Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка
кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 58.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 24 «Космос»
Методические рекомендации
«Использование проектной деятельности с детьми
с тяжелыми нарушениями речи»
Составила:
Машкова Н.В., воспитатель
г. Сургут
1. Пояснительная записка.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящей главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка ФГОС - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
В современном словаре педагога все чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. В ряду профессиональных компетенций педагога появилось требование к формированию проектировочных умений воспитанников, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Однако, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место и в системе коррекционного дошкольного образования. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.
2. Актуальность
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамоты.
В этой ситуации метод проектов как одно из средств позволяет педагогу решать сложнейшую задачу «преобразования стандарта образования из безличной формы всеобщности в личную культуру учащегося», соразмерить единство знаний обучающегося с опытом, пониманием, возможностью реализовать их на практике в соответствии с личным интересом и интересом общества. Современный человек умеет наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, умеет преодолевать конфликты и противоречия – все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.
Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.
3. Основоположник метода проектирования
Исторический аспект позволяет представить разные исторические версии технических решений одной задачи, кроме того, необходим как «фундамент творения будущего» (А.М. Лобок).
Некоторые исследователи полагают, что отличительной чертой настоящего является его «все пронизывающая проектность». Проектируют все и всё. Проектирование стало стилем жизни.
Джон Дьюи – основоположник метода
Метод проектов возник во второй половине XIX в. Джон Дьюи (1859–1952), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни». Опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной, обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом – восхождения от частного к общему.
Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими [6, с. 71]. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести.
4. Метод Проектирования.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Метод проектов в ДОУ это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителя, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности и презентации полученных результатов.
В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, является обязательное включение задач речевого развития:
- Активизировать и обогащать словарь;
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- упражнять в составлении рассказов;
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР содержание образовательной деятельности построено на основе изучения материала с опорой на лексические темы (тематический принцип планирования коррекционно - образовательной работы). Это значительно облегчает и предполагает использование проектного метода, который подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основании которого лежит проблема.
В ходе проекта дети с ТНР решают различные познавательно-практические задачи вместе со сверстниками и взрослыми и мотивированно обогащают и активизируют словарь, развивают умение составлять предложения, употреблять в речи грамматические категории, составлять рассказы. Без сформированной мотивации учения сложно добиться заметных результатов в обучении.
Важно распределить обязанности взрослых в реализации проекта и определить роль каждого педагога, участвующего в реализации проекта. Дифференцированное определение содержания образовательных и коррекционных задач позволяет более полноценно использовать достижения как современной дошкольной методики, так и коррекции. Педагог (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель) должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению.
Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения осуществляется в двух направлениях:
- непосредственно: через личностно- значимую деятельность ребёнка;
- опосредованно: через личностно - значимых субъектов (педагогов, родителей).
Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогам в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают и свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Смена детской деятельности, в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.
Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все».
Типы проектов:
- Исследовательский - гипотеза
- Игровые
- Информационные
- Практико – ориентированные
- Творческий – художественно эстетическое развитие
Проекты бывают по длительности: краткосрочные, долгосрочные.
Георг Кристоф Лихтенберг сказал: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим». Самое трудное, как оказалось в процессе работы, — выбрать интересную тему проекта. Оптимальный выход — фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место. Также очень важным моментом проектирования является — мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу.
Взаимодействие с семьёй — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Творческое взаимодействие педагогов и семьи является одним из наиболее важных, которое заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении интересов ребёнка.
В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.
В группе компенсирующей направленности детского сада проекты, в основном, классифицируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем. Проекты проводятся как внутри группы, так и между группами, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в группе компенсирующей направленности является формирование и развитие всех компонентов речи.
В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В условиях дизонтогенеза эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Тяжелые нарушения речи препятствуют усвоению социального опыта, развитию культуры общения, культуры речи, а также развитию познавательной и творческой активности. Ребенку с ТНР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый не только непосредственно решает коррекционные задачи, но и создает условия для развития речевых и коммуникативных способностей ребенка. В этой связи большой интерес представляет «детское проектирование», или интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование .
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой, не менее важной, – на постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка. По утверждению Песталоцци, каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать. О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет: развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и др.
С уверенностью можно сказать, метод проекта может стать не только эффективным средством речевого развития, но и в достаточной мере способствовать преодолению имеющихся у ребенка нарушений. В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР могут использоваться творческие проекты, содержание которых ограничивается определенной тематикой.
