Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_kamney.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 16 г. Ейска МО Ейский район
Познавательно – исследовательский, творческий проект.
Тема: «Мир камней».
Автор проекта:
Кардаш О.П.
воспитатель МБДОУ ДСКВ №16
г. Ейска МО Ейский район
Проект «Мир камней».
По доминирующему виду деятельности: познавательно – исследовательский, творческий.
По количеству участников: групповой.
Участники: воспитатель Кардаш Оксана Петровна, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
По продолжительности: краткосрочный.
Предмет изучения – предметы неживой природы – камни.
Основные направления проекта:
- познавательно-исследовательское
- художественно – эстетическое развитие
Актуальность проекта:
В эпоху прогрессивного развития человечества в различных сферах деятельности: науке, технике, искусстве - телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь ребенка, и порой заменяют ему живое общение с миром природы. Являясь источником информации, в том числе и о мире живой и неживой природы, с одной стороны они позволяют расширять кругозор ребёнка, обогащать его новыми знаниями, а с другой стороны, не могут удовлетворить стремление ребёнка к самостоятельному познанию мира природы, через взаимодействие с объектами природы. Поэтому развитие познавательных интересов, познавательной активности дошкольников через опыты, эксперименты, практическую деятельность по преобразованию объектов природы приобретает особую актуальность. Так как позволяет ребёнку вживую прикоснуться к миру природы, понять значимость окружающей природы для человека, её ценность, уникальность; приобретённые в результате деятельности оперирования с предметами в процессе поисков и размышлений дошкольников, знания становятся для детей продуктом самостоятельного открытия.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы.
Цель проекта: способствовать воспитанию ценностного, созидательного отношения к миру природы, её богатствам, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Создание коллекции камней.
Задачи проекта:
- Уточнить знания об объектах неживой природы (элементарные представления о разнообразии камней, их свойствах, особенностях).
- Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.
- Воспитание экологически грамотного, любознательного отношения к миру природы. Формирование бережного отношения к природным ресурсам, основ целесообразного природопользования.
- Развивать навыки исследовательской деятельности. Развивать познавательный интерес детей посредством поисковой деятельности.
- Побуждать ребёнка выступать в роли своеобразного исследователя, самостоятельно воздействующего различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
- Вызвать интерес к созданию художественных образов на основе природных форм, способствовать индивидуальному самовыражению, развитию креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
- Дети могут называть свойства камней.
- Дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней.
- Знают о пользе камней в природе и жизни человека.
- Дети могут находить сходства и различия у камней.
- Дошкольники создают художественные образы на основе природных форм.
- Создание коллекции камней при участии родителей воспитанников.
План действий:
1. Постановка цели;
2. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
3. Организация познавательной, предметно - развивающей среды;
4. Определение направлений познавательной практической деятельности;
5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни в природе».
- Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.).
- Знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы».
- Разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала».
- Рисование на камнях.
Этапы проекта:
- Организационный
Дети:
- Вхождение в проблему: приходит Незнайка с ведерком камней и сообщает детям, что он коллекционер, так как у него целое ведро камней. На вопрос о том, что интересного он может рассказать о камнях, Незнайка признается, что он ничего о них не знает.
- Определение темы проекта: знакомство с многообразием камней в природе.
- Постановка цели и задач.
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где можем это узнать? |
Камни бывают разные | Откуда берутся камни | В энциклопедии |
Камни твёрдые | Что делают из камней | В музее |
Камни тяжёлые | Почему камни разные на ощупь | В художественной литературе |
Их трудно разбить | Как можно изменить камни | Рассмотреть изделия из камня |
2. Планирование деятельности:
Родители:
Информация для родителей о предстоящей деятельности:
- Консультации «Использование камней в жизни человека», «Кладовая земли», «Как живут камни».
Цель: Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте.
- Составление тематического альбома «Мир камней».
- Оформление совместно с родителями коллекции камней.
Цель: Содействие сотрудничеству детей и взрослых.
Педагог:
Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Подбор художественной литературы.
«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;
Совместная работа педагога с детьми:
Тема: «Удивительные камни»
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов
Тема: «Мы – геологи»
Цели: развивать тактильные ощущения, познавать «на ощупь» свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.
Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.
Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цели и задачи:
Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
Аппликация «Дом мы строим из камней» Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции
Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.
Рисование по произведению П. Бажова «Серебряное копытце»
Цель: развивать умение отражать впечатления, полученные во время чтения сказки, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Чтение художественной литературы
- Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»
- П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»
- Стихи, пословицы и поговорки о камнях. Цель: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.
Беседы «Откуда берутся камни?», «Камни в природе», «Камни. Как человек использует камни».
Цель: Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком.
Опыты и практические задания: «Вода камень точит», «Почему камни бывают разноцветными?», «Вулкан», «Какой камень тяжелее?»
Цель: Расширение кругозора и экологических представлений посредством опытов и в процессе практической деятельности.
Конструирование «Будем строить из камней»
Цель: Формирование умения планировать свою постройку и технологично осуществлять замысел.
Подвижные игры: «Шишка – камешек», «Песочные часы», «Положи скорее камешки», «Смелые верхолазы», «Камешек», «Царь горы», «Найди свой камень»
Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно. Систематизация знаний о взаимодействии и деятельности с камнями.
Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни» Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней.
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
- «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд».
Настольно-печатные игры:
«Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камушки на берегу»
Цель: расширять представления детей об окружающем мире
Сюжетно-ролевые игры
- «В поисках клада» Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.
3. Заключительный:
Продукт проектной деятельности:
- Коллекция камней.
- Выставка «Изделия из камня».
- Выставка детских творческих работ «Превращение камешка».
- Выставка рисунков по произведению П. Бажова.
Итоговое мероприятие:
- Физкультурное развлечение «Путешествие по горным просторам».
- Викторина «Что мы знаем о камнях»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Камни"
Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....
Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"
Знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Свойства камней».
В помощь педагогу....
Исследовательски-творческий проект Тема: "Что за чудесница, водица волшебница"
Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде. Задачи проекта:-создавать условия для формирования у детей познавательного интерес...
Познавательно –опытно– творческий проект Тема: "Чудо - огород"
Познавательно –опытно– творческий проект Тема: "Чудо - огород"...
ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект
Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...
Познавательно-исследовательский проект "Школа волшебников. Мир Камней" 2021
Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....