Индивидуальный план повышения профессионального уровня
методическая разработка на тему
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_minnegalieva_a.r.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2013-2014 г.
Тема: «Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГОС»
Воспитатель
Миннегалиева А.Р.
Тема: Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГОС.
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Проблемы:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей;
3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности
Перспективный план
1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап
Теоретический
1. Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
2. Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)
3. Самореализация
-Работа с методической литературой.
-Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
-Изучение методики О.С.Ушаковой
3 этап
Практическое решение проблемы
1.Работа с детьми
- Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Разучивание стихотворений, песен.
- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.
2.Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
- Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
- Семинар-практикум «Речь и весёлый мяч»
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
3.Самореализация
-Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГОС.
-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
3Самореализация -Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей
5 этап
Итогово – контрольный
1.Работа с детьми Мониторинг по развитию связной речи.
2.Работа с родителями Анкетирование родителей.
3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений,картотек и т.д
Литература:
• О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
• О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
• О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
• Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва 2010г.
• А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
• Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
• серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
• «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.
• «Учимся по сказке» Т. Большева.
• Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
• А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2014-2015 г.
Тема: " Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях в ФГОС "
Воспитатель
Миннегалиева А.Р.
"Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях ФГОС".
Актуальность выбранной темы
Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Физическое развитие по ФГОС включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
2) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
3) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста
Цель работы по самообразованию: повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.
Задачи:
- реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию;
- развитие интереса к игре;
- воспитание самооценки и самоконтроля;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008 2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003. 3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005. 3. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004. 4. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014 | |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Дидактические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни – «Мой день», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила гигиены» и др. | День здоровья (март) |
Сентябрь-май | Обучение подвижным играм, соответствующим возрасту детей и развивающим физические качества – силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, разные виды движений: сила и выносливость – «Волшебный канат», «Кто сильнее?», «Кто дальше?» и др.; быстрота и ловкость – «Кошки-мышки», «Кто скорей?», «Ловишки», «Быстро в домик» и др. гибкость: «Гонка мячей», «Уточка», «Медвежата»; бег: «Спящая лиса», «Самолёты» и др.; прыжки: «Зайцы и волк», «Лягушки и цапля» и т.д.; ползание и лазание: «Обезьянки», «Котята и щенята» и др. | Досуг «Вечер подвижных игр» (январь). | |
Январь-апрель | Знакомство с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Курочка», «Лошадки» и т.д. | Спортивный праздник «Русские народные подвижные игры» (апрель). | |
Февраль | Знакомство с новыми музыкально-подвижными играми: «Замри», «Танец на газетке», «Кошки-мышки». | ||
Май | Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). | Выставка работ детского творчество «Мои любимые игры». | |
Работа с родителями | Ноябрь | Просмотр работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ. | Открытый показ образовательной деятельности «Путешествие в Зелёную страну» |
Январь | Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста». | Папка-передвижка | |
Апрель | Краткосрочный проект «Необычный мяч». | Развлечение с участием родителей «Школа мяча». | |
Самореализация | Февраль | Консультация для педагогов по теме самообразования. | Выступление на семинаре-практикуме. |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2015-2016 г.
Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"
Воспитатель
Миннегалиева А.Р.
Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников.
Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность выбранной темы
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". | |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия». Экскурсии по родному городу. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Стенд «Моя Родина – Россия». Картотека игр. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу». | Выставка рисунков "Улицы нашего города". | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Экскурсия в краеведческий музей города. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. | Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | |
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Мамин портрет». | |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос». | Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | |
Май | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. | Развлечение, посвящённое Дню Победы. | |
Сентябрь - май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Фотовыставка «Моё любимое место в городе» |
Октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | ||
Ноябрь | Оформление альбома «История нашего города». | Альбом «История нашего города». | |
Февраль | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | ||
Март | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | ||
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. | Развлечение «Игры наших бабушек». |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2016-2017 г.
Тема: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Воспитатель
Миннегалиева А.Р.
Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Уч.пед.гиз, 2004. 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 2005. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-2013 - №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 2000 - №7 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Октябрь | Загадки о животных. | Вечер развлечений «Загадки лесовичка». | |
Ноябрь | Загадки о растениях. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Загадки об игрушках, сказочных героях. | Конкурс загадок «В гостях у Угадайки». | |
Февраль | Загадки о природе, природных явлениях. | Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». | |
Март | Придумывание загадок детьми. | Коллективное оформление книги «Загадки». | |
Апрель | Загадки о транспорте. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». | |
Май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Октябрь | Папка - передвижка «Загадки из детства». | ||
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями. | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | |
Май | Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. | ||
Самореализация | Февраль | Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» | |
Май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2017-2018 г.
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря»
Воспитатель
Миннегалиева А.Р.
Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста, как средство общения и обогащения активного словаря.
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Актуальность темы:
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.
Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
План работы по теме:
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004. 2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999. 3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005. 4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т. 5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. 6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. | |
Октябрь | Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д. | ||
Ноябрь | Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. | ||
Январь | Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д. | ||
Февраль | Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы. | |
Март-апрель | Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». | ||
Работа с родителями | Октябрь | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. | Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». |
Ноябрь | Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» | Папка-передвижка. | |
Январь | Консультация «Учим ребёнка общаться». | ||
Февраль | Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». | Театрализованный показ «Наши любимые сказки». | |
Март | Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. | Памятки для родителей. | |
Апрель | Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?». | ||
Самореализация | Октябрь | НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки». | Открытый просмотр НОД во второй младшей группе. |
Январь | Сообщение на педсовете по теме: «Активизация речи детей 3-4 лет». | Выступление на педсовете ДОУ. | |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2018-2019 г.
Тема: «Речевое развитие дошкольников на занятиях и в совместной деятельности»
Воспитатель
Миннегалиева А.Р.
Актуальность:
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.
Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.
Еще К.Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Великие педагоги и психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.А. Фомичева, К.Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.
Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:
- ухудшение состояния здоровья детей
- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Поэтому речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас - педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Итак, целью познавательно - речевого развития является:
- всестороннее развитие личности ребенка;
- приобщение к человеческим ценностям;
- формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности;
Задачи:
- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на следующие направления:
- Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.
- Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.
План работы по самообразованию
месяцы | Направленность действий и содержания работы | |||
педагог | дети | родители | ||
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | Подбор скороговорок, чистоговорок для занятий с детьми Изготовление, оформление д/и «Цветовое лото» (называние и различение цветов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе) | Разучивание чистоговорок, скороговорок Знакомство детей с артикуляционным аппаратом. «Что нам помогает говорить». Разучивание упражнений для артикуляции | Доклад на родительском собрании: «Развитие речи на занятиях по изо. Деятельности» | |
Декабрь | Оформление стенгазеты «Синичкин календарь» | Разучивание с детьми стихотворений о зимующих птицах, беседа о помощи птицам зимой | Изготовление кормушек | |
Январь | Диагностика речевого развития дошкольников Подбор предметных, сюжетных картинок для составления д/и, папок по развитию речи | Д/и «Найди лишний предмет», «Подбери пару», составление рассказов по картинкам | Оформление папки- передвижки «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» | |
Февраль | Оформление уголка по развитию речи по тематике: «День Защитника Отечества» Занятие по развитию речи «Описание и называние одежды» | Рисование перчаток, украшение их узорами, д/и «Оденем куклу на прогулку», «Купи вещь в магазине» | Консультация для родителей: «Правильно говорим» | |
Март | Доклад «Особенности формирования грамматически правильной речи у детей на занятиях и в совместной деятельности» Знакомство детей с понятием «этикет». Проведение занятия «Золотые ключики к сердцам» | Обыгрывание сюжетов: «Мы в гостях», «В магазине», «В больнице», | ||
Апрель | Работа над проектом. Составление альбома: «Всякая пословица к слову молвится»(альбом с пословицами по темам: «Дружба», «Труд», «Мама», «Книга», с фотографиями детей) | Разучивание пословиц, объяснение смысла пословиц, их обыгрывание | Подбор пословиц и поговорок по темам: «Дружба», «Труд», «Мама», «Книга» | |
Май | Оформление альбома по звуковому произношению, подбор картинок | Д/и «Поймай звук», «Поющие звуки», «Где живут звуки» |
Основные направления работы ДОУ на 2018-2019 учебный год и мое участие в методической работе детского сада
Раздел плана | сроки | Форма работы | Практические выходы |
Изобразительная деятельность | Ноябрь- декабрь | Оформление д/и по изобразительной деятельности, | доклад на родительском собрании : «Умения и навыки, которыми овладевают дети в средней группе на занятиях по изо. Деятельности» |
Развитие речи | Январь- Февраль | Подготовка наглядного материала для занятия, д/и «Летняя и зимняя одежда», «Покупаем вещи в магазине», «Что можно делать с одеждой» | Открытое занятие : «Описание и называние одежды» |
Этические нормы поведения детей в обществе | Март- апрель | Доклад: «Совместная работа детского сада и семьи по формированию этических норм у детей дошкольного возраста» Проведение занятия «Золотые ключики к сердцам» |
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2019-2020 г.
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Воспитатель
Миннегалиева А.Р.
Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на активизацию словаря детей 3-4 лет»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2010. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 2014. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. | |
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. | Досуг «Вечер загадок». |
Ноябрь | Театрализованная постановка. | Инсценирование русской народной сказки «Теремок». | |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Работа с родителями | Январь | Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей. | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Май | Консультация для родителей. | «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» | |
Самореализация | Март | Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». | |
Май | Открытый показ НОД во второй младшей группе. | Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны
Методическая тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения. Общественно-педагог...
Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...
Индивидуальный план профессионального уровня в межаттестационный период
laquo;Развитие творческих способностей дошкольниковчерез ручной труд, с бумагой в технике «Квиллинг»....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ (ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду" План профессионального развития (самообразования) педагога на межаттестационный период.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 181 комбинированного вида»Советского района г. Казани ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕ...
Отчет по выполнению плана повышения профессионального уровня воспитателя. Индивидуальный план повышения профессионального уровнявоспитателя.
отчет по выполнению плана повышения профуровня и план повышения профуровня...
Индивидуальный план профессионального уровня по теме самообразования «Преемственность ДОУ и школы» в работе с детьми 6-7 лет»
Актуальность преемственности ДОУ и школы обусловлена положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, согласно которому дошкольное образование направлено на формирование о...