познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"
проект (подготовительная группа) на тему
Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие разные камни…», с элементами экспериментирования нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на подготовительную группу, для детей 6 – 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию «Чайка»
Экологический
познавательно – исследовательский проект
с детьми подготовительной группы
на тему: «Такие разные камни…»
номинация «Рациональное использование природных ресурсов»
Воспитатель:
Татаурова Елена Александровна,
первая квалификационная категория
город Нижняя Тура
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………….. …....3
- Общие положения………………………………………………………….5
- Реализация проекта ……………………………….…………………….…9
- Содержание познавательно-исследовательского проекта «Такие разные камни»……………………………………………………...……………...10
- Заключение ……………………………………………………………….12
- Список литературы...……………………………………………………..13
- Приложения ………………………………………………………………13
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(китайская пословица)
Детский сад сегодня - это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из направлений (ФГОС ДО), так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач, по экологическому воспитанию – это проектная деятельность.
Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие разные камни…», с элементами экспериментирования нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на подготовительную группу, для детей 6 – 7 лет.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира (Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.).
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Актуальность проекта
Федеральные Государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют пять образовательных областей, одна из которых – «Познавательное развитие» (п. 2.6). Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
На современном этапе разработана Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста, С. Н. Николаевой, цель которой – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.
В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
Этот проект:
Во - первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во - вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Благодаря проекту «Такие разные камни…» ребенок получает общие представления о мире камня, его применении в жизни людей, полезных свойствах.
Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их природный мир, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Развивайте, играйте, творите! Пусть для вас будет правилом:
«Сегодня не получилось - обязательно получится завтра,
Надо только захотеть!»
Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Состав участников: дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.
Срок реализации: долгосрочный (август, сентябрь 2015 г.)
Характер содержания проекта: ребёнок - педагог - родитель.
Цель проекта: формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к природным объектам, через реализацию проекта «Такие разные камни…»
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность;
• Создать условия для экспериментирования и опытов.
Развивающие:
• Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
• развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;
• развивать творческие и коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;
• воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
• воспитывать умение работать в группах.
Проект рассчитан на реализацию принципов обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику проекта, через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности детей;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и презентациями;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.
Целесообразность:
Педагогическая целесообразность данного проекта объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Проект разработан с учетом современных образовательных технологий:
- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)
- формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, ОДРМ)
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)
- средствах обучения (дидактический материал – альбом «Минералы», энциклопедия «Камни», «Бажовская энциклопедия», презентации и т. д.).
Критерии отслеживания результативности:
- Сформированность представлений:
- о свойствах камней;
- об особенностях и внешнем виде;
- о пользе в природе и в жизни человека.
- Умение обобщать собственный опыт работы в творческой деятельности.
- Желание проявлять внимание и взаимопомощь.
Реализация проекта
Этапы | Подготовительный Основной Заключительный |
Экспериментальная работа | Опыты, эксперименты |
Работа с родителями | Открытые занятия Консультации Встреча с интересными людьми Участие в реализации проекта |
Методы фиксации результатов опытно- экспериментальной деятельности | Наблюдения, составление творческого рассказа о рассматриваемом объекте, включение в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения, натуральные объекты |
Метод игрового обучения | Опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребёнка. |
Ожидаемые результаты | Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
|
Продукт проекта | Коллекция камней |
Содержание проекта
Этапы | ||
Подготовительный этап | ||
| ||
| ||
Основной этап | ||
Интеграция образовательных областей |
Содержание деятельности | |
Познавательное развитие | Беседы "Что мы знаем о камнях", "Простые и ценные камни". Беседа: «Как камни нам помогают?» Ситуативный разговор "Камень- друг, или враг?" НОД с использованием ИКТ «В гостях у хозяйки медной горы». Встреча с интересными людьми: техник –геолог, Крыпина Валентина Владимировна – беседа о свойствах камней, внешнем виде, где, как и кто добывает камни. | |
Социально - коммуникативное | Экспериментальная деятельность (работа в микрогруппах) по ознакомлению детей с миром камней. Показ презентации «В гостях у гномика Изумрудика». Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах. Драгоценные и полудрагоценные камни в ювелирных украшениях. Показ презентаций «Наш геологический музей», «Музей ИГРТ». | |
Физическое развитие | Знакомство с подвижными играми: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». | |
Чтение художественной литературы: | П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»; И.Н. Рыжов «О чем шептались камни»; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами». Чтение стихов о камнях. | |
Виды деятельности | Содержание деятельности | |
Художественно-тврческая | Поделки из камня, роспись камней. Совместные работы родителей и детей с использованием камней. Лепка «Кольцо с драгоценным камнем». Рисование мелками на асфальте. Рисование угольком на белом листе бумаги. Рисование простыми карандашами. | |
Игровая | Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Лото – камни», «Что из чего сделано»; Сюжетно-ролевые игры: "Геолог", "Шахтеры". | |
Опытно-экспериментальная | Игровые эксперименты: "Какой камень тяжелее?" "Пирамида из камней" "Тонет-не тонет?" Опыты: "Выращивание кристаллов соли" | |
Трудовая деятельность | Сбор и мытье камней. Оформление в группе зелёного уголка с помощью камней. | |
Заключительный этап | ||
Презентация коллекции "Вот такие камни!" |
Заключение
Знакомство с каменным материалом способствует эстетическому восприятию природы. Познавательный интерес воспитывает в детях любознательность, желание заниматься коллекционированием, узнать больше об интересных минералах и горных породах. В большинстве случаев для детей дошкольного возраста это практическое знакомство с коллекциями минералов, горных пород, ископаемыми остатками.
Во время экспериментов дети анализируют и делают сами выводы, определяя физические свойства каменного образца.
Они могут сами определить цвет, блеск каменного образца. Выполняют зарисовки с помощью графита. Ногтем царапают мягкие минералы. Могут проверить компасом магнитность камня.
Эти практические занятия настолько увлекают детей, что они готовы и дальше рассматривать и изучать камни.
Список литературы
1. Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004;
2.Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;
3. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;
5. Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;
6. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ, 2004;
9. Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003. №10 -11.
10.Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
11. http://doshkolnik.ru/stihi/5454-uralskie-kamni.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. Тема: Разные, разные мячи.
ЦЕЛЬ:способствовать формированию и развитию речевой активности и познавательных интересов детей c общим недоразвитием речи через опытно-экспериментальную деятельностьЗадачиРазвивать умение...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности при составлении коллекций из семян, камней, листьев с детьми младшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов и родителей....
Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомс...
Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...
Конспект по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе"Эти загадочные камни"
Знакомство детей с морскими, речными камнями рассмотреть их чем отличаются провести опыты и сделать выводы ,что камни твердые морские гладкие обкатанные водой ,а речные гладкие, но есть ше...
Конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию в средней группе "Такие разные камни"
Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию личности дошкольников....
Педагогический познавательно-исследовательский, творческий проект «Такая разная посуда»
Познавательно-исследовательский, творческий проект «Такая разная посуда»...