Чтобы легче ориентировать проект на освоение содержания проблемы и помочь воспитанникам сконцентрироваться на важных аспектах решаемой проблемы подбираем литературу, наглядный и дидактический материал, проектируем план оценивания; придумываем задания, где будут учитываться потребности, которые будут связывать воспитанников с внешним миром, и будут включать развивающие и исследовательские задания и т. п.
Таким образом, метод проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Проектная деятельность выступает уникальным средством обеспечения сотрудничества педагога, родителей и детей, способом организации личностно — ориентированного подхода к образованию. Кроме того, проектная деятельность открывает возможности и для формирования представлений об окружающем, так как ребёнок не только накапливает достаточно большой объём новой информации, но в совместной деятельности эти представления становятся более прочными, обобщёнными. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Классическим считается положение американского писателя Джеймса Джонса (1921–1977) о том, что процесс проектирования в своем развитии проходит три фазы:
- Дивергенции – расширения границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно обширного пространства для поиска решения;
- Трансформации – создания принципов и концепций;
- Конвергенции – выбора оптимального варианта решения из множества альтернатив
Организационно-методические условия проектирования
ИНИЦИИРУЮЩИЙ ЭТАП
1. Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и жанры будущих проектов, мотивирование учащихся на проектную деятельность.
2. Стендовая информация о проектной работе.
3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и пр.).
4. Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов.
5. Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта, распределение задач (обязанностей) между членами группы.
6. Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.
7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проектов.
Результат Обоснование необходимости проектирования, создание условий
информационно- материального ресурсного обеспечения.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭТАП
1. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром проекта, подбор иллюстраций.
2. Организационно-консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проектов.
3. Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.
4. Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулирование выводов.
Результат Создание плана (программы) работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата.
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Оформление результатов проектной деятельности.
2. Репетиционно-консультационное занятие: предзащита проекта.
3. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
4. Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов.
5. Подготовка к публичной защите проектов:
• Определение даты и места;
• Выпуск распоряжения о порядке защиты и составе аудитории (включая независимую экспертную комиссию);
• Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам (медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-,видеосъемка и пр.);
• Определение списка гостей, приглашаемых на защиту;
• Составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты;
• Оформление пригласительных билетов;
• Подготовка аудитории;
• Приглашение гостей;
• Стендовая информация о мероприятии;
• Подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектных работ.
6. Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение порядка мероприятия.
7. Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов.
Результат Подготовка проекта, продукта, материалов презентации: тезисов
доклада, приложений.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Публичная защита проектов.
2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
3. Фуршет для участников.
Результат Презентация проектов.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
1. Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов).
2. Обобщение материалов. Оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов.
Результат Рефлексия выполненной работы.
Приведенная последовательность действий соответствует понятию процесса, адекватна логике учебного проектирования, обеспечивает достижение необходимого результата на каждом выделенном этапе, позволяет педагогу выделить сущностные, объективные стороны процесса проектирования.
Успешный проект надо планировать, постоянно помня о конечном результате, и организовывать вокруг основных концепций и понятий.
Для осуществления проектной деятельности воспитанниками необходимо, чтобы ею владел сам педагог. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица).
Макет проекта.
МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ
«Зеркало прогрессивных преобразований»
- Постановка проблемы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)
Ситуация «минус»
Ситуация «плюс»
- Цель проекта:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задачи:
- Мероприятия: Отв.
- Результат/продукт:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Критерии результативности: ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________
- Анализ ресурсов: __________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:
- Виноградова Н. Е., Е. П. Панков. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. — М.: Айрис — пресс, 2013.
- Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.:– 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2011.
- Н.А. Краля Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
- Реброва В. И. «Проект как форма совместной деятельности детей и взрослых в соответствии с новыми ФГТ» / «Детский сад будущего — галерея творческих проектов» № 01 — СПб, ООО «Галерея проектов», 2011.
- Реброва В. И. «Проектная деятельность в образовательной практике современного детского сада» / «Детский сад будущего — галерея творческих проектов» № 03 (04) — СПб, ООО «Галерея проектов», 2012.
- Украинцева О. П. Проектная деятельность при взаимодействии с семьёй // Воспитатель ДОУ. – 2012. — № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на общегородском семинаре на базе МПК, посвященного 190-летию К.Д. Ушинского...
"Использование техники "Биоэнергопластика" "в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Применяя биоэнергопластику в работе с детьми ТНР, пришла к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно для детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладон...
Статья: «Метод проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ТНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназ...
Использование интеллект карт в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на городском методическом объъединении учителей-логопедов ДОУ г. ЗеленогорскаАктуальность внедрения интеллект-карт обеспечивается их содержанием, в основе которого лежат принципы, заложенн...
«Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....
Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...