к совместной деятельности по ознакомлению детей с различными жанрами живописи.
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческо-игровой.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение недели).
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, родители.
Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к живописи, осознанному восприятию произведений искусства
II. Разработка проекта
Донести до участников проекта важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материалы, пособия, атрибуты, для игровой, речевой, деятельности детей; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по данной теме. Подобрать материал для продуктивной деятельности. Составить перспективный план мероприятий.
III. Выполнение проекта
Разделы программы:
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Маленький экскурсовод».
Дидактические игры, игровые упражнения: «Времена года» (все о пейзаже);
«Тихая жизнь предметов» (все о натюрморте); «Как в зеркале себя я вижу» (все о портрете); «Тайна цветика-семицветика» (все о красках); «Собери пейзаж»; «Определи жанр картины»; «Найди картину по палитре»; «Живая картина»
Строительные игры «Построй музей».
Познавательное развитие
Тематические занятия «Волшебный мир искусства», «Воспетые имена».
Знакомство с различными жанрами искусства. Создание альбомов «Наши портреты», «Пейзаж за окном», «Вот такой натюрморт». Слайд-шоу на тему «Здравствуй, Музей!» Рассматривание репродукций, альбомов, наглядно – методических пособий “Дошкольникам об искусстве” Т.Н. Дороновой.
Речевое развитие
Разучивание стихотворения «О картинах» М. Яснова о жанрах живописи.
Составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи. Прием «вхождения в картину». Чтение художественной литературы на тему
Продуктивная деятельность
Рисование «Пейзаж за окном». Аппликация «Автопортрет», «Портрет друга».
Пластилинография «Заморский натюрморт»
Работа с родителями
Проведение индивидуальных консультаций. Рекомендации по выбору картины и подготовки о ней сообщения. Оформление информационного стенда «Музеи города». Оформление папки - раскладки «Советуем посетить вместе с детьми».
IV. Презентация проекта
Систематизация полученной информации: оформление альбомов, коллажей, мини-музея в группе.
Выставка проектов «Моя любимая картина».
Выставка рисунков по различным жанрам живописи
Досуг- викторина «Что же это за картина»
Заслушивание мини- выступлений детей по выбранной картине
Анализируя работу с детьми в проектах можно сделать выводы:
- В ходе работы дети приобретают знания, умения, навыки которые способствуют их всестороннему развитию. Также у детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
- Использование данного метода способствует повышению самооценки детей. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
- Реализация детских проектов помогает многим детям:
- испытать радость открытия;
- чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;
- успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни
- Родители становятся активными участниками образовательного процесса, меняется стиль общения взрослого с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на общегородском семинаре на базе МПК, посвященного 190-летию К.Д. Ушинского...
Организация проектной деятельности в работе с детьми с общим нарушением речи.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в хо...
Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Использование современных технологий - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность повышают результаты корр...
«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....
Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...
Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...
Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....