Статья: «Метод проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Платонова Марина Викторовна

В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ТНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tnr_po_proektam.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Метод проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

     В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ТНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей.

В  дошкольной педагогике широко используются методы проблемного обучения: моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок, кроссвордов и т.д.

Одним из современных инновационных методов является метод проектов или проектно-исследовательский метод.

В педагогической практике нашей группы метод проектов используется в работе с детьми с нарушениями речи, начиная со старшего дошкольного возраста.  Скорее это мини-проекты.

 Учитывая особенности работы логопедической группы, когда в соответствии с перспективным планом, каждую неделю изучается новая лексическая тема, мы стараемся обозначить проблему в рамках изучаемой темы.

Поэтому по продолжительности проекты чаще всего краткосрочные -  неделя. К участию в проектах активно привлекаются родители.

За время работы в данном направлении нами были реализованы следующие проекты:

«Как я провел лето», «Все о насекомых», «Моя семья», «Наши домашние любимцы», «Празднование Нового года в разных странах», «Волшебный мир искусства», «Я горжусь своими бабушкой и дедушкой», «Блокада», «Подводный мир», «Путешествие в Африку», «Весенние изменения в жизни животных», «Путешествие к Голубой звезде», «Мой город», «Все профессии важны, все профессии нужны».

Рассмотрим примерный принцип работы над проектами на примере отдельной темы.

Проект «Волшебный мир искусства»

I. Целеполагание

Проблема:

Поверхностные знания детей о различных видах живописи.                             Обоснование проблемы:

 Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине. При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики, в изложении последовательности своих мыслей, чувств. Исходя, из данной актуальности была выбрана тема проектной деятельности.

Цели проекта:

Закреплять знания детей о видах живописи. Познакомить с творчеством известных русских художников. Развивать речь, пополнять словарный запас; развивать умение ясно, четко, грамотно  излагать свои мысли. Развивать умение самостоятельно работать с разнообразными источниками информации. Учить детей осознанному восприятию произведений искусства, развивать положительные эмоции при знакомстве с картинами русских художников. Воспитывать любовь к прекрасному. Привлечь родителей к совместной деятельности по ознакомлению детей с различными жанрами живописи.

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческо-игровой.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение недели). 

Участники проекта: дети  подготовительной логопедической группы, родители.

Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к живописи, осознанному восприятию произведений искусства

II. Разработка проекта

Донести до участников проекта важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материалы, пособия, атрибуты, для игровой, речевой, деятельности детей; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по данной теме. Подобрать материал для продуктивной деятельности. Составить перспективный план мероприятий.

III. Выполнение проекта

Разделы программы:

Игровая деятельность

  Сюжетно-ролевая игра «Маленький экскурсовод».

Дидактические игры, игровые упражнения: «Времена года» (все о пейзаже);

«Тихая жизнь предметов» (все о натюрморте); «Как в зеркале себя я вижу» (все о портрете); «Тайна цветика-семицветика» (все о красках); «Собери пейзаж»; «Определи жанр картины»; «Найди картину по палитре»; «Живая картина»

Строительные игры «Построй музей».

Познавательное развитие

 Тематические занятия «Волшебный мир искусства», «Воспетые имена».

 Знакомство с различными жанрами искусства.  Создание альбомов «Наши портреты», «Пейзаж за окном», «Вот такой натюрморт». Слайд-шоу на тему «Здравствуй, Музей!» Рассматривание репродукций, альбомов, наглядно – методических пособий  “Дошкольникам об искусстве” Т.Н. Дороновой.

Речевое развитие

Разучивание стихотворения «О картинах» М. Яснова о жанрах живописи.

Составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи. Прием «вхождения в картину». Чтение художественной литературы на тему  

Продуктивная деятельность

Рисование «Пейзаж за окном». Аппликация «Автопортрет», «Портрет друга».

Пластилинография «Заморский натюрморт»

Работа с родителями

Проведение индивидуальных консультаций. Рекомендации по выбору картины и подготовки о ней сообщения. Оформление информационного стенда «Музеи города». Оформление папки - раскладки «Советуем посетить вместе с детьми».

IV. Презентация проекта

Систематизация полученной информации: оформление альбомов, коллажей, мини-музея в группе.

Выставка проектов «Моя любимая картина».

Выставка рисунков по различным жанрам живописи

Досуг- викторина «Что же это за картина»

Заслушивание мини- выступлений детей по выбранной картине

Анализируя работу с детьми в проектах  можно сделать выводы:

  • В ходе  работы  дети приобретают  знания, умения, навыки которые способствуют их всестороннему развитию. Также у  детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
  • Использование данного метода способствует повышению самооценки детей. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
  • Реализация детских проектов помогает многим детям:
  • испытать радость открытия;
  • чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;
  • успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни
  •   Родители становятся активными участниками образовательного процесса, меняется стиль общения взрослого с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

Организация проектной деятельности в работе с детьми с общим нарушением речи.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в хо...

Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Использование современных технологий  - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность  повышают результаты корр...

«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....

Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...

Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....