Формирование навыков самообслуживания, как один из аспектов оздоровительной работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
статья (средняя группа) на тему
Статья содержит практические рекомендации для повышения эффективности процесса формирования навыков самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levina_1_doc.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Левина Ирина Владимировна – воспитатель
МДОУ дет.сад № 209 г. Ярославль
Формирование навыков самообслуживания, как один из аспектов оздоровительной работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
В современном мире здоровье является базовой потребностью человека. Поэтому для педагогов дошкольного образования приоритетной становится задача оздоровления детей. В образовательном учреждении компенсирующего вида оздоровительная работа включает два аспекта:
- создание условий для укрепления и сохранения здоровья воспитанников и формирования культурно – гигиенических навыков;
- формирование мотивации быть здоровым, вести здоровый образ жизни и сформировать элементарных представлений о значении здоровья в жизни человека.
Анализ образовательных программ позволил сделать вывод, что одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является достижение наиболее высокой степени самостоятельности. Первым шагом в работе по решению этой задачи становится формирование навыков самообслуживания.
Вся педагогическая работа, направленная на формирование навыков самообслуживания у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта, строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. А значит, педагоги должны выработать у каждого ребенка автоматизированные подконтрольные действия, которые будут направлены на соблюдение гигиенических правил, на заботу о чистоте тела, о порядке в одежде, готовность сделать для этого все необходимое и желательно без требований извне, а из внутренней потребности.
Необходимо отметить, что особого внимания заслуживает деятельность педагогов по данному направлению в процессе работы с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальной недостаточности.
Воспитание ребенка с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности начинается в «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, приема пищи, одевания, раздевания.
При формировании навыков самообслуживания необходимо использовать не только естественные бытовые ситуации, но и специально организованную среду, которая позволит успешно формировать навыки самообслуживания.
Участие ребенка в процессе обучения должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к обучению.
Например, такими приемами могут быть:
- хоровод «Вот какие малыши», который заканчивается коллективным обниманием;
- коллективное одобрение получившегося результата каждого ребенка со словами «Ура, Егор – молодец!» и хлопаньем в ладоши.
Процесс обучения должен сопровождаться дидактическими играми целью которых является формирование представлений о частях тела, о половой идентификации ребенка, о функциях анализаторов.
Дидактическая игра: «Я – ребенок». Цель: формирование представлений о частях тела, половой идентификации. Условия игры предполагают рассматривание частей тела у куклы, соотнесение с собственными, а затем на плоскостном наглядном материале.
Дидактическая игра: «Что для чего?» (части тела). Цель: формирование представлений об анализаторах. Условия игры предполагают выбор необходимых объектов окружающего мира и соотнесение с органом чувств.
Дидактическая игра:«Что для чего?» (предметы личной гигиены). Цель: формирование представлений и знаний о предметах личной гигиены, посуды, постельные принадлежности, их назначении и использовании.
Дидактические игры, направленные на формирование знаний о сервировке стола к чаепитию, обеду, а также правил поведения за столом.
«Накроем стол к обеду», «Угости зайчика морковкой», «Утро в сказке Три медведя».
Дидактические игры, целью которых является формирование представлений об элементах одежды, последовательности одевания и раздевания.: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Наряди Машу», «Оденем кукол к празднику» и другие.
Дидактическая игра «Будь здоров». Цель игры – формировать правильное отношение к здоровью. Условия игры предполагают формирование знаний о поведении направленном на охрану здоровья: зрения, слуха, уход за зубами.
Необходимо отметить, что вся работа по формированию навыков самообслуживания строится в три этапа:
- обучающие действия с объемными предметами;
- закрепление и развитие знаний на плоскостном наглядно – печатном материале;
- закрепление полученных знаний, умений и навыков в отобразительных, ролевых играх, в самостоятельной деятельности детей.
Нельзя также забывать и о таком, важном компоненте педагогической деятельности, как работа с родителями. Для закрепления полученных в детском саду знаний, умений и навыков в домашних условиях педагоги нашей группы подготовили: информационные листовки: «Как правильно мыть руки», «Как не надо кормить ребенка»; «Памятка для родителей»; буклет «Я – ребенок».
Вся вышеперечисленная деятельность по формированию навыков самообслуживания позволяет повысить уровень самостоятельности детей и заложить основу для формирования мотивации быть здоровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
В ГБДОУ №13 базовой является программа " От рождения до школы". Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловк...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему условиями жизни и воспи...
Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида
В статье представлен опыт клубной работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Система методической работы с педагогами по вопросам развития речи детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида
Представленный материал содержит описание основных направлений , форм методической работы с педагогами ДОУ по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных задач годов...
Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
В статье обозначена актуальность проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образо...
Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида
внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ В ИНКЛЮЗИВНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья посвящена исследованию формирования навыков взаимодействия детей друг с другом в инклюзивном дошкольном учреждении. Автором обозначена актуальность и практическая значимость выбранной темы. Рас...